Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ объемов, структуры и эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования Тосненский район Ленинградской области за 2020 - 2022 гг.»

Контрольно-счетной палатой муниципального образования Тосненский район Ленинградской области проведено плановое экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ объемов, структуры и эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования Тосненский район Ленинградской области за 2020 - 2022 гг.» в 2023 году.

Применяемые сокращения:

- РФ - Российская Федерация

- МО - муниципальное образование

- БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации

- ГРБС - главные распорядители бюджетных средств

- МБУ - муниципальное бюджетное учреждение

- ТРУ – товары, работы, услуги

- ЛО - Ленинградская область

- ТР - Тосненский муниципальный район

- ПБС - получатели бюджетных средств

- КВР - код вида расходов  

- МКУ – муниципальное казенное учреждение

- Закупки, КВР 240 - закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

- Администрация - администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области

- отдел муниципальных закупок - отдел муниципальных закупок администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области

- Комитет образования - комитет образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области

- Комитет финансов - комитет финансов администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области

- Совет депутатов - совет депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области;

- Контрольно-счетная палата - Контрольно-счетная палата муниципального образования Тосненский район Ленинградской области

- МКУ «ЦЭиФ» - муниципальное казенное учреждение «Центр экономики и финансов»

- МКУ «ЦАХО» - муниципальное казенное учреждение «Центр Административно-хозяйственного Обеспечения»

- Федеральный закон № 44-ФЗ - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

- ЕИС - Единая информационная система в сфере закупок

- конкурентные способы - конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

- электронный конкурс - открытый конкурс в электронной форме

- электронный аукцион - открытый аукцион в электронной форме

- электронный запрос котировок - запрос котировок в электронной форме

- НМЦК - начальная (максимальная) цена контракта

- план-график - план-график закупок товаров, работ, услуг

- ЕП, единственный поставщик - единственный поставщик (подрядчик, исполнитель)

Закупка - совокупность действий, осуществляемых в установленном Федеральным законом № 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Муниципальные заказчики - муниципальные органы, МКУ, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами являются:

1) конкурсы (электронный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс
в электронной форме);

2) аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион, закрытый аукцион
в электронной форме);

3) электронный запрос котировок.

Победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.

Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Федерального закона № 44-ФЗ, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.

Победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ).

Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. При этом закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Планы-графики формируются
на срок, соответствующий сроку действия правового акта о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период соответствующего публично-правового образования (на три года).

Случаи, при которых план-график подлежит изменению, установлены ч. 8 ст. 16 Федерального закона № 44-ФЗ, а также п. 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 № 1279 «О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации».

Муниципальными заказчиками МО ТР ЛО в проверяемый период являются Администрация и подведомственные ей МКУ, Комитет образования и подведомственные ему МКУ, Комитет финансов, Совет депутатов и Контрольно-счетная палата.

В целях соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципальными заказчиками МО ТР ЛО приняты соответствующие муниципальные правовые акты.

Результаты анализа объемов и структуры осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования Тосненский район Ленинградской области за 2020 – 2022 гг.

В соответствии с решениями о бюджете на 2020 - 2022 гг.[1] полномочия ГРБС и ПБС осуществляют:

  • Администрация,
  • Комитет образования,
  • Совет депутатов,
  • Комитет финансов,
  • Контрольно-счетная палата.

Администрация

Администрация в соответствии с Уставом МО ТР ЛО, утвержденным решением Совета депутатов от 15.12.2015 № 70 (с изменениями), является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона № 44-ФЗ постановлением Администрации № 1425-па[2] в целях централизации закупок полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами для обеспечения муниципальных нужд Заказчиков МО ТР ЛО возложены на Администрацию (уполномоченный орган), за исключением заказчиков – Комитета образования и подведомственных ему МКУ (с 01.01.2021).

В соответствии со ст. 26 Федерального закона № 44-ФЗ Администрацией установлен порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков МО ТР ЛО при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами[3].

В структуру Администрации входит отдел муниципальных закупок, наделенный полномочиями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами для муниципальных нужд муниципальных заказчиков МО ТР ЛО.

Положением об отделе муниципальных закупок[4] определены правовое положение, основные функции, права и обязанности данного отдела при планировании и осуществлении закупок ТРУ для обеспечения муниципальных нужд Администрации и заказчиков МО ТР ЛО, в отношении которых отдел является уполномоченным органом.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ в целях обеспечения планирования и осуществления закупок Администрацией создана контрактная служба и утверждено Положение (регламент) о Контрактной службе[5]. Контрактная служба создается без образования отдельного структурного подразделения и состоит из руководителя (первого заместителя главы Администрации) и специалистов структурных подразделений Администрации.

В соответствии с постановлением Администрации от 11.07.2016 № 1319-па «Об утверждении перечня подведомственности получателей бюджетных средств муниципального образования Тосненский район Ленинградской области и Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» (с учетом изменений) по состоянию на 31.12.2020 года и 31.12.2021 года в подведомственности у Администрации находилось 10 МКУ, по состоянию на 31.12.2022 года – 9 МКУ.

Общий объем бюджетных ассигнований на осуществление закупок, утвержденный решениями о бюджете на 2020-2022 годы Администрации, как ГРБС, а также объем фактически произведенных расходов в разрезе разделов бюджетной классификации расходов бюджета представлен в Таблице:

Таблица 1, тыс. руб.

Направление расходов

Структура расходов Администрации на закупку товаров, работ и услуг
для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

2020 год

2021 год

2022 год

Утверждено

Фактические расходы

Утверждено

Фактические расходы

Утверждено

Фактические расходы

Итого

362 586,96

333 188,63

382 325,86

316 845,15

469 995,65

412 999,30

раздел 0100 «Общегосударственные вопросы»

57 609,29

49 195,67

54 755,77

52 182,70

78 610,45

73 409,76

раздел 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»

1 576,78

1 444,06

1 972,17

1 940,50

14 809,05

1 708,32

раздел 0400 «Национальная экономика»

10 890,80

10 492,99

44 216,56

38 416,86

44 789,66

40 092,40

раздел 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство»

6 657,07

6 291,38

3 568,47

3 558,52

4 732,20

4 726,44

раздел 0700 «Образование»

264 441,33

245 589,76

255 213,78

198 965,41

316 979,98

283 235,69

раздел 0800 «Культура, кинематография»

13 628,55

12 839,10

14 209,60

13 997,27

9 883,82

9 636,19

раздел 1100 «Физическая культура
и спорт»

7 783,13

7 335,67

8 389,52

7 783,89

190,49

190,49

 

Как видно из таблицы, объем бюджетных ассигнований на осуществление закупок предусматривается решением о бюджете на 2021 год в большем объеме относительно показателей 2020 года - на 5,4% (19 738,90 тыс. руб.); при этом фактическое исполнение расходов в 2021 году ниже на 4,9% (16 343,47 тыс. руб.). Утвержденный на 2022 год объем расходов предусматривается на 22,9% выше значений предыдущего года, фактические расходы увеличиваются на 30,3%.

Основную долю, как утвержденных бюджетных ассигнований на осуществление расходов на закупки, так и фактических расходов Администрации и подведомственных ей МКУ, в анализируемом периоде занимают расходы по подразделу 0700 «Образование» - 62,9-73,7% (в фактических расходах); также большую долю занимают расходы по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» - от 14,8% до 17,8%.

Структура фактических расходов Администрации на осуществление закупок в разрезе разделов бюджетной классификации расходов бюджета представлена на диаграммах:

 

Динамика исполнения Администрацией и подведомственными ей учреждениями расходов на осуществление закупок в 2020 - 2022 гг.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ планов-графиков Администрации, размещенных в ЕИС в анализируемом периоде:

Таблица 2, тыс. руб.

Год

Количество версий
плана-графика

Первоначальная версия

Последняя версия

Количество позиций плана-графика

Объем финансового обеспечения

Количество позиций плана-графика

Объем финансового обеспечения

2020 год

61

64

53 947,99

128

226 523,11

2021 год

76

42

93 511,14

88

243 882,57

2022 год

68

16

15 435,97

48

160 042,64

 

Изначально в 2020 году Администрацией планировалось осуществить 64 закупки на общую сумму 53 947,99 тыс. руб. В течение года в план-график 60 раз внесены изменения, в результате чего количество закупок возросло до 128 (на 100,0%), при этом объем финансового обеспечения увеличился в 4 раза и составил 226 523,11 тыс. руб.

В 2021 году отмечается увеличение первоначально запланированного объема финансового обеспечения закупок (на 73,3%) относительно изначальных показателей 2020 года, также наблюдается рост объема закупок к концу 2021 года: на 160,8% относительно первоначальных плановых значений и на 7,7% относительно показателей 2020 года.

В 2022 году отмечается значительное снижение количества и объема закупок, как в первоначальной, так и в окончательной версиях плана-графика:

- относительно 2020 года:

  • первоначальные показатели сравнительно с аналогичными показателями 2020 года: количество закупок - на 75,0%, объем закупок - на 71,4%,
  • уточненные показатели сравнительно с аналогичными значениями 2020 года: количество – на 62,5%, объем – на 29,3%;

- относительно 2021 года:

  • первоначальные показатели сравнительно с аналогичными показателями 2021 года: количество - на 61,9%, закупок - на 83,5%,
  • уточненные показатели сравнительно с аналогичными значениями 2021 года: количество – на 45,5%, объем – на 34,4%.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой на выборочной основе проанализировано 276 закупочных процедур, размещенных в ЕИС, на общую сумму 635 123,59 тыс. руб., в том числе по годам:

Схема 1

Примечание: при анализе закупочных процедур, осуществленных Администрацией в анализируемом периоде, применялись цены контрактов, заключенных по результатам проведения данных процедур

В 2020 году Администрацией проведено 130 закупочных процедур на общую сумму 328 394,35 тыс. руб., в 2021 году наблюдается снижение объема закупок как в количественном, так и в стоимостном выражении – на 68,5% (на 41 закупочную процедуру) и на 47,9% (на 171 051,15 тыс. руб.), соответственно. В 2022 году также отмечается уменьшение объема закупочных процедур.

Наиболее распространенным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в проверяемом периоде является электронный аукцион, данные по другим способам приведены на схеме:

Схема 2

 

При этом согласно сведениям, представленным отделом муниципальных закупок, наибольшее количество несостоявшихся процедур, в том числе по итогам которых заключены контракты с единственным поставщиком[6], также приходится на электронные аукционы (таблица 3). При этом в 2022 году по сравнению с показателями 2020 года количество таких аукционов снижается на 47,7% со 109 до 57.

Отмечается, что в основном несостоявшиеся электронные аукционы, по результатам которых заключены контракты с единственным поставщиком, проведены в целях приобретения жилых помещений (квартир).

Сведения о количестве и объемах закупок[7], признанных несостоявшимися:

Таблица 3

 

2020 год

2021 год

2022 год

Кол-во, ед.

Сумма,
тыс. руб.

Кол-во, ед.

Сумма,
тыс. руб.

Кол-во, ед.

Сумма,
тыс. руб.

Закупки признаны несостоявшимися, и не привели
к заключению контрактов, всего, в том числе проведенные способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

39

85 008,61

42

142 563,98

22

44 053,14

- конкурс

х

х

2

35 072,98

х

х

- электронный аукцион

39

85 008,61

40

107 491,00

20

43 973,64

- запрос котировок

х

х

х

х

2

79,50

Закупки, признанные несостоявшимися, по итогам которых контракты заключены с единственным поставщиком, всего, в том числе проведенные способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

73

121 882,42

54

116 915,92

41

162 511,94

- конкурс

3

25 373,98

1

1 910,10

3

10 998,32

- электронный аукцион

70

96 508,44

53

115 005,82

37

151 443,12

- запрос котировок

х

х

х

х

1

70,50

 

В соответствии с данными отдела муниципальных закупок в 2020 году Администрацией применены штрафные санкции по 54 муниципальным контрактам, в 2021 году - по 26, в 2022 году - по 11.

При этом наблюдается увеличение расторгнутых заказчиком контрактом
в одностороннем порядке:

  • в 2021 году относительно 2020 года: с 7 до 12 контрактов (на 71,4%),
    при этом сумма цен контрактов увеличивается в 3,6 раза с 1 647,41 тыс. руб.
    до 5 956,90 тыс. руб.,
  • в 2022 году относительно 2021 года: отмечается снижение количества контрактов с 12 до 4, в то же время сумма цен контрактов значительно вырастает
    с 5 956,90 тыс. руб. до 25 011,96 тыс. руб.

Из подведомственных Администрации учреждений в ходе экспертно-аналитического мероприятия проанализирована закупочная деятельность МКУ «ЦАХО», как учреждения с наибольшими объемами закупок в стоимостном выражении. Анализ планов-графиков МКУ «ЦАХО», размещенных в ЕИС
в анализируемом периоде, представлен в Таблице 4:

Таблица 4, тыс. руб.

Год

Количество версий
плана-графика

Первоначальная версия

Последняя версия

Количество позиций плана-графика

Объем финансового обеспечения

Количество позиций плана-графика

Объем финансового обеспечения

2020 год

40

35

71 139,05

63

250 289,47

2021 год

49

7

11 884,31

37

242 643,39

2022 год

60

6

19 956,62

45

243 396,47

 

Изначально в 2020 году МКУ «ЦАХО» планировалось осуществить 35 закупок на общую сумму 71 139,05 тыс. руб. В течение года в план-график 39 раз внесены изменения, в результате чего количество закупок возросло до 63 (на 80,0%), при этом объем финансового обеспечения увеличился в 3,5 раза и составил 250 289,47 тыс. руб.

В 2021 году отмечается незначительное снижение запланированного объема финансового обеспечения закупок (на 3,0%) относительно уточненных показателей 2020 года.

В 2022 году количество и объем закупок увеличиваются на 21,6% (8 закупок) и 0,3% (753,08 тыс. руб.), соответственно, относительно последней версии плана-графика 2021 года.

На выборочной основе проанализировано 122 закупочные процедуры, осуществленные МКУ «ЦАХО» и размещенные в ЕИС, на общую сумму 652 374,95 тыс. руб., в том числе по годам:

  • 2020 год - 58 закупочных процедур на сумму 227 585,00 тыс. руб.,
  • 2021 год - 28 закупочных процедур на сумму 221 549,61 тыс. руб.,
  • 2022 год - 36 закупочных процедур на сумму 203 240,34 тыс. руб.

Наиболее распространенным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в проверяемом периоде является электронный аукцион, данные по другим способам приведены на схеме:

Схема 3

При этом согласно сведениям, размещенным в ЕИС, наибольшее количество несостоявшихся процедур, в том числе по итогам которых заключены контракты с единственным поставщиком[8], также приходится на электронные аукционы, за исключением 2021 года (Таблица 5). При этом в 2022 году по сравнению с показателями 2020 года количество таких процедур снижается на 30,0% с 23 до 16.

Таблица 5

 

2020 год

2021 год

2022 год

Кол-во, ед.

Сумма,
тыс. руб.

Кол-во, ед.

Сумма,
тыс. руб.

Кол-во, ед.

Сумма,
тыс. руб.

Закупки признаны несостоявшимися, и не привели
к заключению контрактов, всего, в том числе проведенные способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

4

16 475,12

6

14 992,42

5

7 064,46

- электронный аукцион

4

16 475,12

1

4 002,07

5

7 064,46

- запрос котировок

х

х

5

10 990,35

х

х

Закупки, признанные несостоявшимися, по итогам которых контракты заключены с единственным поставщиком, всего, в том числе проведенные способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

19

73 194,03

12

152 798,53

11

68 809,08

- конкурс

 

 

4

134 701,46

5

55 624,06

- электронный аукцион

19

73 194,03

3

5 472,09

6

13 185,02

- запрос котировок

х

х

5

12 624,98

х

х

 

Комитет образования

Комитет образования является отраслевым органом Администрации, осуществляющим полномочия органа местного самоуправления в сфере образования и наделен правами юридического лица. В проверяемый период Комитет образования в установленном порядке осуществляет бюджетные полномочия ГРБС и ПБС в соответствии с действующим законодательством.

По состоянию на 31.12.2020 года в подведомственности у Комитета образования находилось 52 МКУ, в том числе: 24 дошкольных образовательных учреждений, 19 общеобразовательных учреждений, 8 образовательных учреждений дополнительного образования и МКУ «ЦЭиФ»; на 31.12.2021 года - 44 МКУ, в том числе: 23 дошкольных образовательных учреждений, 19 общеобразовательных учреждений, 1 учреждение дополнительного образования и МКУ «ЦЭиФ»;
по состоянию на 31.12.2022 года – 37 МКУ, в том числе: 18 дошкольных образовательных учреждений, 17 общеобразовательных учреждений, 1 учреждение дополнительного образования и МКУ «ЦЭиФ».

В соответствии со ст. 26 Федерального закона № 44-ФЗ в целях централизации закупок Администрация с 01.01.2021 наделила МКУ «ЦЭиФ» полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков – Комитета образования и подведомственных ему МКУ и утвердило Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков МО ТР ЛО при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)[9].

Общий объем бюджетных ассигнований на осуществление закупок, утвержденный решениями о бюджете на 2020-2022 годы Комитету образования, как ГРБС, а также объем фактически произведенных расходов в разрезе разделов бюджетной классификации расходов бюджета представлен в Таблице:

Таблица 6, тыс. руб.

Направление расходов

Структура расходов Комитета образования на закупку товаров, работ и услуг
для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

2020 год

2021 год

2022 год

Утверждено

Фактические расходы

Утверждено

Фактические расходы

Утверждено

Фактические расходы

Итого

369 444,50

344 995,88

401 909,00

384 921,43

333 207,17

32 484,33

раздел 0100 «Общегосударственные вопросы»

5 711,00

4 953,59

2 384,79

2 384,79

1 845,21

1 614,98

раздел 0700 «Образование»

328 095,30

306 031,55

397 226,71

380 374,12

303 042,96

293 322,47

раздел 1000 «Социальная политика»

35 638,20

34 010,74

2 297,5

2 162,52

28 319,00

27 546,88

 

Динамика исполнения расходов на осуществление закупок Комитета образования в 2020 - 2022 гг.

Согласно данным, представленным Комитетом образования в ходе экспертно-аналитического мероприятия, Комитетом образования и подведомственными ему учреждениями в 2020 году размещено 773 версии планов-графиков, в 2021 году – 855 версий, в 2022 году – 804 версии.

Анализ закупочной деятельности Комитета образования и подведомственных ему МКУ производился Контрольно-счетной палатой на основании данных, представленных Комитетом образования.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой на выборочной основе проанализировано 10 296 закупок на общую сумму 1 222 939,56 тыс. руб., в том числе по годам:

Схема 4

 

К 2022 году отмечается снижение объема закупок как в количественном, так и в стоимостном выражении на 37,8% и 19,9%, соответственно, относительно показателей 2020 года.

Наиболее распространенным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в проверяемом периоде является закупка у единственного поставщика, данные по другим способам приведены на схеме:

Схема 5

При этом наибольшее количество несостоявшихся процедур, в том числе по итогам которых заключены контракты с единственным поставщиком[10], приходится на электронные аукционы (Таблица 7). При этом в 2022 году по сравнению с показателями 2020 года количество таких процедур увеличивается в 3 раза с 12 до 37.

Таблица 7

 

2020 год

2021 год

2022 год

Кол-во, ед.

Сумма,
тыс. руб.

Кол-во, ед.

Сумма,
тыс. руб.

Кол-во, ед.

Сумма,
тыс. руб.

Закупки признаны несостоявшимися, и не привели
к заключению контрактов, всего, в том числе проведенные способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

2

1 497,50

6

2 883,39

10

890,37

- конкурс

1

1 417,50

0

0,00

0

0,00

- электронный аукцион

1

80,0

5

2 129,72

4

575,30

- запрос котировок

0

0,00

1

753,67

6

315,07

Закупки, признанные несостоявшимися, по итогам которых контракты заключены с единственным поставщиком, всего, в том числе проведенные способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

10

8 534,16

16

80 326,83

27

60 991,57

- конкурс

2

4 233,69

3

63 992,88

3

42 320,33

- электронный аукцион

8

4 300,47

9

12 310,98

10

14 592,53

- запрос котировок

0

0,00

4

4 022,98

14

4 078,81

 

Комитет финансов

Комитет финансов – структурное подразделение Администрации с правами юридического лица. В проверяемый период Комитет финансов в установленном порядке осуществлял бюджетные полномочия ГРБС и ПБС.

Общий объем бюджетных ассигнований на осуществление закупок, утвержденный решениями о бюджете на 2020-2022 годы Комитету финансов, как ГРБС, а также объем фактически произведенных расходов в разрезе разделов бюджетной классификации расходов бюджета представлен в Таблице:

Таблица 8, тыс. руб.

Направление расходов

Структура расходов Комитета финансов на закупку товаров, работ и услуг
для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

2020 год

2021 год

2022 год

Утверждено

Фактические расходы

Утверждено

Фактические расходы

Утверждено

Фактические расходы

Итого

1 963,30

1 572,31

1 679,67

1 467,62

1 995,29

1 932,90

раздел 0100 «Общегосударственные вопросы»

1 060,50

779,38

998,67

823,72

1 313,93

1 287,59

раздел 0400
«Национальная экономика»

902,80

792,94

681,00

643,90

681,36

645,31

 

В соответствии планами-графиками, размещенными Комитетом финансов в ЕИС, объем финансового обеспечения для осуществления закупок составляет:

  • на 2020 год - 1 868,00 тыс. руб., размещено 4 версии плана-графика;
  • на 2021 год - 1 661,67 тыс. руб.;
  • на 2022 год - 1 973,29 тыс. руб., размещено 3 версии плана-графика.

В 2020-2022 годы Комитетом финансов осуществлялись закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В 2021 году фактически произведенные расходы Комитета финансов на осуществление закупок незначительно уменьшились по сравнению с предыдущим годом на 6,7% и составили 1 467,62 тыс. руб. (в 2020 году – 1 572,31 тыс. руб.).

Наблюдается уменьшение расходов по КВР 242 на 14,4% (на сумму 150,59 тыс. руб.), по КВР 244 отмечается незначительное увеличение – на 8,7% (в сумме 45,89 тыс. руб.).

Фактические расходы Комитета финансов на осуществление закупок в 2020 году составили 1 572,31 тыс. руб., в т. ч.:

- по КВР 242 в сумме 1 044,85 тыс. руб. (доля которых в общем объеме фактических расходов на осуществление закупок составляет 66,5%);

- по КВР 244 в сумме 527,47 тыс. руб. (33,5%).

 Динамика исполнения расходов на осуществление закупок Комитета финансов в 2020 - 2022 гг.

 

В 2021 году фактически произведенные расходы на осуществление закупок составили 1 467,62 тыс. руб., что на 6,7% выше показателей 2020 года, в т.ч.:

- по КВР 242 в сумме 894,26 тыс. руб. (доля которых в общем объеме фактических расходов на осуществление закупок составляет 60,9%);

- по КВР 244 в сумме 573,36 тыс. руб. (39,1%).

Фактические расходы Комитета финансов на осуществление закупок в 2022 году составили 1 932,90 тыс. руб., что на 31,7% выше расходов 2021 года, в т.ч.:

- по КВР 242 в сумме 1 182,42 тыс. руб. (доля которых в общем объеме фактических расходов на осуществление закупок составляет 61,2%);

- по КВР 244 в сумме 750,47 тыс. руб. (38,8%).

В целом, структура фактических произведенных Комитетом финансов расходов на осуществление закупок в 2020 - 2022 гг. менялась незначительно.

 

Совет депутатов

Совет депутатов – представительный орган местного самоуправления МО ТР ЛО с правами юридического лица. В проверяемый период Совет депутатов в установленном порядке осуществлял бюджетные полномочия ГРБС и ПБС.

Первоначальным решением о бюджете на 2020 год Совету депутатов утверждены бюджетные ассигнования на осуществление закупок в сумме 1 832,00 тыс. руб. по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы». В результате изменений в решение о бюджете расходы на осуществление закупок увеличены на 150,00 тыс. руб. и составили 1 982,00 тыс. руб.

Согласно Ведомственной структуре расходов бюджета МО ТР ЛО Совету депутатов предусмотрены бюджетные ассигнования на 2021 год на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в сумме 1 935,46 тыс. руб. по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы», что на 46,54 тыс. руб. (на 2,3%) меньше показателей предыдущего периода.

Первоначальным решением о бюджете на 2022 год Совету депутатов утверждены бюджетные ассигнования на осуществление закупок в сумме 2 010,75 тыс. руб. по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы». В результате изменений в решение о бюджете расходы на осуществление закупок снижены на 11,00 тыс. руб. и составили 1 999,75 тыс. руб. (на 64,29 тыс. руб. выше показателей предыдущего периода).

В соответствии планами-графиками, размещенными Советом депутатов в ЕИС, объем финансового обеспечения для осуществления закупок составляет:

  • на 2020 год - первоначально в сумме 1 832,00 тыс. руб., в последней версии
    в сумме 1 982,00 тыс. руб., размещено 8 версий плана-графика;
  • на 2021 год - 1 935,46 тыс. руб., размещено 9 версий плана-графика;
  • на 2022 год - первоначально в сумме 1 999,75 тыс. руб., в последней версии
    в сумме 1 579,75 тыс. руб., размещено 6 версий плана-графика.

В 2020-2022 годы Советом депутатов осуществлялись закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

 Динамика исполнения расходов на осуществление закупок Совета депутатов в 2020 - 2022 гг.

 

Фактические расходы Совета депутатов на осуществление закупок в 2020 году составили 1 964,56 тыс. руб., в т. ч.:

- по КВР 242 в сумме 164,77 тыс. руб. (доля которых в общем объеме фактических расходов на осуществление закупок составляет 8,4%);

- по КВР 244 в сумме 1 799,79 тыс. руб. (91,6%).

В 2021 году фактически произведенные расходы на осуществление закупок составили 1 930,47 тыс. руб., что на 1,7% ниже показателей 2020 года, в т. ч.:

- по КВР 242 в сумме 21,69 тыс. руб. (доля которых в общем объеме фактических расходов на осуществление закупок составляет 1,1%);

- по КВР 244 в сумме 1 908,79 тыс. руб. (98,9%).

Фактические расходы на осуществление закупок Совета депутатов в 2022 году составили 1 984,74 тыс. руб., что на 2,8% выше расходов 2021 года, в т. ч.:

- по КВР 242 в сумме 8,00 тыс. руб. (доля которых в общем объеме фактических расходов на осуществление закупок составляет 2,8%);

- по КВР 244 в сумме 1 976,74 тыс. руб. (97,2%).

 

Контрольно-счетная палата

Контрольно-счетная палата является контрольно-счетным органом МО ТР ЛО, органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица. В проверяемый период Контрольно-счетная палата в установленном порядке осуществляла бюджетные полномочия ГРБС и ПБС.

Первоначальным решением о бюджете на 2020 год утверждены бюджетные ассигнования на осуществление закупок в сумме 245,51 тыс. руб. по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы». В результате изменений в решение о бюджете расходы на осуществление закупок увеличены на 115,52 тыс. руб. и составили 361,03 тыс. руб.

Первоначальным решением о бюджете на 2021 год утверждены бюджетные ассигнования на осуществление закупок в сумме 198,00 тыс. руб. по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы». В результате изменений в решение о бюджете расходы на осуществление закупок увеличены на 280,00 тыс. руб. и составили 478,00 тыс. руб., что на 116,97 тыс. руб. (на 32,4%) выше показателей предыдущего года.

Согласно Ведомственной структуре расходов бюджета МО ТР ЛО предусмотрены бюджетные ассигнования на 2022 год на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в сумме 348,88 тыс. руб. по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы», что на 129,12 тыс. руб. (на 27,0%) меньше показателей предыдущего периода.

В соответствии планами-графиками, размещенными Контрольно-счетной палатой в ЕИС, объем финансового обеспечения для осуществления закупок составляет:

  • на 2020 год - первоначально в сумме 245,51 тыс. руб., в последней версии
    в сумме 361,03 тыс. руб., размещено 8 версий плана-графика;
  • на 2021 год - первоначально в сумме 198,00 тыс. руб., в последней версии
    в сумме 478,00 тыс. руб., размещено 5 версий плана-графика;
  • на 2022 год - 330,88 тыс. руб., размещено 3 версии плана-графика.

В 2020-2022 годы Контрольно-счетной палатой осуществлялись закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В 2021 году фактически произведенные расходы на осуществление закупок Контрольно-счетной палаты увеличились на 32,6% и составили 472,53 тыс. руб.

Значительно увеличились расходы по КВР 244 на 116,3% (на сумму 158,77 тыс. руб.), по КВР 242 отмечается снижение – на 19,4% (в сумме – 42,69 тыс. руб.).

Фактические расходы на осуществление закупок Контрольно-счетной палаты в 2020 году составили 356,45 тыс. руб., в т.ч.:

- по КВР 242 в сумме 219,92 тыс. руб. (доля которых в общем объеме фактических расходов на осуществление закупок составляет 61,7%);

- по КВР 244 в сумме 136,53 тыс. руб. (38,3%).

В 2021 году фактически произведенные расходы на осуществление закупок составили 472,53 тыс. руб., что на 32,6% выше показателей 2020 года, в т. ч.:

- по КВР 242 в сумме 177,23 тыс. руб. (доля которых в общем объеме фактических расходов на осуществление закупок составляет 37,5%);

- по КВР 244 в сумме 295,30 тыс. руб. (62,5%).

Фактические расходы на осуществление закупок Контрольно-счетной палаты в 2022 году составили 343,31 тыс. руб., что на 27,3% ниже расходов 2021 года, в т. ч.:

- по КВР 242 в сумме 249,26 тыс. руб. (доля которых в общем объеме фактических расходов на осуществление закупок составляет 72,6%);

- по КВР 244 в сумме 94,05 тыс. руб. (27,4%).

 Динамика исполнения расходов на осуществление закупок Контрольно-счетной палаты в 2020 - 2022 гг.

Результаты анализа эффективности бюджетных расходов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в сфере закупок в 2020 - 2022 гг.

Под эффективностью расходов на закупки понимается использование бюджетных средств, обеспечивающее лучшие условия исполнения контракта по достижению запланированных целей осуществления закупок[11].

Оценка эффективности включает в себя анализ полученной экономии и обеспечение заказчиком должного уровня конкуренции.

Экономия бюджетных средств в процессе осуществления закупок (определения поставщиков) (исполнителей, подрядчиков) – это снижение НМЦК относительно цены заключенных контрактов (заключение контракта по НМЦК - низкая эффективность, снижение до 10% – средняя эффективность, снижение более 10% – высокая эффективность).

НМЦК — это предельная граница цены на закупаемый товар, работу или услугу в конкурентных закупках, которую готов потратить заказчик. Устанавливается и обосновывается НМЦК заказчиком на этапе подготовки к проведению закупки. Правила расчета НМЦК регулирует ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ.

При анализе конкуренции при осуществлении закупок в рамках проведения экспертно-аналитического мероприятия применялся следующий показатель:

  • среднее количество поданных заявок на одну закупку – это отношение общего количества заявок, поданных участниками, к общему количеству процедур закупок (0-1 заявка - низкая эффективность, 2 заявки – средняя эффективность, более 2 заявок – высокая эффективность).

В рамках проведения экспертно-аналитического мероприятия выборочным методом (учреждения с наибольшими объемами закупок в стоимостном выражении) были проанализированы закупки Администрации, МКУ «Центр Административно-хозяйственного Обеспечения», прочих подведомственных Администрации учреждений, Комитета образования и подведомственных комитету образования учреждений в 2020 году (Таблица 9), 2021 году (Таблица 10), 2022 году (Таблица 11) и за весь анализируемый период (Таблица 12), осуществленные конкурентным способом и размещенные в ЕИС.

Таблица 9

Наименование заказчика

2020 год

количество процедур закупок,
ед.

общее количество заявок*,
ед.

общее количество допущенных заявок*, ед.

среднее количество поданных заявок на одну закупку, ед.

НМЦК,
тыс. руб.

цена заключения контракта,
тыс. руб.

экономия,
тыс.
руб.

% экономии

Администрация

130

334

328

2,6

338 873,07

328 394,35

10 478,72

3,1

МКУ «ЦАХО»

58

168

168

2,9

262 025,38

227 585,00

34 440,38

13,1

Иные подведомственные Администрации
учреждения

4

8

8

2,0

4 209,49

3 857,30

352,19

8,4

Комитет образования

24

65

65

2,7

8 498,26

5 117,02

3 381,25

39,8

Подведомственные
Комитету образования учреждения

20

37

36

1,9

108 281,90

106 455,17

1 826,73

1,7

ИТОГО

236

612

605

2,6

721 888,10

671 408,83

50 479,27

7,0

                                          *-к общему количеству проанализированных контрактов

Самым распространенным конкурентным способом определения поставщика в 2020 году является электронный аукцион (электронный аукцион – 217 процедур, электронный конкурс – 18 процедур, электронный запрос котировок – 1 процедура).

За 2020 год проанализировано 236 закупок, осуществленных конкурентным способом, на общую сумму 721 888,10 тыс. руб. (по НМЦК), по результатам которых заключены контракты на сумму 671 408,83 тыс. руб., в том числе по Администрации 130 закупок, по МКУ «ЦАХО» – 58 закупок, по иным подведомственным Администрации учреждениям – 4 закупки, по Комитету образования – 24 закупки и по подведомственным Комитету образования учреждениям – 20 закупок.

Экономия бюджетных средств в процессе осуществления закупок составляет 50 479,27 тыс. руб. или 7,0% (средняя эффективность). Экономия бюджетных средств по Администрации – 10 478,72 тыс. руб. или 3,1% (средняя эффективность), по МКУ «ЦАХО» составляет 34 440,38 тыс. руб. или 13,1% (высокая эффективность), по иным подведомственным Администрации учреждениям – 352,19 тыс. руб. или 8,4% (средняя эффективность), по Комитету образования – 3 381,25 тыс. руб. или 39,8% (высокая эффективность) и по подведомственным Комитету образования учреждениям – 1 826,73 тыс. руб. или 1,7% (средняя эффективность).

Высокий процент экономии при осуществлении закупок Комитетом образования обусловлен заключением в 2020 году контракта с ООО "В" на оказание услуг по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание (НМЦК – 2 847,00 тыс. руб., сумма заключения – 605,00 тыс. руб.).

Наиболее высокий процент экономии при осуществлении закупок отмечается при закупке на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов объектов, расположенных в административном здании, по которой Администрацией заключен контракт с гр. А (НМЦК – 56,07 тыс. руб., сумма заключения – 4,15 тыс. руб.). В ходе проведения анализа установлено, что для определения НМЦК использован метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом запросы о предоставлении ценовой информации направлены трем исполнителям, обладающим опытом выполнения соответствующих работ, и информация о которых имеется в свободном доступе в сети "Интернет". В данном случае выбор исполнителей мог стать причиной снижения потенциальной экономии закупки.

Наиболее высокое значение абсолютной экономии (НМЦК – 13 409,68 тыс. руб., сумма заключения – 8 432,23 тыс. руб.) достигнуто закупкой на выполнение работ по утеплению фасадов, ремонту отмостки, пожарных выходов и крылец здания МКДОУ № 23 гп. Федоровское, контракт МКУ «ЦАХО» с ООО "ВЕ".

Среднее количество заявок на одну закупку в 2020 году составляет 2,6 заявки, что говорит о высокой эффективности расходов на закупки. При этом по Администрации, МКУ «ЦАХО» и Комитету образования эффективность расходов на закупки высокая (среднее количество заявок на одну закупку - 2,6, 2,9 и 2,7 заявок соответственно), а по иным подведомственным Администрации и Комитету образования учреждениям – средняя (в среднем 2,0 и 1,9 заявок на одну закупку).

За 2020 год из 612 заявок до участия в закупках не допущено 7 заявок: 6 заявок не допущены Администрацией и 1 – подведомственными Комитету образования учреждениями. При этом в результате признания заявок несоответствующими 2 закупки осуществлены у единственного допущенного поставщика.

В 2020 году из 236 закупочных процедур, размещенных конкурентным способом, 100 процедур (42,4% от числа процедур и 38,6% от суммы закупок), завершены заключением контракта с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (единственными участниками процедур). Следует отметить, что экономия бюджетных средств по итогам указанных закупок составляет 3 082,79 тыс. руб. или 1,1% (средняя эффективность). Экономия бюджетных средств по всем учреждениям, кроме иных подведомственных Администрации учреждений (15,3% – высокая эффективность), составляет от 0,0% до 1,6% (низкая и средняя эффективность).

Соотношение закупок в 2020 году

Самым распространенным конкурентным способом определения поставщика в 2021 году остается электронный аукцион. При этом структура способов определения поставщика претерпевает изменения:

- электронный аукцион – 159 процедур, отношение от общего числа закупок снижено с 91,9% до 83,7%,

- электронный конкурс – 15 процедур, отношение от общего числа закупок снижено с 7,6% до 7,9%,

- электронный запрос котировок / предложений – 16 процедур, отношение от общего числа закупок увеличено от 0,4% до 8,4%.

Таблица 10

Наименование заказчика

2021 год

количество процедур закупок,
ед.

общее количество заявок*,
ед.

общее количество допущенных заявок*, ед.

среднее количество поданных заявок на одну закупку, ед.

НМЦК,
тыс.
руб.

цена заключения контракта,
тыс. руб.

экономия,
тыс.
руб.

% экономии

Администрация

89

190

186

2,1

163 656,88

157 343,20

6 313,68

3,9

МКУ «ЦАХО»

28

74

66

2,6

225 636,90

221 549,61

4 087,28

1,8

Иные подведомственные Администрации
учреждения

3

5

5

1,7

2 115,56

2 077,58

37,98

1,8

Комитет образования

44

94

87

2,1

14 847,12

13 597,28

1 249,84

8,4

Подведомственные
Комитету образования учреждения

26

66

52

2,5

124 976,46

122 521,47

2 454,99

2,0

ИТОГО

190

429

396

2,3

531 232,92

517 089,14

14 143,77

2,7

                         *-к общему количеству проанализированных контрактов

За 2021 год проанализировано 190 закупок, осуществленных конкурентным способом, на общую сумму 531 232,92 тыс. руб. (по НМЦК), по результатам которых заключены контракты на сумму 517 089,14 тыс. руб., в том числе по Администрации 89 закупок, по МКУ «ЦАХО» – 28 закупок, по иным подведомственным Администрации учреждениям – 3 закупки, по Комитету образования – 44 закупки и по подведомственным Комитету образования учреждениям – 26 закупок.

Экономия бюджетных средств в процессе осуществления закупок составляет 14 143,77 тыс. руб. или 2,7% (средняя эффективность). Экономия бюджетных средств по Администрации – 6 313,68 тыс. руб. или 3,9% (средняя эффективность), по МКУ «ЦАХО» составляет 4 087,28 тыс. руб. или 1,8% (средняя эффективность), по иным подведомственным Администрации учреждениям – 37,98 тыс. руб. или 1,8% (средняя эффективность), по Комитету образования – 1 249,84 тыс. руб. или 8,4% (средняя эффективность) и по подведомственным Комитету образования учреждениям – 2 454,99 тыс. руб. или 2,0% (средняя эффективность).

Наиболее высокий процент экономии при осуществлении закупок отмечается при закупке на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, по которой МКУ «ЦАХО» заключен контракт с ООО "С" (НМЦК – 750,00 тыс. руб., сумма заключения – 11,00 тыс. руб.). Существенное снижение НМЦК в результате закупки может являться следствием низкого качества ее обоснования.

Наиболее высокое значение абсолютной экономии (НМЦК – 1 379,63 тыс. руб., сумма заключения – 400,09 тыс. руб.) достигнуто закупкой на выполнение работ по техническому обслуживанию газопроводов, контракт Администрации
с ООО "И". В ходе проведения анализа установлено, что НМЦК сформирована затратным методом на основании примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденных приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35, приказа АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» № 979 от 09.11.2020 «О стоимости услуг по сервисному обслуживанию газоиспользующего оборудования и систем теплоснабжения».

Соотношение закупок в 2021 году

Среднее количество заявок на одну закупку в 2021 году составляет 2,3 заявки, что говорит о высокой эффективности расходов на закупки. При этом по Администрации, МКУ «ЦАХО», Комитету образования и подведомственным Комитету образования учреждениям эффективность расходов на закупки высокая (среднее количество заявок на одну закупку - 2,1, 2,6, 2,1 и 2,5 заявок соответственно), а по иным подведомственным Администрации учреждениям – средняя (в среднем 1,7 заявок на одну закупку).

За 2021 год из 429 заявок до участия в закупках не допущено 33 заявки: 4 заявки не допущены Администрацией, 8 – МКУ «ЦАХО», 7 – Комитетом образования и 14 – подведомственными Комитету образования учреждениями. При этом
в результате признания заявок несоответствующими 8 закупок осуществлены у единственного допущенного поставщика.

В 2021 году из 190 закупочных процедур, размещенных конкурентным способом, 89 процедур (46,8% от числа процедур и 65,4% от суммы закупок), завершены заключением контракта с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (единственными участниками процедур). Следует отметить, что экономия бюджетных средств по итогам указанных закупок составляет 2 461,78 тыс. руб. или 0,7% (средняя эффективность). Экономия бюджетных средств по Администрации, МКУ «ЦАХО» и Комитету образования учреждений (1,9%, 0,1% и 0,1% соответственно – средняя эффективность), по остальным учреждениям относительная экономия составляет 0,0% (низкая эффективность).

Стоит отметить снижение в 2021 году экономии бюджетных средств в процессе осуществления закупок (экономия в 2021 году - 2,7%, тогда как в 2020 году экономия - 7,0%), а также незначительное снижение оценки уровня конкуренции (2,3 заявки на одну закупку в 2021 году вместо 2,6 заявок в 2020 году).

Удельный вес закупок по сумме в 2021 году по конкурентным процедурам, по итогам которых контракты были заключены с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (единственным участником процедуры),
в процентном соотношении увеличивается в 1,7 раз (с 38,6% до 65,4%) по сравнению с 2020 годом. Удельный вес числа процедур в 2021 году по сравнению с 2020 годом меняется незначительно: с 42,4% до 46,8%. При этом относительная экономия снижается с 1,1% до 0,7%. Так, отмечается снижение конкурентности и экономии закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Таблица 11

Наименование заказчика

2022 год

количество процедур закупок,
ед.

общее количество заявок*,
ед.

общее количество допущенных заявок*, ед.

среднее количество поданных заявок на одну закупку, ед.

НМЦК,
тыс.
руб.

цена заключения контракта,
тыс. руб.

экономия,
тыс.
руб.

% экономии

Администрация

57

160

149

2,8

155 835,06

149 386,04

6 449,02

4,1

МКУ «ЦАХО»

36

114

109

3,2

238 801,42

203 240,34

35 561,09

14,9

Иные подведомственные Администрации
учреждения

3

9

5

3

1 953,14

1 692,80

260,34

13,3

Комитет образования

27

80

68

3,0

6 722,23

4 608,95

2 113,28

31,4

Подведомственные
Комитету образования учреждения

30

80

71

2,7

71 601,04

67 792,7

3 808,34

5,3

ИТОГО

153

443

402

2,9

474 912,90

426 720,83

48 192,07

10,1

                         *-к общему количеству проанализированных контрактов

Самым распространенным конкурентным способом определения поставщика в 2022 году является электронный аукцион. При этом структура способов определения поставщика в 2022 году по сравнению с 2021:

- электронный аукцион – 91 процедура, отношение от общего числа закупок снижено с 83,7% до 59,5%,

- электронный конкурс – 25 процедур, отношение от общего числа закупок увеличено от 7,9% до 17,0%,

- электронный запрос котировок / предложений – 37 процедур, отношение от общего числа закупок увеличено от 8,4% до 24,2%.

За 2022 год проанализировано 153 закупки, осуществленных конкурентным способом, на общую сумму 474 912,90 тыс. руб. (по НМЦК), по результатам которых заключены контракты на сумму 426 720,83 тыс. руб., в том числе по Администрации 57 закупок, по МКУ «ЦАХО» – 36 закупок, по иным подведомственным Администрации учреждениям – 3 закупки, по Комитету образования – 27 закупок и по подведомственным Комитету образования учреждениям – 30 закупок

Экономия бюджетных средств в процессе осуществления закупок составляет 48 192,07 тыс. руб. или 10,1% (высокая эффективность). Экономия бюджетных средств по Администрации – 6 449,02 тыс. руб. или 4,1% (средняя эффективность), по МКУ «ЦАХО» составляет 35 561,09 тыс. руб. или 14,9% (высокая эффективность), по иным подведомственным Администрации учреждениям – 260,34 тыс. руб. или 13,3% (высокая эффективность), по Комитету образования – 2 113,28 тыс. руб. или 31,4% (высокая эффективность) и по подведомственным Комитету образования учреждениям – 3 808,34 тыс. руб. или 5,3% (средняя эффективность).

Высокий процент экономии при осуществлении закупок Комитетом образования обусловлен заключением в 2022 году контрактов с гр. С и ЧПУ "Ц" на оказание услуг по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание (НМЦК – 1 125,48 тыс. руб. и 1 243,95 тыс. руб., сумма заключения – 348,00 тыс. руб. и 556,00 тыс. руб.).

Наиболее высокий процент экономии при осуществлении закупок отмечен при закупке на выполнение работ по составлению проектно-сметной документации по созданию системы оповещения населения на территории сел,
по которой Администрацией заключен контракт с ООО "Г" (НМЦК – 720,00 тыс. руб., сумма заключения – 1,84 тыс. руб.). Существенное снижение НМЦК в результате закупки может являться следствием низкого качества ее обоснования.

Наиболее высокое значение абсолютной экономии (НМЦК – 15 045,91 тыс. руб., сумма заключения – 3 524,77 тыс. руб.) достигнуто закупкой по выполнению работ по замене оконных блоков в образовательных учреждениях, контракт МКУ «ЦАХО» с ООО "О".

Среднее количество заявок на одну закупку в 2022 году составляет 2,9 заявки, что говорит о высокой эффективности расходов на закупки. При этом высокая эффективность расходов отмечается по всем отобранным учреждениям (в среднем от 2,7 до 3,2 заявок на одну закупку).

За 2022 год из 529 заявок до участия в закупках не допущено 41 заявка: 11 заявок не допущены Администрацией, 5 – МКУ «ЦАХО», 4 – иными подведомственными Администрации учреждениями, 12 – Комитетом образования
и 9 – подведомственными Комитету образования учреждениями. При этом в результате признания заявок несоответствующими 14 закупок осуществлены у единственного допущенного поставщика.

В 2022 году из 153 закупочных процедур, размещенных конкурентным способом, 53 процедуры (34,6% от числа процедур и 41,6% от суммы закупок), завершены заключением контракта с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (единственными участниками процедур). Следует отметить, что экономия бюджетных средств по итогам указанных закупок составляет 2 594,43 тыс. руб. или 1,3% (средняя эффективность). В 2022 году на все закупки иных подведомственных Администрации учреждений поступило несколько заявок. Экономия бюджетных средств по всем остальным учреждениям составляет от 0,6% до 3,5% (средняя эффективность).

Соотношение закупок в 2022 году

Стоит отметить рост в 2022 году экономии бюджетных средств в процессе осуществления закупок (экономия в 2020 и 2021 году составила 7,0% и 2,7%, тогда как в 2022 году - 10,1%), а также рост оценки уровня конкуренции (2,9 заявки на одну закупку в 2022 году вместо 2,6 и 2,3 заявок в 2020 и 2021 году).

Удельный вес закупок по сумме в 2022 году по конкурентным процедурам, по итогам которых контракты были заключены с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (единственным участником процедуры), в процентном соотношении уменьшился в 1,6 раз (с 65,4% до 41,6%) по сравнению с 2021 годом. Удельный вес от числа процедур в 2022 году по сравнению с 2020 и 2021 годом снижен: с 42,4% и 46,8% до 34,6 %. При этом относительная экономия в 1,3% находится выше показателей предыдущих лет: 1,1% в 2020 году и 0,7% в 2021 году. Так, отмеченное в 2021 году снижение конкурентности и экономии закупок для обеспечения муниципальных нужд в 2022 году проходит; уровень конкурентности и экономии растет, имеет сходство с уровнем 2020 года.

Таблица 12

Наименование заказчика

2020 - 2022 гг.

количество процедур закупок,
ед.

общее количество заявок*,
ед.

общее количество допущенных заявок*, ед.

среднее количество поданных заявок на одну закупку, ед.

НМЦК,
тыс.
руб.

цена заключения контракта,
тыс. руб.

экономия,
тыс.
руб.

% экономии

Администрация

276

684

663

2,5

658 365,01

635 123,59

23 241,42

3,5

МКУ «ЦАХО»

122

356

343

2,9

726 463,70

652 374,95

74 088,75

10,2

Иные подведомственные Администрации
учреждения

10

22

18

2,2

8 278,19

7 627,68

650,51

7,9

Комитет образования

95

239

220

2,5

30 067,61

23 323,25

6 744,37

22,4

Подведомственные
Комитету образования учреждения

76

183

159

2,4

304 859,41

296 769,34

8 090,06

2,7

ИТОГО

579

1 484

1 403

2,6

1 728 033,92

1 615 218,81

112 815,11

6,5

                         *-к общему количеству проанализированных контрактов

Самым распространенным конкурентным способом определения поставщика в анализируемый период является электронный аукцион. Этим способом осуществлено 467 процедур (80,7% от количества процедур закупок). Посредством электронного конкурса проведено 58 процедур, а электронного запроса котировок / предложений – 54 процедуры.

Из представленного графика видно, что удельный вес закупок, осуществленных с применением электронного аукциона, как способа определения поставщика, с каждым годом снижается, но все равно остается доминирующим.

За период с 2020 по 2022 год проанализировано 579 закупок, осуществленных конкурентным способом, в том числе по Администрации 276 закупок, по МКУ «ЦАХО» – 122 закупки, по иным подведомственным Администрации учреждениям – 10 закупок, по Комитету образования – 95 закупок и по подведомственным Комитету образования учреждениям – 76 закупок на общую сумму
1 728 033,92 тыс. руб. (по НМЦК), по результатам которых заключены контракты
на сумму 1 615 218,81 тыс. руб.

Экономия бюджетных средств в процессе осуществления закупок составляет 112 815,11 тыс. руб. или 6,5% (средняя эффективность). Экономия бюджетных средств по Администрации – 23 241,42 тыс. руб. или 3,5% (средняя эффективность), по МКУ «ЦАХО» составляет 74 088,75 тыс. руб. или 10,2% (высокая эффективность), по иным подведомственным Администрации учреждениям –
650,51 тыс. руб. или 7,9% (средняя эффективность), по Комитету образования – 6 744,37 тыс. руб. или 22,4% (высокая эффективность) и по подведомственным Комитету образования учреждениям – 8 090,06 тыс. руб. или 2,7% (средняя эффективность).

Самые высокие показатели относительной экономии отмечаются у Комитета образования. Высокая эффективность бюджетных расходов за весь период наблюдается по закупкам Комитета образования и МКУ «ЦАХО». При этом в 2021 году ни одно учреждение не достигло высокой эффективности с точки зрения относительной экономии бюджетных средств. Низкий уровень относительной экономии в этом году частично может обуславливаться увеличенным удельным весом закупок, осуществленных конкурентными способами определения поставщика, по итогам которых контракты заключены с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (единственным участником процедуры)

Среднее количество заявок на одну закупку в отчетный период составляет 2,6 заявки, что говорит о высокой эффективности расходов на закупки. При этом высокая эффективность расходов отмечается по закупкам отобранных учреждений (в среднем от 2,2 до 2,9 заявок на одну закупку).

Снижение уровня конкуренции в 2021 году частично может обуславливаться увеличенным удельным весом закупок, осуществленных конкурентными способами определения поставщика, по итогам которых контракты заключены с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (единственным участником процедуры).

Соотношение закупок

За анализируемый период отмечается высокая эффективность при анализе конкуренции. Из 1 484 поступивших за отчетный период заявок до участия в закупках не допущена 81 заявка (5,5%): Администрацией не допущено 3,1% заявок, МКУ «ЦАХО» – 3,7%, иными подведомственными Администрации учреждениями – 18,2%, Комитетом образования – 7,9% и подведомственными Комитету образования учреждениями – 13,1%. Средняя эффективность отмечается по иным подведомственным Администрации учреждениями в 2020 и 2021 году.

Из 579 закупочных процедур, размещенных конкурентным способом, 242 процедуры (41,8% от числа процедур и 47,7% от суммы закупок), завершены заключением контракта с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (единственными участниками процедур). Следует отметить, что экономия бюджетных средств по итогам указанных закупок составляет 8 139,00 тыс. руб. или 1,0% (средняя эффективность). Экономия бюджетных средств по учреждениям составляет от 0,2% до 12,8% (средняя и высокая эффективность, соответственно).

Наибольший удельный вес (по сумме) закупок, по итогам которых контракты заключены с единственными участниками, отмечается в 2021 году. При этом в 2021 году наблюдается самый низкий уровень экономии при заключении контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (единственными участниками процедур) - 0,7% (средняя эффективность).

 

Предложения и рекомендации

По результатам анализа показателей объемов, структуры и эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг Контрольно-счетная палата рекомендует:

- обеспечить соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- обеспечить эффективность использования бюджетных средств;

- усилить меры, направленные на совершенствование закупочной деятельности, в том числе повышение конкурентности закупок и соблюдение требований при обосновании НМЦК.

Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено главе администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области для рассмотрения и принятия мер, а также в совет депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.

 

[1] решение Совета депутатов от 20.12.2019 № 22 «О бюджете муниципального образования  Тосненский район Ленинградской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее - решение о бюджете на 2020 год) (с учетом изменений, внесенных решениями Совета депутатов от 11.03.2020 № 46, от 24.04.2020 № 57, от 30.09.2020 № 77, от 23.12.2020 № 84) (далее - решение о бюджете на 2020 год (в ред. от 23.12.2020 № 84);

решение Совета депутатов от 23.12.2020 № 83 «О бюджете муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее - решение о бюджете на 2021 год) (с учетом изменений, внесенных решениями Совета депутатов от 24.03.2021 № 97, от 28.06.2021 № 108, от 23.09.2021 № 115, от 21.12.2021 № 135) (далее - решение о бюджете на 2021 год (в ред. от 21.12.2021 № 135);

решение Совета депутатов от 21.12.2022 № 198 «О бюджете муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее - решение о бюджете на 2022 год) (с учетом изменений, внесенных решениями Совета депутатов от 22.03.2022 № 153, от 23.06.2022 № 170, от 20.10.2022 № 183)

[2] постановление Администрации от 23.08.2019 № 1425-па «Об установлении уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами для муниципальных заказчиков муниципального образования Тосненский район Ленинградской области» (с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации от 25.12.2020 № 2593) (далее - постановление № 1425-па)

[3] постановлением Администрации от 01.11.2019 № 1941-па «Об установлении Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков муниципального образования Тосненский район Ленинградской области при определении и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами»

[4] Положение об отделе муниципальных закупок, утвержденное распоряжением Администрации от 01.01.2019 № 353-ра
«Об утверждении Положения об отделе муниципальных закупок» (далее - Положение № 353-ра)

[5] распоряжение Администрации от 01.11.2019 № 352-ра «О создании контрактной службы и утверждении положения
о контрактной службе администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области» (с учетом изменений, внесенных распоряжениями Администрации от 29.12.2020 № 633-ра, от 28.12.2021 № 716-ра, от 27.07.2022 № 249-ра)

[6] на основании п.п. 24-25.3 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ

[7] информация предоставлена отделом муниципальных закупок в ходе экспертно-аналитического мероприятия

[8] на основании п.п. 24-25.3 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ

[9] постановление Администрации от 19.11.2020 № 2237-па «О наделении муниципального казенного учреждения «Центр экономики и финансов» полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», с учетом изменений
от 04.05.2022 № 1548-па

[10] на основании п.п. 24-25.3 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ

[11] Решение Президиума Союза МКСО, протокол № 5 (56) от 14.09.2017 г., п.13.2 (методические рекомендации применяются
в соответствии с распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты от 23.10.2017 № 33)