Информация об основных итогах контрольного мероприятия «Проверка использования средств бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, выделенных на реализацию мероприятий муниципальной программы «Создание условий для развития сельского хозяйства Тосненского района Ленинградской области» за 2019 и 2020 годы»
Контрольно-счетной палатой муниципального образования Тосненский район Ленинградской области проведено плановое контрольное мероприятие «Проверка использования средств бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, выделенных на реализацию мероприятий муниципальной программы «Создание условий для развития сельского хозяйства Тосненского района Ленинградской области» за 2019 и 2020 годы».
В результате проведенного контрольного мероприятия выявлено следующее.
1. В нарушение пункта 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) во всех 3-х Порядках предоставления субсидий обязательное условие предоставления субсидий о согласии получателей субсидий на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий отсутствует; в 26-ти Соглашениях о предоставлении за счет средств бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области субсидий (далее - Соглашение о предоставлении субсидий) данное условие отсутствует, в том числе:
- в 2019 году – в 12 Соглашениях (3 Соглашения о предоставлении из бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области субсидии предприятиям АПК на возмещение части затрат на содержание поголовья крупного рогатого скота, за исключением маточного (далее - Соглашение о предоставлении субсидий КРС), 7 Соглашений о предоставлении субсидий за счет средств бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области крестьянским (фермерским) хозяйствам на возмещение части затрат на содержание основного поголовья сельскохозяйственных животных и птицы (далее – Соглашение о предоставлении субсидий КФХ), 2 Соглашений о предоставлении из бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области субсидии предприятиям АПК на возмещение части затрат на приобретение дезинфицирующих средств в целях недопущения возникновения и распространения африканской чумы свиней (далее – Соглашение о предоставлении субсидий АЧС)),
- в 2020 году - в 14 Соглашениях (4 Соглашения о предоставлении субсидий КРС, 9 Соглашений о предоставлении субсидий КФХ, 1 Соглашение о предоставлении субсидий АЧС).
2. В период 2019 и 2020 годов администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (далее – администрация) не обеспечен контроль соблюдения сроков предоставления отчетов о достижении значений показателей результативности использования субсидий ее получателями.
3. Нарушение администрацией Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 (далее – Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий):
- в нарушение подпункта «г» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий:
- порядок расчета размера ставки возмещения затрат предприятиям агропромышленного комплекса на содержание крупного рогатого скота, за исключением маточного, Порядком предоставления субсидий предприятиям агропромышленного комплекса на возмещение части затрат на содержание поголовья крупного рогатого скота, за исключением маточного, утвержденным постановлением администрации от 17.04.2019 № 611-па (далее – Порядок КРС), или иным муниципальным нормативным правовым актом не установлен;
- порядок расчета размера ставки возмещения затрат на приобретение дезинфицирующих средств в целях защиты от проникновения вируса африканской чумы свиней, Порядком предоставления субсидий предприятиям агропромышленного комплекса на возмещение части затрат на приобретение дезинфицирующих средств в целях недопущения возникновения и распространения африканской чумы свиней, утвержденным постановлением администрации от 17.04.2019 № 617-па (далее – Порядок АЧС), или иным муниципальным нормативным правовым актом не установлен.
- в нарушение подпункта «д» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в порядках предоставления субсидий отсутствует четко определенная административная процедура заключения Соглашений о предоставлении субсидий.
4. Следствием отсутствия четко определенной административной процедуры заключения Соглашений о предоставлении субсидий явилось следующее:
- 4 факта заключения в 2020 году администрацией Соглашений о предоставлении субсидий КРС до подачи получателями субсидий заявления и документов, предусмотренных пунктом 2.5 Порядка КРС, а также до принятия постановления администрации о предоставлении субсидий, предусмотренного пунктом 2.9 Порядка КРС,
- 9 фактов заключения в 2020 году администрацией Соглашений о предоставлении субсидий КФХ до подачи получателями субсидий заявления и документов, предусмотренных пунктом 2.5 Порядка КФХ, до утверждения ставки возмещения в 2020 году части затрат на содержание основного поголовья сельскохозяйственных животных и птицы крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также до принятия постановления администрации о предоставлении субсидий, предусмотренного пунктом 2.9 Порядка КФХ.
Наличие пробела в правовом регулировании срока (момента) заключения Соглашений о предоставлении субсидий является коррупциогенным признаком.
5. Цель предоставления субсидий КРС не в полной мере способствует достижению цели и решению задачи муниципальной программы «Создание условий для развития сельского хозяйства Тосненского района Ленинградской области» (далее – муниципальная программа).
6. Целевой показатель «поголовье лошадей», установленный Соглашением о предоставлении субсидии КФХ от 25.03.2020 № 5, не способствует достижению цели предоставления субсидии КФХ и достижению цели муниципальной программы.
7. Нарушения муниципальных нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок предоставления субсидий:
7.1. 4 факта нарушения получателями субсидий срока подачи заявлений о предоставлении субсидий и пакета документов, в том числе:
- в 2019 году – 2 факта (субсидии АЧС),
- в 2020 году – 2 факта (субсидии АЧС).
7.2. 12 фактов нарушений срока рассмотрения заявлений о предоставлении субсидий и пакета документов, в том числе:
- в 2019 году – 3 факта (2 – субсидии КРС, 1 – субсидии АЧС),
- в 2020 году – 9 фактов (субсидии КФХ).
7.3. 4 факта нарушения порядка определения объема субсидии, установленного порядком предоставления субсидий, объем неправомерно предоставленных средств субсидий составил в общей сумме 52,32 тыс. руб., в том числе:
- в 2019 году – 3 факта, объем неправомерно предоставленных средств субсидий – 40,73 тыс. руб. (1 факт – субсидии КРС (0,0093 тыс. руб.), 2 – субсидии АЧС (40,725 тыс. руб.)),
- в 2020 году – 1 факт, объем неправомерно предоставленных средств субсидий – 11,586 тыс. руб. (субсидии КФХ).
7.4. 2 факта нарушения получателями субсидий порядка их предоставления в части состава пакета документов, представляемых одновременно с заявлением о предоставлении субсидий, в том числе:
- в 2019 году – 1 факт (субсидии АЧС),
- в 2020 году – 1 факт (субсидии АЧС).
7.5. 2 факта нарушения администрацией порядка предоставления субсидий в части утверждения постановления администрации об их предоставлении, в том числе:
- в 2019 году – 1 факт (субсидии АЧС),
- в 2020 году – 1 факт (субсидии АЧС).
7.6. 3 факта несоответствия показателя результативности использования субсидии, установленного Соглашениями о предоставлении субсидий КФХ, показателям, установленным пунктами 1.2 и 2.4 Порядка КФХ, в том числе:
- в 2019 году – 1 факт,
- в 2020 году – 2 факта.
7.7. 3 факта нарушения администрацией порядка предоставления субсидий при установлении показателей результативности использования субсидии и их значений, в том числе:
- в 2019 году – 2 факта (субсидии АЧС),
- в 2020 году – 1 факт (субсидии АЧС).
7.8. 3 факта нарушения администрацией срока перечисления средств субсидий АЧС на срок от 1 до 6 рабочих дней в 2019 году.
7.9. 1 факт недостижения получателем субсидии КРС (ООО «С») в 2019 году показателя результативности использования субсидии, установленного Приложением № 1 к Соглашению.
Также установлен 1 факт недостижения получателем субсидии АЧС (ООО «АП») в 2019 году показателя результативности использования субсидии, установленного Приложением № 1 к Соглашению и пунктом 2.3. Порядка АЧС.
Указанные факты являются нарушениями условий предоставления субсидий.
7.10. 2 факта нарушения получателями субсидий АЧС порядка их предоставления в части представления Отчета о достижении значений показателей результативности за 2019 год.
7.11. В нарушение пункта 2.9 Порядка КРС администрацией реестры получателей субсидий КРС в 2019 и 2020 годах не формировались.
7.12. В нарушение пункта 4.1 Порядка КРС администрацией обязательные проверки соблюдения получателями субсидий КРС в 2019 и 2020 годах условий и целей их предоставления не проводились.
7.13. В нарушение пункта 4.1 Порядка КФХ администрацией в период 2019 года и в отношении 55,6% от общего количества получателей субсидии КФХ (5 получателей субсидий) в 2020 году проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления не проводились.
7.14. В нарушение пункта 4.1 Порядка АЧС администрацией обязательные проверки соблюдения получателями субсидий АЧС в 2019 и 2020 годы условий и целей их предоставления не проводились.
8. Порядок действий при нарушении получателями субсидий срока предоставления документов на получение субсидии на возмещение расходов, осуществленных в 4-м квартале, Порядком АЧС не установлен.
9. В нарушение пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации по 2 получателям субсидий АЧС (1 факт - в 2019 году, 1 факт – в 2020 году) Приложение к Соглашению подписано ранее даты заключения Соглашения.
10. В нарушение статьи 4 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения», администрацией не обеспечена сохранность постановления администрации от 19.07.2019 № 1211-па «О предоставлении субсидий за счет средств бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на возмещение части затрат на содержание поголовья крупного рогатого скота, за исключением маточного».
11. При проведении анализа достижения показателей муниципальной программы «Создание условий для развития сельского хозяйства Тосненского района Ленинградской области» за счет предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам установлено следующее.
11.1. Установлена недостоверность Сводных годовых докладов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ муниципального образования Тосненский район Ленинградской области за 2019 год и за 2020 год, размещенных на официальном сайте администрации в сети «Интернет», в части значений показателей (индикаторов) рассматриваемой муниципальной программы.
11.2. При перевыполнении целевого значения показателя муниципальной программы «увеличение производства молока на 3% по итогу реализации программы» (на 0,7%) за 2019-2020 годы администрацией изменения в муниципальную программу в части данного показателя не вносились.
В соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и Регламента Контрольно-счетной палаты Акт по результатам проведения контрольных действий направлен руководителю объекта проверки для ознакомления.
Отчет о результатах контрольного мероприятия утвержден председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.
На основании статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» главе администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области направлено представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений в дальнейшем.