Версия для слабовидящих

В течение года в Тосненском районе работает контрольно-счетная палата. Ее миссия необычайно нужна и важна для современного российского государства. Сотрудники палаты контролируют законность, эффективность и целевое использование бюджетных средств, а также муниципального имущества. Подробнее о целях и задачах палаты нам рассказала ее председатель Галина Карпова.

- Галина Александровна, в начале нашего разговора хотелось бы понять, по чьей инициативе организована контрольно-счетная палата и насколько широки ее функции?

- Создание контрольно-счетной палаты – это результат проводимой реформы бюджетного законодательства. Необходимость появления подобного органа исходит из требований времени и экономической ситуации. Ну а инициатива принадлежит руководству страны и Счетной Палаты России. Еще в феврале 2011 года был принят федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований". Согласно этому закону в России создается целостная система внешнего государственного и муниципального финансового контроля. Говоря простыми словами – все, что связано с государственными и муниципальными ресурсами подлежит контролю. Мы и осуществляем этот контроль. Контролируем, как используются бюджетные средства, как власти распоряжаются муниципальным имуществом, следим за эффективностью предоставления льгот из бюджета и так далее.

В прошлом году был принят закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В связи с этим у нас появились новые полномочия – проведение аудита закупок. Это не контрольная, а аналитическая функция. Но и она влечет за собой определенную оценку деятельности органов местного самоуправления – по использованию бюджетных средств на всевозможные закупки. Еще одна работа, которую мы начинаем в нынешнем году – экспертиза муниципальных программ. Насколько они обоснованы и реалистичны, насколько механизмы реализации программы соответствуют ее целям и задачам.

- Задачи действительно важные. А потому возникает логичный вопрос: насколько независима и самостоятельна контрольно-счетная палата?

- В соответствии с Федеральным законом контрольно-счетная палата – это самостоятельный орган местного самоуправления. Он образуется районным Советом депутатов. Плюс к этому полномочия контрольно-счетных органов нам передали советы депутатов двенадцати из тринадцати городских и сельских поселений. При этом палата не входит в состав администрации района, не входит в состав представительного органа. Потому как контроль с нашим участием – это внешний контроль, контроль со стороны, а значит независимый и объективный.

- Галина Александровна, структура, возглавляемая вами, работает уже год. Понятно, что это не самый большой срок для сравнительного анализа, но все же – чем, в основном, занимались сотрудники палаты и что удалось сделать?

- Первый год, наверное, всегда самый сложный. Охарактеризовать его можно одной фразой – мы учились работать. В основном палата занималась экспертизой проектов муниципальных правовых актов. Это тоже находится в нашей компетенции. У нас проходят предварительную экспертизу все проекты, которые выносятся на рассмотрение депутатов и которые так или иначе касаются бюджетных средств. А это подавляющее большинство законопроектов. Так в 2013 году нами проведены экспертизы более двухсот проектов правовых актов.

- Не могли бы вы привести пример подобной работы?

- К нам поступает проект решения Совета депутатов. Проект мы оцениваем с точки зрения действующего законодательства. Если на реализацию этого решения в бюджете заложены определенные средства или требуются средства, наша задача понять насколько это обосновано, целесообразно и законно с точки зрения расходования муниципальных ресурсов. Информацию предоставляем депутатам, и уже после они принимают решение. Вето на принятие того или иного решения мы наложить не можем. Однако если мы выявляем, на наш взгляд, недопущения с точки зрения использования бюджетных средств, то обязаны на стадии принятия решения предупредить ситуацию.

- Самый большой и важный финансовый документ, как в стране, так и в районе и в поселениях – это собственно сам бюджет. Здесь контрольные функции палаты также остаются в силе?

- Да, конечно. Мы точно также проводим экспертизу проекта бюджета. И районного, и бюджетов двенадцати поселений. Это очень большая и серьезная работа. Здесь мы смотрим все: обоснованность формирования доходов, обоснованность и законность формирования расходной части, сбалансированность бюджета. Плюс к этому проверяем проекты на предмет соблюдения всех принципов и норм бюджетного кодекса Российской Федерации. После всех экспертиз выдаем заключение. Точно также проводим внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета: насколько соответствует законодательству отчетность, насколько достоверно в ней отражены все осуществленные расходы и поступившие доходы.

Один из основных показателей нашей работы – резервы пополнения бюджета и экономии бюджетных средств. Эту задачу ставят перед нами и Счетная Палата РФ, и Контрольно-счетная палата Ленинградской области. Наш контроль должен способствовать сбалансированному социально-экономическому развитию муниципального образования.

- Федеральный закон наделяет контрольно-счетную палату полномочиями проверять законность и эффективность траты бюджетных средств. Для этого вы имеете право проводить контрольные мероприятия. Как идет работа в этом направлении?

- Контрольные мероприятия, когда мы проверяем целевое, законное, эффективное использование тех или иных средств, проходят по плану. Он утверждается на год и не является секретной информацией. И здесь хочу сделать небольшое отступление и сказать – мы не карательный орган. Безусловно, если мы выявляем, на наш взгляд, нарушения с точки зрения использования бюджетных средств, то обязаны направить документы в правоохранительные органы. Ведь законом нам предписано участвовать в мероприятиях противодействия коррупции.

Контрольно-счетная палата создана и для того, чтобы не допускать финансовых нарушений, чтобы упреждать, подсказывать и давать предложения. Проводимый нами контроль должен позволять ответить на вопросы: насколько эффективно используются муниципальные ресурсы, имеются ли резервы увеличения доходов и сокращения расходов, насколько действующая практика управления отвечает интересам населения. Так вот, поскольку мы только сформировавшаяся структура, в этом направлении пока не вышли на нужную активность. В 2013 году провели одно контрольное мероприятие. Но даже одно такое мероприятие дало результат! Мы проверяли целевое использование средств, выделенных на ремонтные работы в одном из дошкольных учреждений района. Выяснилось, что двадцать процентов средств, выделенных из бюджета, использованы не по целевому назначению. И заказчик, и подрядчик согласились с нашими выводами, деньги возвращены в бюджет. Думаю, это показательный пример того, что общественные ресурсы, а бюджетные деньги – это общественные ресурсы, должны подлежать контролю. На этот год у нас в плане подобных проверок больше. Хотя у нас и не так много сотрудников в штате.

- И как выглядит структура контрольно-счетной палаты Тосненского района?

- Согласно Федеральному закону в контрольно-счетном органе должен быть председатель, штатные работники аппарата. При этом основной должностью является инспектор контрольно-счетной палаты. Только они обладают правами по непосредственному осуществлению контроля. Инспекторы имеют статус муниципальных служащих, на них распространяются все обязанности и права муниципальных служащих, все социальные гарантии, предоставляемые законодательством.

- Из нашего разговора становится понятно, что работа в контрольно-счетной палате непростая, но интересная и, самое главное, важная и необходимая государству. Ваш штат на сегодняшний день укомплектован?

- У нас остаются вакантные должности. И мы с удовольствием примем людей, которым интересна специфика нашей работы. Конечно же, к кандидатам установлены определенные требования. Необходимо специальное высшее образование. Нам нужны финансисты, специалисты в области аудита, бухгалтерского учета, юриспруденции. Требуется и опыт работы: человек должен обладать некими навыками в данных сферах . Так что, людей с желанием и широким кругозором ждем к нам. По всем интересующим вопросам, в том числе трудоустройства можно обращаться по телефону 33-251.

По материалам газеты "Тосненский Вестник"
И. Смирнов