Муниципальное образование Тосненский район Ленинградской области Контрольно-счетная палата

Выступление председателя Контрольно-счётной палаты муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на заседании совета депутатов Тосненского муниципального района по вопросу о проекте бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

20 декабря 2019 года

Уважаемый Виктор Валентинович, депутаты, участники заседания!

В соответствии с законом я представляю заключение КСП на проект решения о бюджете на очередной бюджетный цикл 2020 -2022 годов. ВН представила основные характеристики и бюджетные задачи.

Без подробностей обращу внимание на отдельные положительные и проблемные стороны представленного бюджета.

Отличительной особенностью Бюджета муниципального района от бюджетов поселений остаётся его зависимость от безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Собственные доходы обеспечивают не более 41,4% поступлений в бюджет – без малого 1,7 млрд рублей (на уровне первоначального бюджета 2019 года) на 2020 год с дальнейшим небольшим увеличением ежегодно. И это не  окончательные суммы. Ожидаем поступлений на стройки и программные мероприятия из областного бюджета.

Это обязывает главных распорядителей бюджетных средств принять исчерпывающие меры по исполнению целевых бюджетных средств в соответствии с условиями их предоставления, а это требует определённых знаний и настойчивости в достижении целей.

Бюджет дефицитный, размер дефицита предельный  в течение всего периода. И хотя источником финансирования дефицита являются остатки средств на  счетах бюджета, следует учитывать требование, установленное в БК РФ принципом сбалансированности бюджет, который означает, в том числе, необходимость минимизации размера дефицита бюджета на всех этапах бюджетного процесса.

Говоря о доходах, необходимо обратить внимание на методику их прогнозирования в части использования данных об имеющейся дебиторской задолженности по доходам и иных ключевых изменений подходов к прогнозированию, утверждённых Правительством РФ в текущем году.

Следует пересмотреть подход к прогнозированию неналоговых доходов, назначения по которым предусматриваются равными объёмами на каждый год бюджетного цикла. Это указывает на условное их прогнозирование, что не отвечает требованию реалистичности

По нашему мнению, особого внимания требуют  доходы от приватизации.

К сожалению, обязательность обоснования доходов всего планируемого трёхлетнего периода соответствующим планом приватизации документами планирования и бюджетным процессом не предусмотрена. Требование о ежегодном отчёте приватизации не соблюдается. И дело не столько в формальности исполнения требований закона, сколько в необходимости обсуждения данного вопроса до бюджета, так как эти доходы должны войти в параметры бюджета.

В целом, есть основания говорить, что прогноз доходов в целом обоснован, и мы не увидели больших рисков по ним. Но есть резервы. Среди них остаются:

- снижение (погашение) задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет,

- улучшение администрирования доходов, а также повышение эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам.

- усиление межведомственного взаимодействия органов государственного и муниципального управления.

В 2020 году также планируется рост расходов: 2,9   3,02   3,076. Практически сохраняется доля программных расходов – более 80%. Это всё положительные стороны бюджета.

Почти 70% расходов  на образование.

Проектом решения на 2020 год из 10 разделов классификации расходов бюджетов предусматривается (в сравнении с уточненной редакцией бюджета 2019 года):

 - увеличение бюджетных ассигнований по 7 разделам: «Общегосударственные вопросы», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Национальная экономика», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Физическая культура и спорт», «Средства массовой информации», «Межбюджетные трансферты»;

- уменьшение бюджетных ассигнований по 3 разделам: «Образование», «Культура и кинематография», «Социальная политика».

При этом в процентном выражении наибольшее уменьшение предусматривается по разделам Культура и  Образование - на 37,5% и на 15,2% соответственно.

Бюджет района сформирован на основании муниципальных программ. На их реализацию направляется более 80% расходов. Полагаю необходимым обратить внимание на целесообразность предусмотреть МПА района обособленное представление расходов по выполнению майских Указов Президента РФ, а также приоритетных национальных проектов, что  позволит оперативно без особых усилий анализировать состояние дел по достижению поставленных целей и опять-таки оперативно принимать управленческие решения.

Хочу также обратить внимание на ряд постоянных проблем, связанных со сложностью бюджетного процесса.

Мы регулярно обращали внимание на это. И всё-таки все процедуры рассмотрения документов, на основе которых составляется, а затем обсуждается проект бюджета, должны быть завершены до его внесения, т.е. до 15 ноября. Когда бюджет внесёт, что-либо принципиальное обсуждать поздновато.

Как всегда, обращаю внимание на бюджет АИП.

Каждый год в течение года он бьёт рекорды по неисполнению. Думаю, что с планированием АИП нужно наводить порядок. Конечно, ни БК ни МПА не устанавливают требования по форме и содержанию сведений по объектам, финансируемым и предлагаемым к финансированию, но все участники процесса, конечно, должны  обратить внимание  на качество управления, на качество процедур, на обоснованность заявленных и защищенных расходов и объектов и вносить какие-то изменения в управленческие процедуры.

Администрацией района в основных направлениях бюджетной политики на планируемый период определены необходимые меры по повышению качества и эффективности реализации муниципальных программ и управления бюджетными расходами, поддержания, а лучше – повышения  сбалансированности бюджетов поселений; увеличения доходной базы консолидированного бюджета. Это заслуживает одобрения и поддержки.

Говоря о проекте решения, хочу отметить, что недостатки и замечания, выраженные Контрольно-счётной палатой, устранены в полной мере.

Хочу поблагодарить администрацию МО за конструктивный диалог, лично Валентину Николаевну.

Контрольно-счётная палата, со своей стороны, готова к участию в совместной работе по обеспечению эффективного и результативного исполнения бюджета. 

 

Желаю всем успехов и удачи в реализации намеченного.

Спасибо за внимание.