Информация по итогам экспертизы проекта решения совета депутатов Тосненского городского поселения муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о проекте бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации Контрольно-счётной палатой муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, исполняющей полномочия контрольно-счетного органа поселения, на основании материалов, представленных администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, проведена экспертиза проекта решения совета депутатов Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области «О бюджете Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

По результатам анализа отмечено, что перечень и содержание документов, представленных одновременно с проектом решения, соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета в проекте решения обеспечен.

Результаты проверки и анализа доходов

Прогноз поступления доходов бюджета поселения составляет:

на 2017 год –303 739,7 тыс. рублей,

на 2018 год –287 862,4 тыс. рублей,

на 2019 год –278 232,8 тыс. рублей,

Анализ доходной части бюджета Тосненского городского поселения показал снижение прогнозируемых доходов в 2017 году на 14,7% по отношению к 2016 году, что объясняется уменьшением объёма безвозмездных поступлений в бюджет поселения.

Отмечается повышение самостоятельности бюджета, что требует большей ответственности при определении направления использования бюджетных средств, а также контроля за их расходованием.

Налоговые доходы в 2017 году составляют 59,2 % от общего объёма доходов бюджета, неналоговые доходы – 91 976,2 тыс. рублей (30,3 %), безвозмездные поступления – 32 031,7 тыс. рублей (10,5 %). Удельный вес налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов поселения на 2017 составляет 89,5%,  увеличивается в плановом периоде, и в 2019 году составляет  99,2%. Доля безвозмездных поступлений к 2019 году - 0,8%.

Основным источником поступления доходов является налог на доходы физических лиц, который составляет 65 % собственных доходов поселения. Отмечено, что при расчете налога сведения об учете поступлений в счет погашения недоимки за предыдущие годы, а также разовых платежей и об учете социальных и имущественных налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам в рамках ежегодной декларационной кампании по налогу на доходы физических лиц,  в материалах отсутствуют.

Обосновывающие материалы не содержат информацию об учете в расчетах налога изменений налогооблагаемой базы в связи с введением Федеральным законом от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ с 1 января 2015 года главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на имущество физических лиц», в соответствии с которой налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, а также об   итогах работы местной администрации по уточнению базы данных об объектах и субъектах налогообложения.    

Вместе с тем, проектом бюджета предлагается прогнозные поступления налога на имущество физических лиц  в 2019 году планового периода утвердить в заниженном объеме (9 339,00 тыс рублей),   что не может быть признано обоснованным.

При анализе земельного налога указано на потери бюджета поселения от предоставления льгот  по земельному налогу, которые оценены в размере  8 254,0 тыс. рублей, что составляет  18% прогнозируемых поступлений  налога в очередном финансовом году  (план 2017 года - 45 816,5 тыс. рублей) и предложено провести оценку обоснованности предоставляемых льгот в современных условиях.

 

Основную долю в прогнозе неналоговых доходов в 2017 году составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (33,9 % в общем объёме собственных доходов).

Вместе с тем в 2017 году прогнозируется увеличение доходов от акцизов на нефтепродукты, доходов от налогов на имущество физических лиц, от оказания платных услуг, от сдачи в аренду имущества, доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки.

Проектом бюджета на 2017 год предусмотрено снижение по сравнению с утверждёнными показателями на 2016 год неналоговых доходов, в том числе доходов от продажи земельных участков - на 57,1 %; прочих неналоговых доходов - на  44,5 %.

Контрольно-счетной палатой отмечена недостаточная обоснованность снижения указанных доходных источников. Отмечено, что в связи с  недостаточным обоснованием запланированных поступлений от реализации муниципального имущества имеется риск недополучения доходов и, как следствие, риск несбалансированности бюджета.

Результаты проверки и анализа расходов

Общий объём расходов бюджета поселения на 2017 год предусмотрен в сумме 330 157,7 тыс. рублей.

Проектом бюджета, начиная с 2017 года,  не предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств, что не обеспечивает безусловное исполнение принятых публичных нормативных обязательств по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим в Тосненском городском поселении Тосненского района Ленинградской области, за счет средств бюджета Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, объем средств на исполнение которого оценен в реестре расходных обязательств указан: на 2017 год - 3676,2 тыс. рублей, на 2018 год – 3869,4 тыс. рублей и на 2019 год – 3869,4 тыс. рублей.

Наибольший удельный вес в расходах бюджета поселения в 2017 году, так же как и в 2016 году, занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство – 51,5% (в 2016 – 54,3%), культура и  кинематография – 26,2% (в 2016 – 16,6%).

Проектом бюджета на 2017 год бюджетные ассигнования запланированы в объеме меньшем, чем утвержденные показатели бюджета на 2016 год по разделам:

- «Общегосударственные вопросы» - на 1,5%;

- «Национальная экономика» - на 48,5%;

-  «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 7,6%;

- «Социальная политика» - на 50,4%;

- «Физическая культура и спорт» - на 8,8%.

Обоснование уменьшения объема расходов бюджета поселения в материалах к проекту бюджета не приводится.

 

При составлении проекта бюджета на трехлетний период в общем объеме расходов бюджета запланированы  условно-утверждаемые расходы в размере, соответствующем требованиям пункта 3 статьи 184.1 БК РФ.

Отмечена необходимость продолжения работы по реализации отдельных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года в части реализации задачи ежегодного снижения издержек и неэффективных трат бюджета не менее чем на 5 % общих расходов в реальном выражении.

Расходы на муниципальные программы

Проект бюджета на 2017 год сформирован в программной структуре расходов на основе 7 муниципальных программ в объёме 298 564,3  тыс. рублей или 90,4 % общего объёма расходов бюджета, что выше уровня 2016 года (85,1%). При составлении бюджета на плановый период 2019 года не в полной мере выполняется одно из положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 03 декабря 2015 года, согласно которому определяющую роль при бюджетном планировании должны занимать государственные программы.

Отмечается увеличение объемов финансирования на 2017 год по сравнению с показателями, утвержденными на 2016 год, по четырем муниципальным программам:

- "Развитие физической культуры и спорта на территории Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2015-2018 годы" – на 51,1%,

- "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2015-2018 годы" - на 5%,

- «Развитие культуры в Тосненском городском поселении Тосненского района Ленинградской области на 2015-2018 годы» - на 54,5% ,

- «Безопасность Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2015-2018 годы»  - на 20,4%.

 

Объем бюджетных ассигнований, предлагаемый проектом решения на реализацию муниципальных программ в 2017 году  (298 564,3 тыс рублей), не обеспечивает потребность финансового обеспечения на реализацию запланированных мероприятий программ (416 698,3 тыс рублей) на 118134 тыс рублей, в том числе:

- МП «Развитие физической культуры и спорта на территории Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2014-2018 годы» – на 5971,6 тыс рублей или на 18% потребности финансовых ресурсов на год;

- МП «Развитие части территории Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2015-2019 годы» - на 2632 тыс рублей или на 72,43 %;

- МП «Развитие коммунальной инфраструктуры, дорожного хозяйства и благоустройства территории Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2015-2018 годы» - на 100 384,1 тыс рублей или на 36,38 %;

- МП "Безопасность Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2014-2018 годы"- на 945,5 тыс рублей или на 11,57 %;

- МП "Развитие иных форм местного самоуправления на части территории г.Тосно, являющегося административным центром Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2016-2019 годы" - на 3 424,7 тыс рублей,  или на 90,91%.

Несмотря на увеличение бюджетных ассигнований, отмечается недостаточная обоснованность предлагаемых параметров муниципальных программ и планирование расходов бюджета без взаимоувязки с результатами.

Расходы на непрограммные направления деятельности

В соответствии с проектом решения бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных направлений деятельности предусмотрены на 2017 год в общем объёме 31 593,3 тыс. рублей, что на 37,6% меньше непрограммных расходов утверждённых уточнённым бюджетом на 2016 год.

В связи с окончанием в 2018 году срока реализации 5-ти муниципальных программ, непрограммные расходы на 2019 год запланированы в размере 287 632,4 тыс. рублей или 99,5% общего объёма расходов бюджета, в связи с чем указано на исполнение Послания Президента РФ не в полной мере.

Результаты проверки и анализа бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы (АИП) на 2017 год

 В соответствии с материалами проекта решения  расходы на адресную инвестиционную программу на 2017 год предусмотрены в общем объёме 35 854,7 тыс. рублей. АИП включает 13 объектов с определением объёмов инвестирования, при этом не указаны сроки строительства и реализации инвестиций.

Информация о бюджетных инвестициях, представленная к проекту решения, содержит сведения о незавершенных объектах капитального строительства со сроками строительства 2014-2018 годы, и которые не включены в АИП на 2017 год:

- «Крытый каток с искусственным льдом в г. Тосно» остаточная сметная стоимость на 1 января 2016 года в ценах утвержденной проектно-сметной документации – 438 569,98 тыс. рублей;

- «Биатлонно-лыжный комплекс в пос. Шапки Тосненский район» остаточная сметная стоимость на 1 января 2016 года в ценах утвержденной проектно-сметной документации – 280,46 тыс. рублей.

В материалах проекта бюджета не содержится сведений о перспективе продолжения и завершения строительства объектов, начатых строительством (проектированием) в предыдущие годы.

Анализ информации о формировании проекта бюджета с учетом требований принятых муниципальных правовых актов о нормировании в сфере закупок, показал, что    бюджетные ассигнования сформированы без учета нормативных затрат и не могут быть признаны достаточно обоснованными.

 

Результаты проверки и анализа бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

Проектом бюджета предлагается утвердить объёмы межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета поселения в бюджет района на осуществление полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю на 2017 год в общей сумме 1 111,3 тыс. рублей.

Дефицит бюджета

Проект бюджета поселения на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов сформирован с дефицитом. Соотношение размера дефицита бюджета к общему годовому объёму доходов бюджета поселения без учёта объёма безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений составит в 2017 году – 9,7%, в 2018 году – 9,5%, в 2019 году – 9,5%, что не превышает предельные значения, установленные пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ.

При этом следует отметить, что дефицит бюджета предусмотрен на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов в размере, близком к верхнему пределу возможного дефицита местного бюджета, установленному в статье 92.1 Бюджетного кодекса РФ. Таким образом, при составлении бюджета не реализуется одно из положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 03 декабря 2015 года - ежегодное снижение дефицита бюджета.

В качестве источника внутреннего финансирования дефицита бюджета поселения на 2017 год предлагается утвердить изменение остатков средств счетах по учёту средств бюджетов – в объёме 26 418,0 тыс. рублей.

В целях  финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, в расходной части бюджета предусмотрено создание резервного фонда местной администрации в объеме, не превышающем  ограничение, установленное пунктом 3 статьи 81 БК РФ.

Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда на 2017 год соответствует объему прогнозируемых поступлений акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащих зачислению в местный бюджет (8 319,0 тыс.руб).

Муниципальные внутренние заимствования на очередной финансовый год и плановый период, а также предоставление муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период не планируются, в связи, с чем программа муниципальных внутренних заимствований и программа муниципальных гарантий не утверждаются.

 

По результатам экспертизы проекта бюджета в адрес совета депутатов и администрации Тосненского городского поселения направлено соответствующее заключение, в котором указаны, в том числе, основные риски для бюджета поселения, которые   связаны с возможным снижением доходов местного бюджета по сравнению с учтенными в проекте решения,  а также со снижением устойчивости местного бюджета, связанным, прежде всего, с достаточно высокой зависимостью бюджета от  результативности управления и распоряжения муниципальным имуществом и от качества работы по администрированию доходов, а также с эффективностью использования бюджетных средств, в том числе с недостижением запланированных результатов реализации муниципальных программ.