В соответствии с требованиями законодательства председатель Контрольно-счетной палаты муниципального образования Тосненский район Ленинградской области Нам Н.А. 18 апреля 2024 года на очередном заседании совета депутатов муниципального образования Тосненского муниципального района Ленинградской области представила отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального образования Тосненский район Ленинградской области за 2023 год.
18 апреля 2024 года
Добрый день, уважаемый Александр Львович!
Уважаемые депутаты, участники заседания, приглашенные!
Представленный вашему вниманию отчет о деятельности контрольно-счетной палаты муниципального образования Тосненский район Ленинградской области за 2023 год подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований».
Представительный орган, как главный орган публичной власти, дает оценку работы органов местного самоуправления по достижению поставленных целей, в том числе и работе органа внешнего финансового контроля, то есть, контрольно-счетной палаты.
В представленном вам отчете содержится информация о всех значимых завершенных в отчетном году контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.
Законность, обоснованность, результативность, открытость и гласность - вот основополагающие принципы нашей работы.
Деятельность контрольно-счетной палаты строится на основании плана. В план работы на 2023 год были включены поручения представительных органов и предложение главы муниципального образования, проведено три мероприятия.
По ходу представленного отчета отмечены полномочия контрольно-счетной палаты, как органа внешнего муниципального финансового контроля, и указаны мероприятия, которые проводились во исполнение этих полномочий.
В соответствии с утвержденным планом работы в 2023 году проведено 29 контрольных и 53 экспертно-аналитических мероприятия.
Отчеты, заключения и иная информация по результатам проведенных мероприятий направлялись в адрес глав муниципальных образований, представительных органов и администраций муниципальных образований.
Контрольно-счетная палата является важнейшим муниципальным органом, активно влияющим на совершенствование бюджетного процесса, повышение финансовой дисциплины, качества и культуры управления объектами муниципальной собственности.
В отчетном периоде контрольно-счетная палата осуществляла контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивая единую систему контроля за исполнением бюджетов.
Так, в рамках предварительного контроля, который направлен на профилактику нарушений, оценивался проект бюджета, проводился анализ проектов нормативных правовых актов, касающихся расходов и доходов бюджета.
Подготовлены и направлены в представительные органы муниципального района и муниципальных образований 105 заключений на проекты решений.
В ходе мероприятий по оперативному (то есть, текущему) контролю рассматривались вопросы поквартального исполнения бюджета, устанавливались наибольшие рисковые зоны в управленческих процессах, отмечались отклонения от запланированных показателей и анализировались причины.
В рамках оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения бюджетов в отчетном году подготовлены и направлены в представительные органы 38 заключений.
Для объективности выводов контрольно-счетной палатой запрашивалась дополнительная информация у объектов контроля, исследовались иные данные, полученные из открытых источников.
Отмечается, что в подавляющем большинстве своем объекты контроля конструктивно настроены на диалог с контрольно-счетной палатой, и как правило, благодарят за подсказки и помощь, оперативно реагируют на замечания и устраняют недостатки, корректируя свою деятельность.
При последующем финансовом контроле контрольно-счетная палата, произвела проверки использования бюджетных средств на сумму более пяти миллиардов рублей.
По результатам проведенной внешней проверки направлены Акты в адрес всех руководителей. Заключения на годовые отчеты об исполнении бюджетов, содержащие рекомендации по устранению выявленных нарушений
и недостатков, направлены в советы депутатов и главам местных администраций.
Объем проверенных бюджетных средств в рамках выездных контрольных мероприятий в 2023 году составил более 30 миллионов рублей.
Всего за год сумма исследованных финансов составила почти 8 миллиардов рублей.
По результатам проведенных в 2023 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетной палатой составлено 27 Актов, 228 заключений, утверждено 2 отчета, которые направлены в адрес руководителей объектов контроля и главы муниципального образования Тосненский муниципальный район.
Деятельность инспекторского состава контрольно-счетной палаты фокусировалась на причинах и условиях возникновения нарушений, а также на поиске вариантов разрешения проблемных вопросов и выдаче рекомендаций по исключению недостатков. Концентрировалось внимание на анализе управленческих процессов, их слабых местах, выявлялись пробелы в нормативно-правовом регулировании.
Все нарушения и несоответствия нормам закона группировались в соответствии с утвержденным Счетной палатой Российской Федерации Классификатором нарушений и приведены в Отчете.
Всего в 2023 году в ходе осуществления внешнего муниципального финансового контроля выявлено 185 нарушений на общую сумму более семи миллионов рублей:
Выявлено неэффективное использование муниципальных средств в сумме 10 млн. 269 тыс. руб.
Устранено выявленных нарушений на сумму 1 252 920,00 руб. и обеспечен возврат средств в местный бюджет на общую сумму 622 700, 00 руб.
По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий подготовлено 32 предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений, в том числе 5 предложений по вопросам совершенствования бюджетного процесса.
За истекший год в адрес руководителей проверяемых органов местного самоуправления и учреждений внесено 2 представления и 2 предписания, также осуществлялся контроль в отношении исполнения 1 представления, внесенного в 2022 году.
По результатам контрольных мероприятий привлечено к дисциплинарной ответственности 4-е должностных лица.
На постоянной основе мы осуществляем контроль устранения выявленных нарушений в целях недопущения их в дальнейшем.
Все эти меры, по нашему убеждению, способствуют более результативному использованию бюджетных ресурсов и повышению качества муниципального управления в целом.
Отдельно хотелось бы отметить, что объектами контроля в 2023 году приняты соответствующие решения и меры, направленные на исполнение представлений, предписаний, а также реализацию предложений (рекомендаций) контрольно-счетной палаты по результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В отчетный период контрольно-счетная палата на постоянной основе взаимодействовала с представительным органом муниципального района и представительными органами муниципальных образований.
Контрольно-счетная палата является членом Союза муниципальных Контрольно-счетных органов, в мероприятиях которого работники контрольно-счетной палаты активно принимают участие.
Взаимодействие с контрольно-счетной палатой Ленинградской области и контрольно-счетными органами муниципальных образований Ленинградской области осуществлялось путем обмена практиками по отдельным вопросам внешнего муниципального финансового контроля.
Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность при взаимодействии с органом прокуратуры на основании заключенного Соглашения о взаимодействии.
Важной практикой для взаимодействия контрольно-счетной палаты с проверяемыми объектами контроля является рассмотрение результатов проведенных мероприятий, в целях обеспечения снижения количества нарушений посредством разъяснительной и профилактической работы.
Данный формат дает возможность получать обратную связь от объектов контроля, которые, в свою очередь, наряду с принятием комплексных мер по устранению выявленных нарушений, имеют возможность использовать результаты проверок при выработке управленческих решений.
В сети интернет контрольно-счетная палата имеет собственный сайт, на котором систематически размещается и актуализируется информация о проводимых мероприятиях и их результатах, а также информация
об организации деятельности контрольно-счетной палаты.
Вся эта работа осуществлялась силами коллектива контрольно-счетной палаты. Совместная работа, усердный труд позволили выполнить намеченный план и достичь тех результатов, о которых было сказано в моем докладе.
Приоритетными направлениями в деятельности контрольно-счетной палаты, по-прежнему, является повышение эффективности работы контрольно-счетной палаты как постоянно действующего органа внешнего муниципального финансового контроля, совершенствование методологического, правового и информационно-технического обеспечения деятельности, расширение взаимодействия с муниципальными образованиями.
Получение конечных результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, практическое оказание помощи объектам контроля в устранении недостатков и нарушений, также будут приоритетными направлениями в работе контрольно-счетной палаты в дальнейшем.
Деятельность контрольно-счетной палаты в 2024 году и последующие годы должна и будет содействовать усилению финансового контроля над использованием муниципальных ресурсов, соблюдением законности, обеспечением эффективности бюджетных расходов, совершенствованию системы управления и повышению результативности решения вопросов местного значения.
Контрольно-счетная палата благодарит представительные и исполнительные органы местного самоуправления Тосненского района Ленинградской области за внимательное и заинтересованное рассмотрение наших материалов, за активное и конструктивное взаимодействие.
Спасибо всем за внимание.