Версия для слабовидящих

Выступление председателя КСП Карповой Г.А. на заседании совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области 24 февраля 2016 года с отчетом о работе за 2015 год.

Уважаемые коллеги!

В соответствии с требованиями ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и Устава Контрольно-счетной палаты, утвержденного решением совета депутатов района, КСП представила в совет депутатов отчет о работе за 2015 год. Отчет составлен по форме, одобренной и рекомендованной Президиумом Союза МКСО России.

 

В 2015 году деятельность Контрольно-счетной палаты осуществлялась в соответствии с планом работы, утвержденным председателем Контрольно-счетной палаты и на основании Соглашений о передаче КСП полномочий контрольно-счетных органов всех 13-ти поселений муниципального района.

Реформа местного самоуправления выдвинула ряд актуальных задач, связанных с укреплением института местного самоуправления.

Одна из них - повышение эффективности контроля и за доходами бюджетов, а также за использованием бюджетных средств, за управлением муниципальной собственностью. В настоящее время, контрольно-счетные органы муниципальных образований являются неотъемлемым элементом системы управления.

В отчетном периоде КСП проведено 22 контрольных и 288 экспертно-аналитических мероприятий.

КСПалата, в соответствии с общим вектором развития внешнего финансового контроля в Российской Федерации, в отчетном периоде значительное внимание уделяла экспертно-аналитическим мероприятиям, вследствие чего по сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на 54%.

 

В 2014 году осуществление предварительного и  последующего контроля  за исполнением бюджета осуществлялось  контрольно-счетными органами исходя из понимания контроля,  как  функции управления, представляющей собой систему наблюдения и проверки функционирования объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений, выявления степени их реализации, обнаружения и предупреждения отклонений и неблагоприятных ситуаций.

Подготовлено 288 заключений по проектам муниципальных правовых актов органов местного самоуправления. Из общего количества внесенных КСП предложений (124) учтено более 90% (117).

Экспертно-аналитическое сопровождение принятия правовых актов обеспечивало их качество и профилактику нарушений законодательства.

В 2015 году в рамках единого областного экспертно-аналитического мероприятия проведен Анализ доходов консолидированного бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, полученных за 2013 и 2014 годы от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Об итогах данного мероприятия доложу сегодня в соответствии с утвержденной повесткой заседания.

Скажу одно: По результатам проведения данного мероприятия, за активное участие в его подготовке и проведении Контрольно-счетная палата муниципального образования Тосненский район Ленинградской области награждена Почетной Грамотой Контрольно-счетной палаты Ленинградской области.

 

Основным направлением деятельности КСП в 2015 году продолжал оставаться контроль за использованием бюджетных ресурсов и результативностью их расходов.

 

Внешняя проверка проведена в отношении 13  годовых отчетов об исполнении бюджетов, а также  годовой бюджетной отчетности 19-ти главных администраторов бюджетных средств (совет депутатов района, администрация муниципального района, комитет финансов, комитет социальной защиты и комитет образования администрации муниципального района, 13 администраций поселений, Контрольно-счетная палата).

Фактов недостоверности годовой бюджетной отчетности  муниципальных образований не выявлено.

Установлены отдельные недостатки в части своевременности и полноты отчетности, заполнения отдельных форм отчетности,  недостаточной информативности отчетности, отсутствия внутреннего контроля исполнения бюджета.

В отдельных случаях отмечены недостатки в работе с кредиторской и дебиторской задолженностью, по обеспечению эффективности расходования бюджетных средств, по оценке эффективности реализации муниципальных программ, по учету и инвентаризации активов и обязательств муниципальных образований.

По результатам проведенной внешней проверки направлены заключения в адрес всех руководителей главных администраторов бюджетных средств. Заключения на годовые отчеты об исполнении бюджетов направлены в советы депутатов и главам администраций. В заключениях даны рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков. В Контрольно-счетной палате осуществляется контроль  их устранения.

В отчетном периоде проведена проверка  обоснованности планирования и расходования средств местного бюджета на оплату труда в местной администрации    Шапкинского сельского поселения за 2014 год и январь – апрель 2015 года», а также контрольное мероприятие «Проверка расходования средств местного бюджета на оплату труда в органах местного самоуправления    Любанского городского  поселения за 2014 год и первое полугодие 2015 года».

Всего контрольными мероприятиями в 2015 году охвачены 20  объектов контроля - органы местного самоуправления.

Объем проверенных бюджетных средств всего составил 4 108,77  млн рублей. По результатам контрольных мероприятий в 2015 году выявлено нарушений и недостатков в сумме 26, 85 млн рублей.

 

Важным аспектом в работе КСО является не только выявление несоблюдения действующего законодательства в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, но и их устранение, а также предотвращение их проявлений.

 

Важным направлением деятельности КСП являлся контроль за устранением нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, и предотвращение их в будущем, чему способствует разработка и утверждение органами местного самоуправления  нормативного правового акта, утверждающего порядок рассмотрения структурными подразделениями местных администраций, а  также находящимися в их ведении муниципальными учреждениями и предприятиями, документов, поступающих из КСО по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Особое внимание при анализе результатов проведенных мероприятий уделялось выявленным недостаткам и проблемам системного характера с целью поиска путей их исключения.

Внешний финансовый контроль, являясь составной частью и завершающим звеном единой системы финансового контроля, обеспечивал в 2015 году в силу своих возможностей и полномочий законность, эффективность и рациональность использования бюджетных средств на местном уровне.

Итоги большинства мероприятий внешнего финансового контроля были рассмотрены на заседаниях профильных комиссий Совета депутатов района и на заседаниях советов депутатов поселений.

 

Основной целью деятельности КСП видится не только осуществление контроля за эффективностью управления муниципальными финансовыми и материальными ресурсами, но и активное содействие органам местного самоуправления в организации эффективного управления.

Роль состоит не только и не столько в том, чтобы выявлять как можно больше финансовых нарушений, возвращать в бюджет неправильно истраченные бюджетные средства, инициировать возбуждение уголовных дел против нарушителей финансовой дисциплины.

Во главу угла мы ставим цели организации взаимодействия и совместной работы КСО и ОМСУ для сведения финансовых нарушений к минимуму, достижения максимально рационального и эффективного управления общественными финансовыми и материальными ресурсами.

При этом важно совместно контролировать не только процесс, ушедший в прошлое, но и моделировать будущее, предупреждать потери финансовых средств еще на стадии планирования бюджетов, осуществлять предварительный контроль.

В связи с этим хочу подчеркнуть, что там, где руководитель действительно заинтересован в достижении конечного результата, такое взаимодействие организовано в первую очередь (поблагодарить В.В. - за регулярность встреч по обсуждению актуальных вопросов, Гончарова В.З., Кима Р.И., Сергеева И.А. - за проявляемую заинтересованность в эффективном и результативном взаимодействии, Николаева Н.П., Юсину В.Н., Семенова В.Ю., Шишкина И.В. – за внимательное отношение к рекомендациям и предложениям КСП).

Практика многих коллег показывает: где организованы взаимодействие и совместная работа, муниципальные контрольно-счетные органы не только выявляют нарушения в использовании средств местных бюджетов, но, прежде всего, помогают органам местного самоуправления оптимально концентрировать усилия и бюджетные ресурсы на действительно приоритетных направлениях своей бюджетной политики и за счет этого повышать эффективность и результативность своей деятельности при реализации вопросов местного значения.

Система взаимодействия в сфере внешнего муниципального контроля, способствующая повышению эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления достаточно многогранна. Это участие  депутатского корпуса в планировании деятельности контрольно-счетных органов, проведение совместных мероприятий, рассмотрение отчетов о результатах  проверок на заседаниях представительных органов и их комитетах. И в конечном итоге - принятие конкретных совместных  решений. 

 

Процесс формирования программного бюджета – та деятельность, которая требует взаимодействия и координации работы всех органов: представительных, исполнительных и контрольных. Основная цель программного бюджетирования состоит в повышении социальной и экономической эффективности расходов.

 

Совместная работа по анализу муниципальных программ, экспертизе проектов местных бюджетов, контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, проводимые органами внешнего муниципального финансового контроля, позволяют выявлять доходные источники бюджета, возможные резервы и механизмы его пополнения, а также внутренние резервы в расходах бюджета над которыми нужно работать. Вырабатываются предложения органам местного самоуправления с точки зрения оптимизации  расходов и  их эффективного использования.

Выявление нарушений и недостатков, а также причин их возникновения и последующая работа органов местного самоуправления по их устранению должны положительно сказываться на последующих результатах и опять-таки влиять на повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления.

КСП по результатам мероприятий, помимо направления рекомендаций непосредственно объекту контроля, представлена информация представительным и исполнительным органам местного самоуправления для принятия соответствующих правовых актов по совершенствованию бюджетного процесса, повышению эффективности использования средств бюджета, и результативности деятельности органов местного самоуправления. Зачастую выявленные нарушения носят системный характер, причиной которых является отсутствие нормативного правового регулирования тех или иных процессов на муниципальном уровне.

По результатам проведенных контрольных мероприятий в Шапкинском СП и в Любанском ГП по проверке обоснованности планирования и расходования бюджетных средств на оплату труда в органах местного самоуправления этих поселений оперативно приняты муниципальные нормативные правовые акты представительных органов поселений, регламентирующие вопросы оплаты труда, внутренние правовые акты, регламентирующие деятельность структурных подразделений и должностных лиц.

 При этом повышению эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления способствует принятие правовых актов муниципального образования, регулирующих взаимодействие органов местного самоуправления и их подразделений.

Для оптимизации взаимодействия органов МСУ полагали бы целесообразным рекомендовать постановлениями местных администраций утвердить регламенты рассмотрения итоговых документов КСП – актов, предписаний  и представлений Палаты.

По нашему мнению принятие подобного постановления будет способствовать повышению эффективности работы и администрации, и подведомственных муниципальных учреждений. В рамках такого Регламента возможно осуществление рассмотрения результатов не только проведенных контрольных мероприятий, но и экспертиз проектов бюджета, а также его исполнения.

Данная схема взаимодействия представительных и исполнительных органов местного самоуправления с КСП позволит обеспечить двусторонний контроль за устранением выявленных нарушений и исполнением сформированных предложений - и со стороны администрации, и со стороны совета депутатов.

Бюджетное планирование, ориентированное на результат, является одним из элементов системы взаимодополняющих мер по повышению эффективности управления и как таковое способно дать максимально положительный эффект. Переход на программный бюджет предусматривает новый уровень управления процессами в муниципальном образовании, которые осуществляются посредством расходования бюджетных средств на соответствующие мероприятия.

Вновь принятым Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.

Соответственно, проводя экспертизу программ КСП осуществляет проверку ее содержания на предмет соответствия указанному понятию, а также определяет ее соответствие требованиям бюджетного законодательства.

Давая оценку программе, и внося предложения и рекомендации по  результатам экспертизы, тем самым, КСП имеет возможность влиять на повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления. В 2015 году проведено 23 экспертизы проектов муниципальных программ района и Тосненского ГП, подготовлены соответствующие заключения.

Один из главных принципов бюджетной системы, закрепленный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, – принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Мы стремимся дать финансовую оценку эффективности и экономности использования бюджетных средств в рамках программного бюджета.

Итоги  говорят о двух проблемах:

  1. о низкой эффективности (зачастую – неэффективности) использования бюджетных средств;
  2. о нереалистичности планируемых показателей, которые закладываются в программы.

Учитывая, что неэффективные расходы в соответствии с законодательством не подлежат восстановлению в бюджет, их предупреждение и профилактика могут дать большой экономический эффект.

За 2015 год проведено 80 экспертиз проектов бюджетов, изменений в них.

Проводя экспертизу проектов бюджетов, муниципальных программ, мы пытаемся влиять на принятие управленческих решений на этапе планирования бюджетных расходов, предупреждая возможные потери бюджетных средств.

Таким образом, стремясь качественно выполнять свои функции,  КСО вносит свой  вклад в социально-экономическое развитие территорий.

С целью расширения взаимодействия, обмена опытом в условиях изменения бюджетного законодательства, а также законодательства, регламентирующего деятельность контрольно-счетных органов, содействия профессиональной подготовке и повышению квалификации сотрудников контрольно-счетных органов муниципальных образований в отчетном году КСП активно взаимодействовала с  КСП ЛО, муниципальными КСО ЛО, Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, Союзом МКСО России, а также информационное взаимодействие - с Управлением Федерального казначейства и с Тосненской городской прокуратурой.

Целью участия в проводимых контрольно-счетными органами РФ, ЛО мероприятиях было обсуждение итогов работы, новых методов и форм муниципального финансового контроля, актуальных изменений законодательства о государственном и муниципальном финансовом контроле, обновление теоретических знаний и практических навыков по организации и проведению контрольных мероприятий, реализации основных принципов и требований финансового контроля, оценки эффективности процедур контроля.

В целом, необходимо отметить, что от конструктивного делового взаимодействия органов местного самоуправления зависит  эффективность управления общественными ресурсами и, в    конечном итоге, финансовая стабильность муниципального образования.

 

Противодействие причинам, способствующим возникновению коррупционных проявлений (профилактика коррупции), в 2015 году в основном реализовалось КСП путем осуществления  экспертно-аналитической деятельности, в частности работе с проектами нормативных правовых актов при их вынесении на рассмотрение  депутатам.

Информация о результатах проведенных мероприятий регулярно представлялась в представительный и исполнительно-распорядительный органы. Осуществлялся контроль за исполнением направленных по результатам контрольных мероприятий представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.

В целом, обобщая итоги 2015 года необходимо отметить, что  одним из важнейших условий обеспечения соблюдения в том числе антикоррупционного законодательства является укрепление внутренней системы антикоррупционного контроля и совершенствование механизмов профилактики коррупции. На достижение указанных задач и будет направлена деятельность Контрольно-счетной палаты в 2016 году в пределах законодательно установленных полномочий.

 

В отчетном 2015 году План работы  выполнен не в полном объеме: 2 мероприятия по объективным причинам перешли на 2016 год: проверка использования средств на оплату труда в органах МСУ Ульяновского ГП  (это связано в ожиданием информации, запрошенной в некоторых государственных органах)  и проверка расходования средств  бюджета района МКУ «ЦАХО» (связано с большим объемом работы, который приходится корректировать в ходе мероприятия).

В целом в отчетном году реализация уставных целей и задач КСП обеспечена.

Все направления деятельности, в которых задействованы муниципальные финансы, с определенной периодичностью подвержены контролю.

КСП  в 2016 году продолжит совершенствование своей работы.

В условиях реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета требуется дальнейшее существенное укрепление экспертно-аналитического направления деятельности, дальнейшее сосредоточение усилий на работе  по профилактике нарушений бюджетного процесса.

Реализация направлений деятельности будет обеспечиваться посредством осуществления комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и при конструктивном взаимодействии  всех органов местного самоуправления.

Приоритет на 2016 год - Инвестиционная политика. К сожалению, это у нас больная точка. Мы по поручению  главы муниципального образования в 2016 году проведем несколько мероприятий по проверке расходования средств на реализацию адресной инвестиционной программы.

Реализуя задачу КСП в повышении эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления через призму их полномочий, в текущем году планируем уделять особое внимание вопросу установления  расходных обязательств и контролю финансового обеспечения из исполнения, проведению оценки эффективности формирования и исполнения муниципальных заданий, расширение практики проведения аудита эффективности бюджетных расходов  и аудита закупок.