Заключение по результатам экспертизы проекта бюджета Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (23.12.2021).
Заключение Контрольно-счетной палаты муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, исполняющей полномочия контрольно-счётного органа Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, подготовлено по результатам экспертизы проекта решения совета депутатов Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области «О бюджете Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – проект решения или проект бюджета) в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и с Положением о бюджетном процессе в Ульяновском городском поселении Тосненского района Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 13.03.2014 № 157.
Экспертиза проекта решения проведена на основании материалов, представленных одновременно с проектом бюджета, по вопросам сбалансированности бюджета, обоснованности доходной и расходной частей, а также на соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации к составлению бюджета, к составу показателей, документов, материалов и информации.
При проведении экспертизы проекта бюджета учтены изменения бюджетного законодательства, распространяющиеся на правоотношения, возникающие при составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Анализ соответствия проекта решения, документов и материалов, представленных одновременно с ним, Бюджетному кодексу Российской Федерации, иным актам законодательства Российской Федерации и муниципальным правовым актам
По результатам проверки соответствия документов и материалов, представленных одновременно с проектом бюджета, Контрольно-счетная палата отмечает следующее.
В соответствии с требованиями статьи 173 Бюджетного кодекса РФ, статьи 13 Положения о бюджетном процессе постановлением администрации поселения от 15.11.2021 № 924 принято решение о направлении проекта бюджета в совет депутатов Ульяновского городского поселения, которым одновременно одобрен прогноз социально-экономического развития Ульяновского городского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Документы и материалы, представленные одновременно с проектом бюджета, в основном соответствуют требованиям статьи 184.2 Бюджетного кодекса РФ и статьи 18 Положения о бюджетном процессе.
В составе документов представлены Основные направления бюджетной политики и налоговой политики Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022-2024 годы, согласно которым для достижения конечного результата налоговой политики необходимо в том числе осуществление анализа обоснованности, эффективности и целесообразности предоставления налоговых льгот.
Отмечается, что информация о проведении оценки эффективности налоговых расходов Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области и об использовании результатов этой оценки при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики отсутствует, что не соответствует требованиям статьи 174.3. Бюджетного кодекса РФ, пунктов 19 и 20 Общих требований к оценке налоговых расходов субъектов РФ и муниципальных образований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.06.2019 № 796.
Кроме того, информация о наличии муниципальных правовых актов, формирующих перечень налоговых расходов и устанавливающих порядок осуществления оценки налоговых расходов Ульяновского городского поселения, отсутствует.
Проект бюджета Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов со всеми приложениями размещен на официальном сайте администрации поселения в сети «Интернет» (https://admsablino.ru/) (далее – официальный сайт администрации) в соответствии с принципом прозрачности (открытости), установленным статьей 36 Бюджетного кодекса РФ и означающим обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в представительные органы муниципальных образований, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.
Объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств проектом решения не планируется. В реестре расходных обязательств Ульяновского городского поселения по состоянию на 01 июня 2019 года, размещённом на официальном сайте администрации, публичные нормативные обязательства на 2022 год, как второй год планового периода, не отражены.
В проекте решения учтены новации бюджетного законодательства РФ, принятые в 2021 году. Согласно пункту 3.2 статьи 160.1 и пункту 4 статьи 160.2 Бюджетного кодекса РФ (в ред. от 01.07.2021) с 2022 года перечни главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета утверждаются местной администрацией в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ, и не включаются в решение о бюджете. При этом проекты указанных перечней в составе материалов к проекту решения не представлены.
В Ведомственной структуре расходов бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (Приложение 5 к проекту решения) некорректно указан код целевой статьи расходов бюджета в части непрограммных расходов по разделу 0800 «Культура, кинематография» подразделу 0801 «Культура», что требует внесения корректировок:
Таблица 1, тыс. руб.
Наименование статьи расходов |
Рз раздел |
ПР под-раздел |
ЦСР целевая статья |
ВР вид расхода |
Сумма на 2022 год |
Расходы на обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений |
0800 |
0801 |
99 9 01 00160 |
|
1 464,32000 |
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами |
0800 |
0801 |
07 0 01 00160 |
100 |
130,20000 |
Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений |
0800 |
0801 |
07 0 01 00160 |
110 |
130,20000 |
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд |
0800 |
0801 |
99 9 01 00160 |
200 |
1 334,12000 |
Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд |
0800 |
0801 |
99 9 01 00160 |
240 |
1 334,12000 |
Анализ основных характеристик бюджета, расчета и обоснованности доходов, расходов, дефицита и источников финансирования дефицита бюджета Ульяновского городского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
В соответствии с требованиями статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ проектом решения о бюджете предлагаются к утверждению следующие основные характеристики бюджета:
Таблица 2, тыс. руб.
Основные характеристики проекта бюджета |
2022 год |
2023 год |
2024год |
Общий объем доходов |
127 827,09 |
159 284,77 |
85 213,58 |
Общий объем расходов |
136 250,68 |
161 444,18 |
87 813,63 |
Дефицит бюджета |
-8 423,58 |
-2 159,41 |
-2 600,05 |
Принцип сбалансированности бюджета обеспечен: объем предусмотренных бюджетом расходов соответствует суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджета.
Динамика основных характеристик бюджета характеризуется значительным снижением доходов (на 33,3%) и расходов (на 35,5%) к 2024 году по сравнению с 2022 годом, при дефиците, объем которого снижается к 2024 году на 69,1%.
Анализ основных параметров проекта бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов приведён в Таблице 3:
Таблица 3, тыс. руб.
Показатели |
Исполнено за 2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||
в ред. от 22.12.2020 №60 |
в ред. от 28.10.2021 №83 |
сумма |
% 2021 к 2020 (в ред. от 22.12.2020 №60) |
сумма |
% 2022 к 2021 |
сумма |
% 2023 к 2022 |
||
Доходы (всего), в т.ч.: |
129 073,15 |
109 331,45 |
136 275,55 |
127 827,09 |
116,9 |
159 284,77 |
124,6 |
85 213,58 |
53,5 |
налоговые и неналоговые доходы |
55 837,71 |
66 273,85 |
88 778,62 |
94 180,69 |
142,1 |
66 802,33 |
70,9 |
55 582,78 |
83,2 |
безвозмездные доходы |
73 235,44 |
43 057,60 |
47 496,94 |
33 646,40 |
78,1 |
92 482,44 |
274,9 |
29 630,80 |
32,0 |
Расходы (всего) |
123 930,81 |
115 952,65 |
138 096,43 |
136 250,68 |
117,5 |
161 444,18 |
118,5 |
87 813,63 |
54,4 |
расходы без условно утверждаемых |
х |
х |
х |
х |
х |
159 008,18 |
х |
83 422,63 |
х |
в т.ч. условно утверждаемые расходы |
х |
х |
х |
х |
х |
2 436,00 |
х |
4 391,00 |
х |
Дефицит (-), профицит (+) |
+ 5 142,34 |
- 6 621,20 |
- 1 820,88 |
- 8 423,58 |
х |
- 2 159,41 |
х |
- 2 600,05 |
х |
% дефицита к собственным доходам |
9,21% |
9,99% |
2,05% |
8,94% |
х |
-3,23% |
х |
-4,68% |
х |
Условно-утверждаемые расходы бюджета поселения в плановом периоде предусматриваются проектом решения на 2023 год в сумме 2 436,00 тыс. руб. или 2,53% общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), на 2024 год – 4 391,00 тыс. руб. или 5,00%, что соответствует требованиям пункта 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ (не менее 2,5% на первый год и не менее 5% на второй год планового периода).
Дефицит бюджета на 2022 год прогнозируется в сумме 8 423,58 тыс. руб. с последующим его уменьшением в плановом 2023 году до 2 159,41 тыс. руб. и увеличением в 2024 году – до 2 600,05 тыс. руб.
Размер дефицита бюджета к общему годовому объему доходов бюджета поселения без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений не превышает предельные значения, установленные пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ. Нарушений бюджетного законодательства в части размера дефицита бюджета не установлено.
В соответствии с приложением 1 к проекту решения в качестве источника внутреннего финансирования дефицита бюджета поселения предлагается утвердить изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов на 2022 год в сумме 8 423,58 тыс. руб., на 2023 год – 2 159,41 тыс. руб., на 2024 год – 2 600,05 тыс. руб., что соответствует прогнозному объему дефицита бюджета.
Источник внутреннего финансирования дефицита бюджета Ульяновского городского поселения не противоречит требованиям статьи 96 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно пункту 6 проекта решения, остатки средств бюджета Ульяновского городского поселения на начало текущего финансового года, которые могут направляться на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета, предлагаются в объеме, не превышающем 20,86% общего объема расходов бюджета Ульяновского городского поселения.
Предлагаемая пунктом 26 проекта решения расчетная величина для расчета должностных окладов работников муниципальных бюджетных и муниципальных казенных учреждений за календарный месяц или за выполнение установленной нормы труда с 1 января 2022 года - в размере 10,34 тыс. руб., с 1 сентября 2022 года – в размере 10,755 тыс. руб., соответствует расчетной величине, предлагаемой проектом областного закона «О бюджете Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».
Результаты проверки и анализа формирования доходов бюджета
Прогноз поступления доходов бюджета Ульяновского городского поселения:
- на 2022 год – 127 827,09 тыс. руб.,
- на 2023 год – 159 284,77 тыс. руб.,
- на 2024 год – 85 213,58 тыс. руб.
Анализ материалов, представленных одновременно с проектом бюджета, показал, что прогнозирование доходов бюджета осуществлено на основе прогноза социально-экономического развития поселения, действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства РФ, а также правовых актов, устанавливающих неналоговые доходы.
При этом отмечается отсутствие в пояснительной записке к проекту бюджета информации о применении Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет поселения.
Увеличение на 16,9% прогнозируемого объема доходов бюджета поселения на 2022 год по сравнению с первоначально утвержденными значениями на 2021 год связано с увеличением объема налоговых и неналоговых доходов на 42,1% и уменьшением безвозмездных поступлений - на 21,8%.
Значительную часть доходной части бюджета поселения составляют собственные доходы (налоговые и неналоговые). Их доля в общем объеме доходов на 2022 год составляет 73,7%, что свидетельствует о большой самостоятельности в решении вопросов местного значения, но, в тоже время, требует большей ответственности при определении направления использования бюджетных средств, а также контроля за их расходованием.
Доля безвозмездных поступлений в 2021 году (уточненная редакция от 28.10.2021 №83) составляет 34,9%, в 2022 году уменьшается до 26,3%, на плановый период 2023 и 2024 годов прогнозируется 58,1% и 34,8%, соответственно.
Анализ показателей налоговых и неналоговых доходов бюджета
Общий объем собственных доходов (без учета дотаций, субсидий и субвенций) прогнозируется:
- на 2022 год – 94 180,69 тыс. руб. (увеличение на 42,1% относительно 2021 года);
- на 2023 год – 66 802,33 тыс. руб. (уменьшение на 29,1% относительно 2022 года);
- на 2024 год – 55 582,78 тыс. руб. (уменьшение на 16,8% относительно 2023 года).
В соответствии с проектом решения налоговые доходы на 2022 год прогнозируются в сумме 42 884,92 тыс. руб. (45,5% объема по группе «Налоговые и неналоговые доходы»), неналоговые доходы – 51 295,77 тыс. руб. (55,5%).
Основными доходными источниками бюджета поселения на 2022 год в структуре налоговых доходов, как и в предыдущие годы, являются налог на доходы физических лиц (45,1%) и земельный налог (18,3%).
Диаграмма 1
В соответствии с рассматриваемым проектом решения поступление налога на доходы физических лиц на 2022 год планируется в сумме 19 328,92 тыс. руб. с увеличением на 13,1% относительно 2021 года. На 2023 и 2024 годы отмечается плановое увеличение данного налога на 7,1% и 7,2% соответственно.
Прогнозируемая сумма поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции) составляет:
- на 2022 год - 5 000,00 тыс. руб. (на уровне 2021 года);
- на 2022 год - 5 000,00 тыс. руб.;
- на 2023 год - 5 000,00 тыс. руб.
Проектом решения прогнозируется поступление налога на имущество физических лиц на 2022 год в сумме 1 294,00 тыс. руб., то есть с уменьшением на 145,00 тыс. руб. (на 10,1%) к утверждённым назначениям на 2021 год.
На плановый период 2023 и 2024 годов наблюдается положительная динамика поступления налога – повышение на 2,0% ежегодно относительно предыдущего года.
Земельный налог на 2022 год прогнозируется в сумме 17 262,00 тыс. руб., что выше на 29,6% запланированного уровня 2021 года. Поступления на плановый период 2022 и 2023 годов прогнозируются в суммах 17 521,00 тыс. руб. и 17 784,00 тыс. руб. (темп роста – 101,5%), соответственно.
К проекту бюджета представлена оценка потерь бюджета поселения от предоставления налоговых льгот в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов, согласно которой в соответствии с решением совета депутатов Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 19.11.2019 № 15 «Об установлении земельного налога на территории Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» потери бюджета поселения от предоставления льгот по земельному налогу составят 399,00 тыс. руб. ежегодно, что составляет 2,3% прогнозируемых поступлений налога в очередном финансовом году и плановом периоде 2023 и 2024 годов, соответственно.
Одновременно с проектом бюджета представлена информация Управления Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области (далее - ФНС) об ожидаемых поступлениях в 2021 году и прогнозируемых поступлений доходов на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов, администрируемых ФНС.
Отмечается, что предлагаемые проектом решения поступления налоговых доходов на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов соответствуют данным, предоставленным ФНС.
Неналоговые доходы на 2022 год по сравнению с предыдущим годом (первоначальными назначениями) увеличиваются на 21 865,92 тыс. руб. (на 74,3%) и составляют 51 295,77 тыс. руб. Объем прогнозируемых на 2023 и 2024 годы назначений – 22 260,00 тыс. руб. и 9 260,00 тыс. руб., соответственно.
Диаграмма 2
Прогнозируемые на 2022 год доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, составляют 34 081,45 тыс. руб. или 66,4% от неналоговых доходов. При этом отмечается значительное увеличение на 29 533,50 тыс. руб. (на 649,4%) по отношению к уточненному бюджету 2021 года (в ред. от 28.10.2021 № 83). Прогнозируемая сумма обоснована:
- поступлениями доходов от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в сумме 2 800,00 тыс. руб.,
- поступлениями доходов от арендной платы и средствами от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских поселений в сумме 30 900,00 тыс. руб.,
- поступлениями доходов за сдачу в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских поселений и созданных ими учреждений в сумме 21,45 тыс. руб.,
- доходами от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими поселениями, в сумме 10,00 тыс. руб.,
- прочими поступлениями от использования имущества, находящегося в собственности городского поселения (платежи населения по социальному найму жилых помещений) в сумме 350,00 тыс. руб.
Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями бюджетов городских поселений на 2022 год составляют 1 464,32 тыс. руб. или 2,8% от неналоговых доходов, что больше на 358,16 тыс. руб. (на 32,4%) по сравнению с уточненным бюджетом 2021 года (в ред. от 28.10.2021 № 83). Согласно пояснительной записке, сумма обоснована ожидаемым доходом по договорам по платным услугам, оказываемым населению Ульяновского городского поселения МКУК «ТКЦ «Саблино», представлена Смета доходов по платным услугам на 2022 год.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов прогнозируются на 2022 год в сумме 15 750,00 тыс. руб., на 2023 год – 6 900,00 тыс. руб., на 2024 год – 6 900 тыс. руб. При этом отмечается значительное уменьшение прогнозируемой суммы дохода бюджета на 30 530,50 тыс. руб. (на 66,0%) по отношению к уточненному бюджету 2021 года (в ред. от 28.10.2021 № 83). Прогнозируемая сумма обоснована следующим:
- поступлениями от реализации иного имущества, находящегося в муниципальной собственности - в сумме 920,00 тыс. руб.;
- планируемой продажей земельных участков в границах поселения, государственная собственность на которые не разграничена - в сумме 13 150,00 тыс. руб.;
- планируемой продажей земельных участков, находящихся в собственности городских поселений – в сумме 1 680,00 тыс. руб.
Согласно пояснительной записке, на 2022 год планируется реализация следующего муниципального имущества:
- з/у + котельная Московское ш.70 – на сумму 1 млн. руб.;
- ½ доли дома + ½ доли з/у Дачный пер., д.50 – на сумму 1 млн. руб.;
- ½ доли з/у Щербакова 12 – на сумму 600 тыс. руб.
При этом Прогнозный план (программа) муниципального имущества Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов в материалах к проекту решения не представлен.
Признать запланированные доходы от реализации имущества, находящегося в собственности Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, обоснованными не представляется возможным. Основания для прогнозирования указанных доходов на 2022 год в сумме 2 600,00 тыс. руб. отсутствуют.
Потенциальными резервами увеличения доходов бюджета остаются принятие действенных мер, способствующих погашению задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет, сокращение неэффективных льгот и освобождений.
Вопросы повышения качества планирования и эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов сохраняют свою актуальность, поскольку от обеспечения должного уровня администрирования, требуемого в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса РФ, зависит не только полнота и своевременность наполняемости бюджета, но и состояние основных источников финансирования субъектов бюджетного процесса.
По итогам проведенного анализа отмечается отсутствие обоснований на 2023 и 2024 годы в представленных материалах к проекту бюджета, что ставит под сомнение реалистичность расчета прогнозируемых доходов, предусмотренную принципом достоверности бюджета в статьях 28 и 37 Бюджетного кодекса РФ, и указывает на риски необеспеченности бюджета доходами, достаточными для исполнения принятых расходных обязательств муниципального образования.
Анализ безвозмездных поступлений
Доля безвозмездных поступлений в проекте бюджета Ульяновского городского поселения составляет на 2022 год – 26,30%, на 2023 год – 58,1%, на 2023 год – 34,8%.
Общий объем безвозмездных поступлений на 2022 год составляет 33 646,40 тыс. руб., из них:
- 27 185,90 тыс. руб. – дотации;
- 5 858,70 тыс. руб. – субсидии;
- 601,80 – субвенции.
Указанные в проекте бюджета суммы межбюджетных трансфертов соответствуют объемам межбюджетных трансфертов, предусмотренным Ульяновскому городского поселения проектом областного закона об областном бюджете Ленинградской области, проектом бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на очередной финансовый год и плановый период, а также иными правовыми актами, утверждающими распределение бюджетных ассигнований.
Результаты проверки и анализа формирования расходов бюджета
Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, расходная часть бюджета на 2022 год сформирована в соответствии с бюджетной политикой, прогнозом социально-экономического развития Ульяновского городского поселения на основе 18 муниципальных программ, а также плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, предоставленных отделами администрации, в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общий объем расходов бюджета Ульяновского городского поселения на 2022 год в сравнении с утвержденными показателями бюджета на 2021 год (в ред. от 28.10.2021 № 83) уменьшается на 1,3% (на 1 845,75 тыс. руб.) и составляет 136 250,68 тыс. руб. Расходы бюджета поселения на 2023 и 2024 годы запланированы в суммах 161 444,18 тыс. руб. и 87 813,63 тыс. руб. соответственно (в том числе условно-утверждаемые расходы).
Структура расходов бюджета Ульяновского городского поселения на период 2021-2024 годов в части программных и непрограммных расходов приведена в таблице:
Таблица 4, тыс. руб.
Наименование |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||||
в ред. от 22.12.2020 №60 |
в ред. от 28.10.2021 №83 |
проект |
проект |
проект |
||||||
сумма |
доля, % |
сумма |
доля, % |
сумма |
доля, % |
сумма |
доля, % |
сумма |
доля, % |
|
Расходы, всего |
115 952,65 |
100, |
138 096,43 |
100,0 |
136 250,68 |
100,0 |
161 444,18 |
100 |
87 813,63 |
100 |
Программные расходы |
85 831,85 |
74,0 |
105 714,39 |
76,5 |
101 379,40 |
74,4 |
126 372,09 |
78,3 |
16 323,00 |
18,6 |
Непрограммные расходы |
30 120,80 |
26,0 |
32 382,03 |
23,5 |
34 871,28 |
25,6 |
32 636,09 |
20,2 |
67 099,63 |
76,4 |
Условно-утверждаемые расходы |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
2 436,00 |
1,5 |
4 391,00 |
5,0 |
В 2022 году соотношение программных и непрограммных расходов составит 74,4% и 25,6% против 76,5% и 23,5% в 2021 году. Структура расходов бюджета, планируемых к утверждению на 2022 год, существенно не меняется.
Проектом решения на 2022 год в сравнении с уточненной редакцией бюджета 2021 года из 9 разделов бюджетной классификации расходов предусматривается:
- увеличение бюджетных ассигнований по 4-м разделам: «Общегосударственные вопросы» (на 5,5%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 7,6%), «Культура и кинематография» (на 9,2%), «Социальная политика» (на 3,9%);
- уменьшение бюджетных ассигнований по следующим 2-м разделам: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (на 20,2%), «Национальная экономика» (на 21,3%);
- по разделам «Национальная оборона», «Образование» и «Физическая культура и спорт» бюджетные ассигнования планируются на уровне 2021 года.
При анализе структуры расходов установлено, что основными направлениями расходов остаются жилищно-коммунальное хозяйство, национальная экономика и общегосударственные вопросы, удельный вес которых составляет более 80% в общих расходах на 2022 год.
В пояснительной записке к проекту решения приведены подробные пояснения к формированию расходов бюджета Ульяновского городского поселения на 2022 год, но учитывая частичное отсутствие обоснований предлагаемых к утверждению сумм расходов, признать их достаточно обоснованными не представляется возможным.
Кроме того, отмечается отсутствие обоснований предлагаемых к утверждению сумм расходов на 2023 и 2024 годы, что также не дает признать их обоснованными.
Анализ расходов на финансовое обеспечение реализации
муниципальных программ
Одним из основных подходов к формированию объема и структуры расходов проекта бюджета Ульяновского городского поселения на 2022-2024 годы остается сохранение программного принципа их формирования.
Бюджет Ульяновского городского поселения на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов сформирован в программной структуре расходов на основе муниципальных программ (далее - МП):
- на 2022 год – на основе 17 МП (в сумме 101 379,40 тыс. руб.),
- на 2023 год – 15 МП (в сумме 126 372,09 тыс. руб.),
- на 2024 год - 8 МП (в сумме 16 323,00 тыс. руб.).
Расходы на реализацию муниципальных программ на 2022 год планируются в объеме 74,4% расходной части местного бюджета, на 2023 год – 78,3%, на 2024 год – 18,6%.
На момент подготовки настоящего заключения все 18 муниципальных программ Ульяновского городского поселения, предлагаемых к финансированию, утверждены и размещены на официальном сайте администрации.
Проекты муниципальных программ в Контрольно-счетную палату для проведения экспертизы не поступали.
В составе документов одновременно с проектом решения представлены паспорта муниципальных программ.
В нарушение требований статьи 179 Бюджетного кодекса РФ на финансовое обеспечение мероприятий 3-х муниципальных программ в проекте бюджета на 2022 год запланированы бюджетные ассигнований в сумме, превышающей объём обеспечения реализации мероприятий МП, согласно паспортам МП, на общую сумму 5 358,14 тыс. руб., в том числе:
- МП «Развитие культуры в Ульяновском городском поселении Тосненского района Ленинградской области на 2019-2023 годы» - превышение 2 948,44 тыс. руб.;
- МП «Устойчивое общественное развитие на территории Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2020-2024 годы» - превышение 300,00 тыс. руб.;
- МП «Содействие участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на территории Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2018-2022 годы» - превышение 2 109,70 тыс. руб.
Также проектом бюджета потребность финансовых ресурсов на реализацию:
- мероприятий МП «Развитие автомобильных дорог в Ульяновском городском поселении Тосненского района Ленинградской области на 2019-2023 годы» на 2022 год не обеспечена в общей сумме 100,00 тыс. руб.;
- мероприятий МП «Формирование комфортной городской среды на территории Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2018-2024 годы» на 2023 год не обеспечена в общей сумме 1 000,00 тыс. руб.
Таким образом, отмечается риск не достижения результатов, запланированных указанными МП, что не согласуется с принципом эффективности использования бюджетных средств, установленным статьями 28 и 34 Бюджетного кодекса РФ, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Кроме того, в паспортах следующих МП отмечаются внутренние противоречия в части указания объема финансового обеспечения реализации мероприятий МП:
- «Развитие физической культуры и спорта в Ульяновском городском поселении Тосненского района Ленинградской области на 2021-2024 годы»;
- «Развитие автомобильных дорог в Ульяновском городском поселении Тосненского района Ленинградской области на 2019-2023 годы».
Требуется уточнение.
Анализ расходов на непрограммные направления деятельности
В соответствии с проектом решения на 2022 год бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных направлений деятельности предусмотрены по 3 направлениям в сумме 34 871,28 тыс. руб. (25,6% общего объема расходов), что на 7,7% больше показателей утвержденных бюджетных ассигнований на 2021 год (в ред. от 28.10.2021 № 83).
Бюджетные ассигнования на 2023 год предусмотрены в сумме 32 636,09 тыс. руб. (20,2% общего объема расходов), что на 6,4% меньше относительно 2022 года; на 2024 год – 67 099,63 тыс. руб. (76,4% общего объема расходов), что на 105,6% больше относительно 2023 года.
Сопоставление бюджетных ассигнований на непрограммные направления деятельности на 2022 год и плановый период 2023-2025 годов и утвержденных назначений на 2021 год приведено в Таблице 5:
Таблица 5, тыс. руб.
Наименование |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||||
в ред. от 22.12.2020 № 60 |
Доля, % |
в ред. от 28.10.2021 № 83 |
Доля, % |
Проект бюджета |
Доля, % |
Проект бюджета |
Доля, % |
Проект бюджета |
Доля, % |
||
Итого непрограммные направления |
30 120,80 |
100,0 |
32 382,03 |
100,0 |
34 871,28 |
100,0 |
32 636,09 |
100,0 |
67 099,63 |
100,0 |
|
Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (ЦСР 9100000000) |
26 243,39 |
87,1 |
26 336,33 |
81,3 |
28 090,73 |
80,6 |
28 751,60 |
88,1 |
29 741,00 |
44,3 |
|
Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением (ЦСР 9200000000) |
362,75 |
1,2 |
946,21 |
2,9 |
538,07 |
1,5 |
420,00 |
1,3 |
420,00 |
0,6 |
|
Непрограммные расходы органов исполнительной власти Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (ЦСР 9900000000) |
3 514,66 |
11,7 |
5 099,50 |
15,7 |
6 242,48 |
17,9 |
3 464,50 |
10,6 |
36 938,63 |
55,1 |
На 2022 год проектом бюджета предусматриваются бюджетные ассигнования на «Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления» в сумме 28 090,73 тыс. руб. или 80,6% общего объема непрограммных расходов. Расходы по данному направлению предусмотрены на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, в том числе на:
- обеспечение деятельности аппаратов органов местного самоуправления – 25 010,51 тыс. руб.,
- обеспечение деятельности главы местной администрации – 1 429,08 тыс. руб.;
- обеспечение деятельности главы муниципального образования – 1 651,13 тыс. руб.
На реализацию государственных функций, связанных с общегосударственным управлением на 2022 год бюджетные ассигнования предусмотрены в сумме 538,07 тыс. руб. Данное направление расходов сокращено по отношению к 2021 году (в ред. 28.10.2021 № 83) на 43,1%, причины снижения в материалах не проанализированы.
По направлению деятельности «Непрограммные расходы органов исполнительной власти Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» бюджетные ассигнования предусмотрены в сумме 6 242,48 тыс. руб., что больше объема, предусмотренного в 2021 году (в ред. от 28.10.2021 № 83) на 1 142,98 тыс. руб., и распределены на 2022 год на следующие мероприятия:
Таблица 6, тыс. руб.
Наименование мероприятий |
Сумма |
% от общего объёма непрограммных расходов органов исполнительной власти МО |
ВСЕГО НЕПРОГРАММНЫХ РАСХОДОВ |
34 871,28 |
100,0 |
в т.ч. |
|
|
Непрограммные расходы органов исполнительной власти Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (ЦСР 9900000000) |
6 242,48 |
17,9 |
Расходы на обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений |
1 464,32 |
4,2 |
Доплаты к пенсиям государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих |
558,46 |
1,6 |
Резервные фонды исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления |
100,00 |
0,3 |
Мероприятия в области национальной экономики |
95,00 |
0,3 |
Мероприятия в сфере коммунального хозяйства, направленные на обеспечение условий проживания населения, отвечающих стандартам качества |
1 100,00 |
3,2 |
Мероприятия по благоустройству территории |
2 330,00 |
6,7 |
Осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты |
594,70 |
1,7 |
Результаты проверки и анализа планирования бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности органов местного самоуправления
Согласно пункту 18 проекта решения, прогнозируемые расходы на обеспечение деятельности Совета депутатов Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области составляют:
- на 2022 год в сумме 2 704,46 тыс. руб. (увеличение на 22,6% относительно 2021 года);
- на 2023 год в сумме 2 657,94 тыс. руб. (уменьшение на 1,7% к 2022 году);
- на 2024 год в сумме 2 755,23 тыс. руб. (увеличение на 3,7% к 2023 году).
Согласно пункту 19 проекта решения, прогнозируемые расходы на обеспечение деятельности администрации поселения составляют:
- на 2022 год - в сумме 25315,90 тыс. руб. (увеличение на 4,6% к 2021 году);
- на 2023 год - в сумме 26 093,65 тыс. руб. (увеличение на 3,1% к 2022 году);
- на 2024 год - в сумме 26 985,77 тыс. руб. (увеличение на 3,4% к 2023 году).
Проектом решения устанавливается размер индексации ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, должностных окладов и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин муниципальных служащих, должностных окладов работников органа местного самоуправления, занимающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, с 1 сентября 2021 года 1,04.
Предлагаемый размер индексации в проекте решения о бюджете Ульяновского городского поселения соответствует размеру индексации, установленному в соответствии с проектом областного закона «О бюджете Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2024 и 2025 годов».
Результаты проверки и анализа бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы
Согласно Распределению бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (приложение 4 к проекту решения) и Ведомственной структуре расходов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (приложение 5 к проекту решения) объем бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций по коду вида расходов 410 «Бюджетные инвестиции» предлагается на 2022 год – в сумме 1 850,00 тыс. руб. и на 2023 год – 65 007,21 тыс. руб.
Проектом решения (приложение 6) предлагается утвердить объем бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы на 2022 год – в сумме 1 850,00 тыс. руб. (2 объекта) и на 2023 год – 65 007,21 тыс. руб. (3 объекта), в том числе по объектам:
Таблица 7, тыс. руб.
Наименование объекта |
2022 год |
2023 год |
||
Распределительный газопровод для газоснабжения индивидуальной жилой застройки по 2-му Московскому проезду в г.п. Ульяновка Тосненского района Ленинградской области (в том числе проектно-изыскательные работы) |
850,00 |
0,00 |
||
Строительство блок-модульной котельной для многоквартирных домов по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.п. Ульяновка, ул. 8-я, д. 39, д. 41 (в том числе проектно-изыскательные работы) |
1 000,00 |
1 000,00 |
||
Приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для предоставления по договорам социального найма гражданам, пострадавшим в результате пожара муниципального жилищного фонда: 1 (одно) жилое помещение площадью не менее 33 кв.м. для 1 (одного) человека |
0,00 |
1 854,40 |
||
Приобретение жилых помещений у застройщиков в строящихся домах для предоставления гражданам с целью переселения из аварийного жилищного фонда: расселяемая площадь 1 005,49 кв.м.; 26 расселяемых жилых помещений; 69 жителей, планируемых к переселению; приобретаемая площадь 1 106,04 кв.м. |
0,00 |
62 152,81 |
|
|
Итого по адресной инвестиционной программе: |
1 850,00 |
65 007,21 |
|
|
В 2022 году отмечается увеличение объема финансирования адресной инвестиционной программы на 5,7% относительно утвержденных показателей 2021 года (в редакции бюджета от 28.10.2021 №83).
В АИП на 2022-2024 годы не включен объект «Распределительный газопровод по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.п. Ульяновка, ул. Малое Гертово, Чернышевского, Песочная, Аксакова, Набережная реки Тосна, Лескова, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Державина, Тосненская, Достоевского, Железнодорожная, Некрасова, Пушкинская, Михайловский пер. (в том числе проектно-изыскательские работы)» со сроком строительства 2019-2021 годы. При этом информация о дальнейшем строительстве и (или) вводе в эксплуатацию указанного объекта адресной инвестиционной программы в материалах не приведена.
Контрольно-счетная палата обращает внимание, что при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности следует руководствоваться статьей 79 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой в бюджетах бюджетной системы РФ, в том числе в рамках муниципальных программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в соответствии с решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты.
В представленных материалах информация о принятых решениях отсутствует, в связи с чем отмечается риск нарушения порядка осуществления бюджетных инвестиций, установленного статьей 79 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно Отчету об исполнении бюджета Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области по состоянию на 01.12.2021 года, размещенному на официальном сайте администрации, бюджетные инвестиции не исполнены.
Следует отметить, что невыполнение плановых бюджетных назначений при реализации инвестиционных проектов, соответственно, невыполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объектов в установленный срок, продление данных сроков означает, что имеющиеся бюджетные ресурсы не достигают конечных получателей в интересах целей социально-экономического развития муниципального образования, что не согласуется с принципом эффективности использования бюджетных средств, установленным в статьях 28 и 34 Бюджетного кодекса РФ.
На отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, распространяется действие Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», согласно которому обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений содержится в инвестиционном проекте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 указанного федерального закона инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Проверка соблюдения установленного порядка принятия решений о реализации бюджетных инвестиций, а также проверка наличия обоснования экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений в ходе экспертизы проекта бюджета Контрольно-счётной палатой не осуществлялись.
Результаты проверки бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов
В соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ в проекте решения о бюджете предусматриваются иные межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Ульяновского городского поселения в бюджет муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2022 год в общей сумме 700,64 тыс. руб., из них:
- на осуществление отдельных полномочий по исполнению бюджета поселения - в сумме 323,20 тыс. руб.;
- на осуществление полномочий по формированию архивных фондов - в сумме 77,08 тыс. руб.;
- на осуществление полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю - в сумме 300,358 тыс. руб.
В соответствии с требованиями статьи 142.4 Бюджетного кодекса РФ проектом решения (приложение 8) устанавливаются случаи и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области бюджету муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.
Результаты проверки и анализа формирования резервного фонда местной администрации
В соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса РФ в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций), средства которых направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Бюджетные ассигнования резервного фонда администрации Ульяновского городского поселения предусмотрены в следующем объеме:
- на 2022 год – 100,00 тыс. руб. (0,1% от общего объема расходов),
- на 2023 год – 100,00 тыс. руб. (0,1% от общего объема расходов),
- на 2024 год – 100,00 тыс. руб. (0,1% от общего объема расходов).
Предлагаемый проектом бюджета объем резервного фонда администрации Ульяновского городского поселения не превышает ограничение, установленное пунктом 3 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ (не более 3% от общего объема расходов).
Результаты проверки и анализа формирования муниципального дорожного фонда
В соответствии с пунктом 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ проектом бюджета устанавливается объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Ульяновского городского поселения:
- на 2022 год – 5 000,00 тыс. руб.;
- на 2023 год – 5 000,00 тыс. руб.;
- на 2024 год – 5 000,00 тыс. руб.
Планируемый объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда соответствует общему объему прогнозируемых поступлений от источников формирования дорожного фонда.
При этом общие расходы по разделу/подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» запланированы:
- на 2022 год – в сумме 29 650,00 тыс. руб.;
- на 2023 год – в сумме 11 800,00 тыс. руб.;
- на 2024 год – в сумме 8 000,0 тыс. руб.
Согласно статье 179.4 Бюджетного кодекса РФ дорожные фонды - это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения:
- дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования;
- капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Частями 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) предусмотрено, что формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
Контрольно-счетная палата отмечает, что в пояснительной записке к проекту решения среди муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется планирование бюджетных ассигнований, муниципальные правовые акты, утверждающие нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, не приведены.
Формирование расходов местного бюджета на содержание, капитальный ремонт и ремонт дорог местного значения по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» в сумме 29 650,00 тыс. руб. (на 2022 год), в сумме 11 800,00 тыс. руб. (на 2023 год) и в сумме 8 000,00 тыс. руб. (на 2024 год), в нарушение требований частей 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на основании нормативов финансовых затрат на указанные цели не обосновано.
Муниципальный долг и расходы на его обслуживание
Верхний предел муниципального внутреннего долга в проекте бюджета поселения, предлагается установить в следующих размерах:
- на 01 января 2023 года в сумме 0,00 тыс. руб.;
- на 01 января 2024 года в сумме 0,00 тыс. руб.;
- на 01 января 2025 года в сумме 0,00 тыс. руб.
Предельный объем муниципального долга в проекте бюджета поселения устанавливается в следующих размерах:
- в 2022 году – в размере 0,00 тыс. руб.;
- в 2023 году – в размере 0,00 тыс. руб.;
- в 2024 году – в размере 0,00 тыс. руб.
Нарушений статьи 107 Бюджетного кодекса РФ не установлено.
По результатам экспертизы в адрес совета депутатов муниципального образования и главы администрации направлено заключение, содержащее предложения контрольно-счетного органа.