Заключение по результатам экспертизы проекта бюджета Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (15.12.2021)

Настоящее заключение Контрольно-счетной палаты муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, исполняющей полномочия контрольно-счетного органа Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, подготовлено по результатам экспертизы проекта решения совета депутатов Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области «О бюджете Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – проект решения или проект бюджета) в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Экспертиза проекта решения проведена на основании материалов, представленных одновременно с проектом бюджета, по вопросам сбалансированности бюджета, обоснованности доходной и расходной частей, а также на соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации к составлению бюджета, к составу показателей, документов, материалов и информации.

Анализ соответствия проекта решения, документов и материалов, представленных одновременно с ним, Бюджетному кодексу Российской Федерации, иным актам законодательства Российской Федерации и муниципальным правовым актам

По результатам проверки соответствия документов и материалов, представленных одновременно с проектом бюджета, Контрольно-счетная палата отмечает следующее.

Проектом решения не утверждаются:

- предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга поселения на очередной финансовый год и плановый период;

- программа муниципальных гарантий в валюте РФ.

Согласно пояснительной записке к проекту решения предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга поселения на очередной финансовый год и плановый период, программа муниципальных гарантий в валюте РФ в проекте бюджета поселения не планируются.

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования одобрен распоряжением администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области 11.11.2021 № 417-ра и представлен одновременно с проектом решения, что соответствует требованиям статьи 173 Бюджетного кодекса РФ.

Пунктом 26 проекта решения предлагается в соответствии с пунктом 8 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ установить дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе, при внесении финансовым органом Ленинградской области и (или) комитетом финансов администрации муниципального образования изменений в порядок применения бюджетной классификации в части отражения расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенция и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.

При этом не указано комитетом финансов администрации какого муниципального образования могут вноситься изменений в порядок применения бюджетной классификации в части отражения расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Требуется уточнение.

В проекте решения учтены новации бюджетного законодательства РФ, принятые в 2021 году. Согласно пункту 3.2 статьи 160.1 и пункту 4 статьи 160.2 Бюджетного кодекса РФ (в ред. от 01.07.2021) с 2022 года перечни главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета утверждаются местной администрацией в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ, и не включаются в решение о бюджете. При этом проекты указанных перечней в составе материалов к проекту решения не представлены.

Анализ основных характеристик бюджета, расчета и обоснованности доходов, расходов, дефицита и источников финансирования дефицита бюджета Никольского городского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

В соответствии с требованиями статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ проектом решения о бюджете предлагаются к утверждению следующие основные характеристики бюджета (Таблица 1):

Таблица 1, тыс. руб.

Основные характеристики проекта бюджета

2022 год

2023 год

2024 год

Доходы

167 047,16

147 725,05

139 591,35

Расходы

175 047,16

155 725,05

147 591,35

Дефицит

8 000,00

8 000,00

8 000,00

Принцип сбалансированности бюджета обеспечен: объем предусмотренных бюджетом расходов соответствует суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджета.

В соответствии с приложением 1 к проекту решения в качестве источника внутреннего финансирования дефицита бюджета поселения предлагается утвердить изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов в сумме 8 000,00 тыс. руб. ежегодно, что соответствует прогнозному объему дефицита бюджета.

Источник внутреннего финансирования дефицита бюджета Никольского городского поселения не противоречит требованиям статьи 96 Бюджетного кодекса РФ.

Анализ основных параметров проекта бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов приведён в таблице 2.

Таблица 2, тыс. руб.

Показатели

Исполнено за 2020 год
(ф.0503117)

2021 год

 2022 год

 2023 год

 2024 год

  в ред. от     

  24.12.2020 №52

 в ред. от 02.09.2021 №87

Сумма

% 2022 к

  2021 (в

ред. от 24.12.2020 №52)

проект

%

2023 к 2022

проект

% 2024 к 2023

Доходы (всего), в т.ч.:

203 847,14

 196 172,68

 220 355,50

167 047,16

85,15

147 725,05

88,43

139 591,35

94,49

налоговые и неналоговые доходы

89 885,12

 105 788,08

 105 950,85

108 481,34

102,55

82 938,56

76,45

85 749,35

103,39

безвозмездные доходы

113 962,02

90 384,60

 114 404,65

58 565,82

64,80

64 786,50

110,62

53 842,00

83,11

Расходы (всего)

200 139,43

 200 172,68

 241 494,20

175 047,16

87,45

155 725,05

88,96

147 591,35

94,78

расходы без условно утверждаемых

х

х

х

Х

х

152 165,05

х

139 841,35

х

в т.ч. условно утверждаемые расходы

х

х

х

Х

х

3 560,00

х

7 750,00

х

Дефицит (-) / профицит (+)

+ 3 707,71

 -4 000,00

 -21 138,70

-8 000,00

х

-8 000,00

х

-8 000,00

х

% дефицита к собственным доходам

4,12%

 3,78%

 19,95%

7,37%

х

9,65%

х

9,33%

х

Проект бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов сформирован с дефицитом. Размер дефицита, предлагаемый к утверждению проектом бюджета, к общему годовому объему доходов проекта бюджета поселения без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений не превышает предельные значения, установленные пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ.

Предлагаемый проектом решения размер условно-утверждаемых расходов на 2023 и 2024 годы составляет 2,53% и 5,33% соответственно от общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ, имеющих целевое назначение), что соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ (не менее 2,5%, не менее 5% соответственно).

Предлагаемая пунктом 13 проекта решения расчетная величина для расчета должностных окладов работников муниципальных казенных учреждений за календарный месяц с 1 января 2022 года - в размере 10,34 тыс. руб. и с 1 сентября 2022 года – в размере 10,755 тыс. руб. соответствует расчетной величине, предлагаемой проектом областного закона «О бюджете Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

Проектом решения предлагается утвердить объём бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в сумме 80,00 тыс. руб. на 2022 год.

Результаты проверки и анализа формирования доходов бюджета

Согласно пояснительной записке к проекту решения, доходы бюджета рассчитаны исходя из основных показателей социально-экономического развития поселения, ожидаемого поступления налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений в соответствии с постановлением администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 24.07.2019 №384-па «Об утверждении методики прогнозирования поступления доходов в бюджет Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области», что соответствует требованиям пункта 1 статьи 174.1 Бюджетного кодекса РФ.

Прогноз поступления доходов бюджета Никольского городского поселения:

- на 2022 год – 167 047,16 тыс. руб.;

- на 2023 год – 147 725,05 тыс. руб.;

- на 2024 год – 139 591,35 тыс. руб.

Уменьшение на 14,8% прогнозируемого объема доходов бюджета поселения на 2022 год по сравнению с первоначально утвержденными значениями на 2021 год связано со значительным уменьшением объема безвозмездных поступлений на 35,2%.

Доля безвозмездных поступлений на 2021 год (уточненная редакция от 02.09.2021 № 87) составляет 51,9% от общего объема доходов, на 2022 год снижается до 35,1%, на плановый период 2023 и 2024 годов прогнозируется 43,9% и 38,6% соответственно.

В соответствии с проектом решения налоговые и неналоговые доходы обеспечат 65% совокупных поступлений в бюджет Никольского городского поселения в 2022 году и более 56% в годы планового периода.

Анализ показателей налоговых и неналоговых доходов бюджета

В соответствии с проектом решения о бюджете поселения налоговые доходы на 2022 год прогнозируются в сумме 64 794,19 тыс. руб. (59,7% объема по группе «Налоговые и неналоговые доходы»), неналоговые доходы – 43 687,16 тыс. руб. (40,3%).

Общий объем собственных доходов прогнозируется:

- на 2022 год - в сумме 108 481,34 тыс. руб. (увеличение на 2,5% относительно 2021 года),

- на 2023 год – 82 938,56 тыс. руб. (снижение на 23,5% к уровню 2022 года),

- на 2024 год – 85 749,35 тыс. руб. (увеличение на 3,4% к уровню 2023 года).

Основными доходными источниками бюджета поселения на 2022 год в структуре налоговых доходов являются налог на доходы физических лиц (53,7%) и земельный налог (40,5%).

Диаграмма 2

В соответствии с рассматриваемым проектом решения поступление налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в 2022 году планируется в сумме 34 763,74 тыс. руб., то есть на уровне 2021 года. На 2023 и 2024 годы отмечается плановое увеличение данного налога на 3,5% и 3,7% соответственно.

Согласно пояснительной записке, прогнозные показатели поступлений от уплаты НДФЛ рассчитаны на основании динамики поступлений, сложившейся за три года, предшествующих текущему финансовому году, ожидаемого поступления налога в 2021 году с учетом темпа роста фонда заработной платы и предоставленных сведений ИФНС по Тосненскому району Ленинградской области, как администратора данного налога.

Отмечается, что динамика поступлений НДФЛ на очередной финансовый год (0,0%) не согласуется с динамикой отдельных показателей прогноза социально экономического развития Никольского городского поселения:

Таблица 3

Наименование показателя

2021 (Оценка)

2022 (Прогноз)

2023 (Прогноз)

2024 (Прогноз)

Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций (руб., в ценах соотв. лет)

48 760

49 247

49 250

49 255

% к предыдущему году (расчет КСП)

х

101,0

100,0

100,00

Фонд начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций (тыс. руб., в ценах соотв. лет) - согласно данным прогноза

1 170 240,00

1 319 622,61

1 374 075,00

1 377 169,80

% к предыдущему году (расчет КСП)

х

112,8

104,1

100,2

Согласно пояснительной записке, прогнозируемая сумма поступлений акцизов на нефтепродукты определена на основании данных, предоставленных главным администратором доходов - Федеральным казначейством:

- на 2022 год - 1 754,96 тыс. руб. (на уровне 2021 года);

- на 2022 год - 1 754,96 тыс. руб.;

- на 2023 год - 1 819,89 тыс. руб.

Проектом решения прогнозируется поступление налога на имущество физических лиц в 2022 году в сумме 2 056,49 тыс. руб., то есть с увеличением на 346,49 тыс. руб. (на 20,3%) к утверждённым назначениям на 2021 год.

Также наблюдается положительная динамика поступления налога на плановый период 2023 и 2024 годов: в 2023 – повышение на 4,0% относительно 2022 года, в 2024 - повышение на 4,0% относительно 2023 года.

Земельный налог на 2022 год прогнозируется в сумме 26 219,00 тыс. руб. на уровне 2021 года, на 2023 год – в сумме 28 718,48 тыс. руб. (увеличение на 9,5% к 2022 году), 2024 год – в сумме 29 507,28 тыс. руб. (увеличение на 2,7% к 2023 году).

Согласно пояснительной записке, планируемые поступления налога рассчитаны, «исходя из динамики поступлений, сложившейся за три года, предшествующих текущему финансовому году, фактических поступлений налога за 9 месяцев 2021 года с учетом роста налогооблагаемой базы и предоставленных сведений ИФНС по Тосненскому району Ленинградской области, как администратора данного налога». При этом при планировании поступлений земельного налога на очередной финансовый год (2022 год) рост налогооблагаемой базы не учтен.

К проекту бюджета представлена оценка потерь бюджета поселения от предоставления налоговых льгот на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, согласно которой в соответствии с решением совета депутатов Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 25.10.2016 № 75 «Об установлении и введении земельного налога на территории Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» потери бюджета поселения от предоставления льгот по земельному налогу составят 1 832,85 тыс. руб., что составляет 7,0% прогнозируемых поступлений налога в очередном финансовом году, 6,4% и 6,2% в плановом периоде 2023 и 2024 годов соответственно.

Неналоговые доходы на 2022 год по сравнению с предыдущим годом (первоначальными назначениями) увеличиваются на 2 346,78 тыс. руб. (на 5,7%) и составляют 43 687,16 тыс. руб. Объем прогнозируемых на 2023 и 2024 годы назначений – 14 345,90 тыс. руб. и 14 886,14 тыс. руб., соответственно.

Диаграмма 3

Прогнозируемые на 2022 год доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, составляют 9 346,56 тыс. руб. (21,4% от неналоговых доходов). При этом отмечается увеличение на 1 712,20 тыс. руб. (на 22,4%) по отношению к бюджету 2021 года (в ред. от 02.09.2020 № 87). Прогнозируемая сумма обоснована в материалах:

- поступлениями доходов от арендной платы за земельные участки - в сумме 3 813,54 тыс. руб. (согласно пояснительной записке, расчеты произведены на основании заключенных договоров на аренду земельных участков);

- поступлениями доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских поселений и созданных ими учреждений - в сумме 95,49 тыс. руб., и имущества, составляющего казну городских поселений - в сумме 2 025,36 тыс. руб. (расчеты произведены на основании заключенных договоров на аренду имущества);

- прочими поступлениями от использования имущества, находящегося в собственности городского поселения - в сумме 3 412,17 тыс. руб. (расчеты произведены на основании ст. 155 Жилищного кодекса РФ и решения совета депутатов Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 25.06.2013 №230 «Об утверждении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем)» с учетом изменений).

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства запланированы на 2022 год в сумме 3 814,08 тыс. руб. (8,7% неналоговых доходов), что больше на 471,81 тыс. руб. (на 14,1%) по сравнению с уточненным бюджетом 2021 года (в ред. от 02.09.2021 № 87). Согласно пояснительной записке, сумма обоснована:

- поступлениями от оказания платных услуг МКУ «Никольский дом культуры» и МКУ «СДЦ «Надежда» с учетом прогнозируемых объемов оказания платных услуг населению;

- прочими доходами о компенсации затрат бюджетов городских поселений (доходы от возмещения арендаторами расходов по оплате коммунальных услуг).

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов на 2022 год прогнозируются в сумме 30 526,52 тыс. руб. (69,9% от неналоговых доходов), на 2023 год – 600,00 тыс. руб., на 2024 год – 600,00 тыс. руб.

Данную группу доходов составляют доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских поселений, и доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений.

Доходы от реализации имущества, находящегося в собственности городских поселений, на 2022 год прогнозируются в размере 29 563,94 тыс. руб., на 2023 год -  0,00 тыс. руб., на 2024 год – 0,00 тыс. руб.

Одновременно с проектом решения представлен проект Прогнозного плана-программы приватизации муниципального имущества Никольского городского поселения на 2022 год (далее – проект Прогнозного плана), что является нарушением требований статьи 20 Положения о бюджетном процессе, согласно которой одновременно с проектом решения представляется проект прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год и на плановый период.

Информация об объектах недвижимого имущества, планируемых к реализации в планируемый период, в материалах не приведена.

Согласно представленному проекту Прогнозного плана, планируемые поступления от его реализации в 2022 году составят 31 204,41 тыс. руб. При этом проектом решения предлагаются к утверждению доходы от реализации имущества, находящегося в собственности городских поселений, на 2022 год в сумме 29 563,94 тыс. руб. Требуется уточнение.

Экспертиза представленного проекта Прогнозного плана Контрольно-счетной палатой не проводилась. При этом важно отметить, что проект Прогнозного плана не в полной мере соответствует пункту 6г Правил разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 № 806, согласно которому в перечень муниципального недвижимого имущества программы приватизации включается его кадастровый номер (по 10 нежилым зданиям объектам складского назначения IV-V классов санитарной классификации и по земельному участку под указанными объектами не указаны кадастровые номера).

Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, запланированы на 2022 год в сумме 962,58 тыс. руб., на 2023 год – 600 тыс. руб., на 2023 год – 600 тыс. руб.

По итогам проведенного анализа отмечается недостаточная информативность при обосновании налоговых и неналоговых доходов в представленных материалах к проекту бюджета, что ставит под сомнение реалистичность расчета прогнозируемых доходов, предусмотренную принципом достоверности бюджета в статьях 28 и 37 Бюджетного кодекса РФ, и указывает на риски необеспеченности бюджета доходами, достаточными для исполнения принятых расходных обязательств муниципального образования.

Анализ безвозмездных поступлений

Доля безвозмездных поступлений в бюджет Никольского городского поселения на 2022 год составляет 35,1%, на 2023 год – 43,9%, на 2024 год – 38,6%.

Общий объем безвозмездных поступлений на 2022 год составляет 58 565,82 тыс. руб., из них:

- 47 707,40 тыс. руб. - дотация;

- 7 350,42 тыс. руб. – субсидии;

- 3 508,00 тыс. руб. – субвенции.

Указанные в проекте бюджета суммы межбюджетных трансфертов соответствуют объемам межбюджетных трансфертов, предусмотренным Никольскому городского поселения проектом областного закона об областном бюджете ЛО, проектом бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на очередной финансовый год и плановый период, а также иными правовыми актами, утверждающими распределение бюджетных ассигнований.

При этом стоит отметить некорректное указание источника дохода по коду бюджетной классификации 2 02 29999 13 0000 150 «Прочие субсидии бюджетам городских поселений (субсидии бюджетам городских поселений на проведение комплексных кадастровых работ)» в сумме 137,00 тыс. руб., поскольку проектом областного закона «О бюджете Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» бюджету Никольского городского поселения предусмотрены субсидии на проведение кадастровых работ по образованию земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в сумме 137,00 тыс. руб.

Для устранения рисков нецелевого использования межбюджетного трансферта требуется уточнение его наименования в соответствии с проектом областного закона «О бюджете Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

Результаты проверки и анализа формирования расходов бюджета

Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, при планировании бюджетных ассигнований на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов применялись порядок и методика планирования бюджетных ассигнований, утвержденные постановлением администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 27.08.2016 №210-па.

Общий объем расходов бюджета на 2022 год по сравнению с утвержденными показателями бюджета на 2021 год (в ред. от 24.12.2020 № 52) уменьшаются на 12,6% (25 125,52 тыс. руб.) и составляет 175 047,16 тыс. руб. Расходы бюджета поселения на 2023 и 2024 годы запланированы в сумме 155 725,05 тыс. руб. и 147 591,35 тыс. руб. соответственно (с учетом условно-утверждаемых расходов).

Структура расходов бюджета Никольского городского поселения на период 2022-2024 годов в части программных и непрограммных расходов приведена в таблице 4:

Таблица 4, тыс. руб.

Наименование

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

в ред. от 24.12.2020 №52

проект

проект

проект

сумма

доля, %

сумма

доля, %

сумма

доля, %

сумма

доля, %

Расходы, всего

200 172,68

100

175 047,16

100

155 725,05

100

147 591,35

100

Программные расходы

142 387,65

71,1

116 106,96

66,3

104 915,86

67,4

94 014,86

63,7

Непрограммные расходы

57 785,03

28,9

58 940,21

33,8

47 249,19

30,3

45 826,50

31,0

Условно-утверждаемые расходы

х

х

х

х

3 560,00

2,29

7 750,00

5,25

В 2022 году соотношение программных и непрограммных расходов составит 66,3% и 33,8% против 67,4% и 30,3% в 2021 году. Структура расходов бюджета, планируемых к утверждению на 2022 год, существенно не меняется.

Проектом решения на 2022 год в сравнении с уточненной редакцией бюджета 2021 года из 9 разделов бюджетной классификации расходов предусматривается:

 - увеличение бюджетных ассигнований по 4 разделам: «Общегосударственные вопросы», «Образование», «Культура и кинематография», «Социальная политика»;

- уменьшение бюджетных ассигнований по следующим 4 разделам: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Национальная экономика», «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Физическая культура и спорт»;

- по разделу «Национальная оборона» бюджетные ассигнования планируются на уровне 2021 года.

При этом в процентном выражении наибольшее уменьшение предусматривается по разделам:

- 0400 «Национальная экономика» - на 72,4%;

- 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 40,3%.

При анализе структуры расходов установлено, что, как и в 2021 году, основными направлениями расходов остаются жилищно-коммунальное хозяйство, общегосударственные вопросы, физическая культура и спорт удельный вес которых составляет более 70% в общих расходах на 2022 год.

Отмечается, что в материалах, представленных одновременно с проектом бюджета, как и в предыдущие годы, обоснование запрошенных сумм (расчёты) бюджетных ассигнований отсутствует, что указывает на недостаточную прозрачность формирования расходов бюджета.

Анализ расходов на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ

Бюджет Никольского городского поселения на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов сформирован в программной структуре расходов:

- на 2022 год – на основе 12-ти МП (на сумму 116 106,96 тыс. руб.);

- на 2023 год - на основе 11-ти МП (на сумму 104 915,86 тыс. руб.);

- на 2024 год - на основе 11-ти МП (на сумму 94 014,86 тыс. руб.).

Расходы на реализацию муниципальных программ на 2022 год планируются в объеме 66,3% расходной части местного бюджета, на 2023 год – 67,4%, на 2024 год – 63,7%.

В составе документов, представленных одновременно с проектом решения, представлены паспорта 12 муниципальных программ без указания на правовые акты местной администрации об утверждении данных муниципальных программ.

Имеется риск нарушения требований части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Анализ расходов на непрограммные направления деятельности

В соответствии с проектом решения бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных направлений деятельности предусмотрены на 2022 год в общей сумме 58 940,21 тыс. руб., на 2023 год – 47 249,19 тыс. руб., 2024 год – 45 826,50 тыс. руб.

В общем объеме расходов на 2022 год бюджетные ассигнования на непрограммные направления деятельности составят 33,6%.

Сопоставление бюджетных ассигнований на непрограммные направления деятельности на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов:

Таблица 5, тыс. руб.

Наименование

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

 

в ред. от 24.12.2020 №52

доля, %

в ред. от 02.09.2021 №87

 доля,

%

проект бюджета

 доля, %

проект бюджета

 доля, %

проект бюджета

 доля,

%

 
 

Итого непрограммные направления

57 785,03

100,0

51 199,91

100,0

58 940,21

 100,0

47 249,19

100,0

45 826,50

 100,0

 

Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления

(ЦСР 9100000000)

34 717,99

60,1

34 717,80

67,8

37 965,03

 64,4

35 932,67

76,0

36 211,37

 79,0

 

Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением

(ЦСР 9200000000)

6 148,02

10,6

5 673,27

11,1

6 958,93

 11,8

2 758,73

5,8

2 811,23

 6,1

 

Непрограммные расходы органов исполнительной власти Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (ЦСР 9900000000)

16 919,01

29,3

10 808,84

21,1

14 016,24

 23,8

8 557,80

18,1

6 803,90

 14,8

 

Основная доля в непрограммных расходах на 2022 год планируется на «Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления» - 64,4%, на 2023 год – 76,0%, на 2024 год – 79,0%.

Расходы по данному направлению предусмотрены на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, в том числе на 2022 год:

- на обеспечение деятельности аппаратов органов местного самоуправления – 34 647,04 тыс. руб.,

  - на обеспечение деятельности главы местной администрации – 1 658,99 тыс. руб.;

- на обеспечение деятельности главы муниципального образования – 1 658,99 тыс. руб.;

По направлению деятельности «Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением» расходы на 2022 год составляют 6 958,93 тыс. руб. (11,8% от непрограммных расходов), на 2023 год – 2 758,73 тыс. руб. (5,8%), на 2024 год – 2 811,23 тыс. руб. (6,1%).

 По направлению деятельности «Непрограммные расходы органов исполнительной власти муниципального образования Никольское городское поселения Тосненского района Ленинградской области» бюджетные ассигнования предусмотрены больше, чем уровень 2021 года, на 29,7% и составляют 14 016,24 тыс. руб. По данному направлению предусмотрены ассигнования:

- на формирование резервного фонда - 1 000,00 тыс. руб. (7,1% от общего объема непрограммных расходов органов исполнительной власти муниципального образования Никольское городское поселение Тосненского района Ленинградской области);

- на осуществление первичного воинского учёта – 1 486,70 тыс. руб. (10,6%);

- на мероприятия по землеустройству и землепользованию – 1 900,00 тыс. руб. (13,6%);

- на мероприятия в области национальной экономики – 400,00 тыс. руб. (2,8%);

- на иные межбюджетные трансферты бюджету района из бюджетов поселений на исполнение части полномочий по решению вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения – 233,94 тыс. руб. (1,7%);

- на мероприятия в области строительства, архитектуры и градостроительства – 2 000,00 тыс. руб. (14,3%);

- на мероприятия по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда – 4 859,70 тыс. руб. (34,7%);

- на мероприятия в области жилищного хозяйства – 650,00 тыс. руб. (4,6%);

- на доплаты к пенсиям муниципальных служащих в сумме 1 485,90 тыс. руб. (10,6%).

Согласно пояснительной записке, при составлении проекта бюджета применялись документы по нормированию в сфере закупок, требование о разработке которых установлено в статье 19 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

- Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области и подведомственных ей муниципальных казенных учреждений, утвержденные постановлением администрации от 04.08.2016 № 217-па;

- Правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым администрацией Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области и подведомственными ей муниципальными казенными учреждениями, утвержденные постановлением администрации от 04.08.2016 № 218-па.

При этом в материалах, представленных одновременно с проектом бюджета, как и в предыдущие годы, обоснование запрошенных сумм (расчёты) бюджетных ассигнований отсутствует, что указывает на недостаточную прозрачность формирования расходов бюджета.

Результаты проверки и анализа планирования бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности органов местного самоуправления

Согласно пункту 12 проекта решения, прогнозируемые расходы на обеспечение деятельности совета депутатов Никольского городского поселения составляют:

- на 2022 год - в сумме 1 658,999 тыс. руб.;

- на 2023 год - в сумме 1 658,999 тыс. руб.;

- на 2024 год - в сумме 1 658,999 тыс. руб.

Согласно пункту 11 проекта решения, прогнозируемые расходы на обеспечение деятельности исполнительных органов местного самоуправления составляют:

- на 2022 год - в сумме 35 557,617 тыс. руб.;

- на 2023 год - в сумме 34 273,667 тыс. руб.;

- на 2024 год - в сумме 34 552,368 тыс. руб.

Проектом решения о бюджете устанавливается размер индексации ежемесячных должностных окладов и ежемесячной надбавки к должностному окладу в соответствии с присвоенным классным чином муниципальных служащих, ежемесячных денежных вознаграждений лицам, замещающим муниципальные должности, должностных окладов работников органов местного самоуправления, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, с 1 сентября 2022 года 1,04.

Предлагаемый размер индексации в проекте решения о бюджете Никольского городского поселения соответствует размеру индексации, установленному в соответствии с проектом областного закона «О бюджете Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

Результаты проверки и анализа бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

Согласно распределению бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности) группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (приложения 3, 4 к проекту решения) и ведомственной структуре расходов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (приложения 5, 6 к проекту решения) объем бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций предлагается только на 2022 год – в сумме 2 563,00 тыс. руб.

 Проектом решения (приложение 7) предлагается утвердить объем бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы на 2022 год – в сумме 2 563,00 тыс. руб. по одному объекту «Реконструкция стадиона г. Никольское по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г. Никольское, ул. Дачная, д. 6а».

В 2022 году отмечается снижение объема финансирования адресной инвестиционной программы на 87,3% относительно утвержденных показателей 2021 года (в редакции бюджета от 02.09.2021).

В АИП на 2022-2024 годы не включен объект «Подводящий газопровод к индивидуальным жилым домам по ул. Мирная и ул. Речная г. Никольское (проектно-изыскательские работы)». При этом в пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов отмечается, что в 2022-2024 годы будет создаваться проект по газификации Никольского городского поселения, улиц Мирной и Речной.

Согласно Отчету об исполнении бюджета Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области по состоянию на 01.11.2021 года бюджетные инвестиции исполнены в объеме 889,39 тыс. руб. (4,4% от утвержденных бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности).

Следует отметить, что невыполнение плановых бюджетных назначений при реализации инвестиционных проектов, соответственно, невыполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объектов в установленный срок, продление данных сроков означает, что имеющиеся бюджетные ресурсы не достигают конечных получателей в интересах целей социально-экономического развития муниципального образования, что не согласуется с принципом эффективности использования бюджетных средств, установленным в статьях 28 и 34 Бюджетного кодекса РФ.

Результаты проверки бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов

В соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ в проекте решения о бюджете предусматриваются иные межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Никольского городского поселения в бюджет муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2022 год в общем объеме 1 534,32 тыс. руб. (приложение 8 к проекту решения), из них:

- на осуществление полномочий по формированию архивных фондов - в сумме 76,26 тыс. руб.;

- на осуществление отдельных полномочий по исполнению бюджета поселения - в сумме 475,70 тыс. руб.;

- на осуществление полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю - в сумме 748,42 тыс. руб.;

- на исполнение части полномочий по решению вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения – в сумме 233,94 тыс. руб.

Одновременно с проектом бюджета представлены Методики (проекты) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов из бюджета Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области бюджету муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на исполнение части полномочий Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области.

Результаты проверки и анализа формирования резервного фонда местной администрации

В соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса РФ в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций), средства которых направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Бюджетные ассигнования резервного фонда администрации Никольского городского поселения предусмотрены в следующем объеме:

- на 2022 год – 1 000,00 тыс. руб. (0,6% от общего объема расходов),

  - на 2023 год – 1 000,00 тыс. руб. (0,6% от общего объема расходов),

- на 2024 год – 1 000,00 тыс. руб. (0,7% от общего объема расходов).

Предлагаемый проектом бюджета объем резервного фонда администрации Никольского городского поселения не превышает ограничение, установленное пунктом 3 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ (не более 3% от общего объема расходов).

Результаты проверки и анализа формирования муниципального дорожного фонда

В соответствии с пунктом 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ проектом бюджета устанавливается объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Никольского городского поселения:

- на 2022 год – 3 314,78 тыс. руб.;

  - на 2023 год – 13 154,96 тыс. руб.;

- на 2024 год – 1 819,89 тыс. руб.

Планируемый объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда соответствует общему объему прогнозируемых поступлений от источников формирования дорожного фонда.

При этом общие расходы по разделу/подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» на 2022 год запланированы в сумме 9 781,83 тыс. руб., на 2023 год – 13 154,96 тыс. руб., на 2024 год – 1 819,89 тыс. руб.

Согласно статье 179.4 Бюджетного кодекса РФ дорожные фонды - это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения:

- дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования;

- капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Частями 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) предусмотрено, что формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

Контрольно-счетная палата отмечает, что в пояснительной записке к проекту решения среди муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется планирование бюджетных ассигнований, муниципальные правовые акты, утверждающие нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, не приведены.

Формирование расходов местного бюджета на содержание, капитальный ремонт и ремонт дорог местного значения по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» в сумме 9 781,83 тыс. руб. (на 2022 год), в сумме 13 154,96 тыс. руб. (на 2023 год) и в сумме 1819,89 тыс. руб. (на 2024 год), в нарушение требований частей 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на основании нормативов финансовых затрат на указанные цели не обосновано.

Муниципальный долг и расходы на его обслуживание

Верхний предел муниципального внутреннего долга в проекте бюджета поселения, предлагается установить в следующих размерах:

- на 01 января 2023 года - в сумме 0,00 тыс. рублей;

- на 01 января 2024 года - в сумме 0,00 тыс. рублей;

- на 01 января 2025 года - в сумме 0,00 тыс. рублей.

Предельный объем муниципального долга в проекте бюджета поселения устанавливается в следующих размерах:

- на 2022 год – в размере 0,00 тыс. рублей;

- на 2023 год – в размере 0,00 тыс. рублей;

- на 2024 год – в размере 0,00 тыс. рублей.

Нарушений статьи 107 Бюджетного кодекса РФ не установлено.

По результатам экспертизы в адрес совета депутатов муниципального образования и главы администрации направлено заключение, содержащее предложения контрольно-счетного органа.