Муниципальное образование Тосненский район Ленинградской области Контрольно-счетная палата

Заключение по результатам экспертизы проекта бюджета Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (23.12.2021)

Общие положения

Заключение Контрольно-счетной палаты муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, исполняющей полномочия контрольно-счётного органа Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, подготовлено по результатам экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и Положением о бюджетном процессе в Шапкинском  сельском поселении Тосненского района Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов Шапкинского сельского поселения от 02.11.2017 №108, с учетом изменений от 24.12.2020 №51 (далее – Положение о бюджетном процессе).

Экспертиза проекта бюджета проведена по вопросам сбалансированности бюджета, обоснованности доходной и расходной частей, размерам долговых обязательств, а также на соблюдение требований Бюджетного кодекса РФ к составлению бюджета, к составу показателей, документов, материалов и информации на основании материалов, представленных в совет депутатов одновременно с проектом решения, данных оперативного контроля исполнения бюджета поселения за 9 месяцев 2021 года, решения совета депутатов Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области от 24.12.2020г. №50 «О бюджете Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов» (в ред. от 11.11.2021 г.), иных материалов, относящихся к рассматриваемым вопросам.

При проведении экспертизы проекта бюджета учтены изменения бюджетного законодательства, распространяющиеся на правоотношения, возникающие при составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

Анализ соответствия проекта решения, документов и материалов, представленных одновременно с ним, Бюджетному кодексу Российской Федерации, иным актам законодательства Российской Федерации и муниципальным правовым актам

Согласно пояснительной записке, проект бюджета сформирован в соответствии с требованием Бюджетного кодекса РФ. За основу при формировании бюджета приняты показатели прогноза социально-экономического развития Шапкинского сп ТР ЛО на 2022 год и на период до 2024 года и муниципальных программ (проектов изменений муниципальных программ). Прогноз социально-экономического развития муниципального образования одобрен постановлением администрации Шапкинского сп ТР ЛО от 15.11.2021 № 167.

Документы и материалы к проекту бюджета, предусмотренные статьей 184.2 Бюджетного кодекса РФ, а также статьей 20 Положения о бюджетном процессе, предоставлены в полном объеме.

В проекте решения учтены новации бюджетного законодательства Российской Федерации, принятые в 2021 году. Согласно пункту 3.2. статьи 160.1 и пункту 4 статьи 160.2. Бюджетного кодекса РФ (в ред. от 01.07.2021) с 2022 года перечни главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета утверждаются местной администрацией в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, и не включаются в решение о бюджете.

Перечень главных администраторов доходов бюджета Шапкинского сп ТР ЛО на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов утвержден постановлением администрации от 15.11.2021 №166 и представлен в составе документов к проекту бюджета.

Проект перечня главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета в составе материалов к проекту решения не представлен.

Анализ соответствия текстовой части проекта решения Бюджетному кодексу Российской Федерации, иным актам бюджетного законодательства Российской Федерации

Состав показателей, представляемых для утверждения в проекте решения, соответствует требованиям статьи 20 Положения о бюджетном процессе.

Проектом решения в соответствии со статьей 96 БК РФ устанавливается, что остатки средств бюджета на начало текущего финансового года могут направляться на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Шапкинского сп ТР ЛО в текущем финансовом году в объеме, не превышающем сумму остатков на начало текущего финансового года.

Пунктом 23 проекта решения предлагается установить дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов без внесения изменений в решение о бюджете, что допускается в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса РФ и статьей 25 Положения о бюджетном процессе и может рассматриваться с точки зрения целесообразности.

При этом в абзаце 10 пункта 23 проекта решения не указано комитетом финансов администрации какого муниципального образования могут вноситься изменения в порядок применения бюджетной классификации в части отражения расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Требуется корректировка.

Резервный фонд администрации Шапкинского сп планируется в объеме:

- на 2022 год – 10,00 тыс. руб. (0,08% от общего объема расходов),

- на 2023 год –50,00 тыс. руб. (0,44% от общего объема расходов),

- на 2024 год – 50,00 тыс. руб. (0,44% от общего объема расходов),

что не превышает ограничение, установленное пунктом 3 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ (не более 3% от общего объема расходов).

Анализ основных характеристик бюджета, расчета и обоснованности доходов, расходов, дефицита и источников финансирования дефицита бюджета

В соответствии с требованиями статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации проектом решения о бюджете предлагаются к утверждению следующие основные характеристики бюджета на очередной финансовый год и плановый период (Таблица 1):

Таблица 1                                                                                                                                                                        тыс. руб.

Основные характеристики бюджета

2022 год (прогноз)

2023 год (прогноз)

2024 год (прогноз)

Доходы

12 836,21840

10 502,17700

10 656,17700

Расходы

12 836,21840

11 434,67848

11 318,09348

Дефицит

0,00000

 932,50148

661,91648

Дефицит в текстовой части проекта решения

0,00000

 932,48148

 661,91648

Принцип сбалансированности бюджета обеспечен: объем предусмотренных бюджетом расходов соответствует суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджета.

При этом пунктом 2 проекта решения предлагается прогнозируемый дефицит местного бюджета на 2023 год утвердить в сумме 932,48148 тыс. рублей, что требует корректировки.

Проект бюджета на 2023 год и плановый период 2024 года сформирован с дефицитом. Размер дефицита бюджета к общему годовому объему доходов бюджета поселения без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений составляет в 2023 году – 9,0%, в 2024 году – 6,2%, что не превышает предельные значения, установленные пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ.

Анализ основных параметров проекта бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в сравнении с 2020 - 2021 годами

Таблица 2                                                                                                                                                         тыс. руб.

Показатели

Исполнено за 2020 год (ф.0503117)

2021 год

 2022 год (проект)

 2023 год

 2024 год

в ред. от 24.12.2020 №50

в ред. от 11.11.2021 №82

сумма

% 2022 к 2021

(в ред.от 24.12.2020)

проект

% 2023 к 2022

проект

% 2024 к 2023

1. ДОХОДЫ (всего), в том числе:

31 998,51

15 811,64

50 164,79

12 836,22

81,2

10 502,2

81,8

10 656,2

101,5

налоговые и неналоговые доходы

10 938,92

12 153,52

5 789,84

10 258,00

84,4

10 345,7

100,9

10 652,7

103,0

безвозмездные доходы

21 059,59

3 658,12

44 374,95

2 578,22

70,5

156,5

6,1

3,5

2,2

2. РАСХОДЫ (всего)

33 874,21

16 545,67

50 164,79

12 836,22

77,6

11 434,7

89,1

11 318,1

99,0

расходы без условно утверждаемых

х

х

х

х

х

11 145,5

х

10 722,6

х

в том числе условно утверждаемые расходы

х

х

х

х

х

289,2

х

595,5

х

% условно утверждаемых расходов

х

х

х

х

х

2,6%

х

5,3%

х

3. ДЕФИЦИТ

1 875,70

734,04

0,00

0,00

х

932,50

х

661,92

х

% дефицита к собственным доходам

х

6,0%

х

0,0%

х

9,0%

х

6,2%

х

В результате проведенного анализа текстовых статей проекта решения, в том числе на соответствие показателям, установленным в приложениях к проекту бюджета, Контрольно-счетной палатой установлено, что предлагаемый размер условно-утверждаемых расходов на 2023 и 2024 годы составляет 2,6% и 5,3% соответственно от общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение).

Предлагаемый размер условно-утверждаемых расходов на 2023 и 2024 года соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ (не менее 2,5%, не менее 5% соответственно).

В соответствии с приложением 1 проекта решения о бюджете, в качестве источника внутреннего финансирования дефицита бюджета поселения предлагается утвердить изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов:

на 2022 год - в сумме 0,00 тыс. рублей,

на 2023 год – в сумме 932,50148 тыс. рублей,

на 2024 год - в сумме 661,91648 тыс. рублей.

Объем предусмотренных проектом решения источников финансирования дефицита бюджета соответствует прогнозному объему дефицита (при условии внесения корректировок в текстовую часть проекта решения).

Источник внутреннего финансирования дефицита бюджета Шапкинского сельского поселения не противоречит требованиям статьи 96 Бюджетного кодекса РФ.

Результаты проверки и анализа формирования доходов бюджета

Согласно пояснительной записке к проекту бюджета поселения, прогноз собственных доходов Шапкинского сп на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов рассчитан исходя из основных показателей социально-экономического развития поселения, ожидаемого поступления налоговых, неналоговых доходов в 2022 году, информации, полученной от главных администраторов доходов, а также с учётом положений БК РФ, и принятых изменений налогового законодательства РФ, законов Ленинградской области.

Прогноз поступления доходов бюджета Шапкинского сп ТР ЛО:

- на 2022 год – 12 836,22 тысяч рублей,

- на 2023 год – 10 502,18 тысяч рублей,

- на 2024 год – 10 656,18 тысяч рублей.

Анализ предлагаемой проектом бюджета доходной части бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов в сравнении с утвержденными значениями на 2021 год представлен в Таблице 3:

Таблица 3                                                                                                                                       Тыс. рублей

Наименование доходов

Первоначальный бюджет 2021 год

Уточненный бюджет в ред. от 11.11.2021 №82

2021 год (оценка)

2022 год  (прогноз)

2023 год  (прогноз)

2024 год  (прогноз)

сумма

доля,

сумма

доля,

сумма

доля,

сумма

доля,

сумма

доля,

сумма

доля,

%

%

%

%

%

%

Налоговые и неналоговые доходы, всего

12 153,5

76,9

5 789,8

11,5

3 025,4

6,4

10 258,0

79,9

10 345,7

98,5

10 652,7

100,0

-налоговые доходы

12 013,3

76,0

4 573,9

9,1

1 809,5

3,8

10 016,9

78,0

10 104,6

96,2

10 411,6

97,7

-неналоговые доходы

140,2

0,9

1 216,0

2,4

1 216,0

2,6

241,1

1,9

241,1

2,3

241,1

2,3

Безвозмездные поступления

3 658,1

23,1

44 374,9

88,5

44 319,6

93,6

2 578,2

20,1

156,5

1,5

3,5

0,0

Всего доходов

15 811,6

100,0

50 164,8

100,0

47 345,1

100,0

12 836,2

100,0

10 502,2

100,0

10 656,2

100,0

Из представленных данных видно, что удельный вес налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов поселения в 2021 году составляет 76,9% (в первоначальной редакции), в 2022 году незначительно увеличивается до 79,9%, в 2023 - 2024 годах прогнозируется 98,5% и 100% (соответственно).

Поступление налоговых доходов в бюджет поселения на 2022 год планируется в сумме 10 016,9 тыс. руб. или 97,6% в собственных доходах бюджета поселения.

Доля безвозмездных поступлений в 2021 году составляет 23,1% доходов бюджета (в первоначальной редакции), в 2022 году сокращается до 20,1%, в 2023 году прогнозируется 1,5% и в 2024 годах – значительно менее 0,0%.

Анализ показателей налоговых доходов бюджета

В соответствии с проектом решения о бюджете поселения налоговые доходы в 2022 году прогнозируются в сумме 10 016,9 тыс. руб. или 97,6% объема по группе «Налоговые и неналоговые доходы». Объем прогнозируемых на 2023-2024 годы назначений – 10 104,6 тыс. рублей и 10 652,7 тыс. рублей соответственно.

Основными доходными источниками бюджета поселения на 2022 год в структуре налоговых доходов являются земельный налог (68,3%) и акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ (17,9%).

Структура собственных доходов бюджета Шапкинского поселения Тосненского района Ленинградской области

 на 2021-2024 годы

Таблица 4

                       

тыс. руб.

Наименование вида доходов

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2022 год

2023 год

2024 год

2022 год

2023 год

2024 год

первонач. ред.

доля

в ред. от 11.11.2021

прогноз

прогноз

прогноз

Темп роста  (снижение) доходов (%)

Прирост (снижение) доходов

к предыдущему году

сумма

%

сумма

сумма

доля,%

сумма

сумма

к 2021 году перво-нач.

к 2022 году

к 2023 году

к 2021 году(утв.)

к 2022 году

к 2023 году

Налоговые доходы

12 013,3

98,8

4 573,9

10 016,9

97,6

10 104,6

10 411,6

83,4

100,9

103,0

-1 996,4

87,7

307,0

Налог на доходы физических лиц

1 250,00

10,3

1 250,00

966,0

9,4

973,0

999,0

77,3

100,7

102,7

-284,0

7,0

26,0

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ

1 718,28

14,1

1 718,28

1 840,8

17,9

1 911,6

1 982,6

107,1

103,8

103,7

122,5

70,8

71,0

Единый сельскохозяйственный налог

0,00

0,0

4,81

0,00

0,0

0,00

0,00

х

х

х

0,0

0,0

0,0

Налог на имущество физических лиц

171,00

1,4

171,00

204,00

2,0

204,00

204,00

119,3

100,0

100,0

33,0

0,0

0,0

Земельный налог

8 874,00

73,0

1 429,79

7 006,12

68,3

7 016,0

7 226,0

79,0

100,1

103,0

-1 867,9

9,9

210,0

Неналоговые доходы

140,24

1,2

1 215,96

241,1

2,4

241,1

241,1

171,9

100,0

100,0

100,8

0,0

0,0

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

140,2

1,2

295,08

241,1

2,4

241,1

241,1

171,9

100,0

100,0

100,8

0,0

0,0

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

х

х

920,88

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Всего:

12 153,5

100,0

5 789,8

10 258,0

100,0

10 345,7

10 652,7

84,4

100,9

103,0

-1 895,5

87,7

307,0

                                 
  1. Согласно пояснительной записке, планируемые поступления налога на доходы физических лиц в бюджет поселения на 2022-2024 годы рассчитаны с учетом информации, полученной от главного администратора доходов, УФНС по Ленинградской области и прогнозируются:

- на 2022 год – 966,0 тыс. руб. (уменьшение на 22,7% к 2021 году);

- на 2023 год – 973,0 тыс. руб. (увеличение на 0,7% к 2022 году);

- на 2024 год – 999,0 тыс. руб. (увеличение на 2,6% к 2023 году).

Кассовые поступления по состоянию на 01.11.2021 составили 689,2 тыс. руб. или 55,1% от утвержденных назначений 2021 года. Причина снижения поступления НДФЛ в материалах к проекту решения не указана.

  1. Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, прогнозируемая сумма поступлений акцизов на нефтепродукты запланирована исходя из ожидаемого поступления налога в 2021 году и с учетом коэффициента ожидаемого роста в 2022-2024 годах в размере:

- на 2022 год – 1 840,8 тыс. рублей (увеличение на 7,1% относительно 2021 года);

- на 2023 год – 1 911,6 тыс. рублей (увеличение на 3,8% относительно 2022 года),

- на 2024 год – 1 982,6 тыс. рублей (увеличение на 3,7% относительно 2023 года).

  1. Прогнозируемое поступление налога на имущество физических лиц составляет:

- на 2022 год - 204,0 тысяч рублей;

- на 2023 год - 204,0 тысяч рублей;

- на 2024 год - 204,0 тысяч рублей.

 Увеличение данного показателя по отношению к 2021 году составляет 19,3%.

Согласно пояснительной записке к проекту решения, при прогнозировании налога использовались данные УФНС по Ленинградской области.

Потери бюджета поселения от предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц согласно материалам к проекту решения оценены в размере 194,0 тыс. рублей.

  1. Согласно пояснительной записке, при расчете планируемых поступлений земельного налога использовались данные УФНС по Ленинградской области, его размер составит:

- на 2022 год – 7 006,1 тыс. руб. (снижение к 2021 году на 21,0%),

- на 2023 год – 7 016,0 тыс. руб. (темп роста к 2022 году – 100,1%),

- на 2024 год – 7 226,0 тыс. руб. (темп роста к 2023 году – 103,0%).

Зачисление земельного налога в бюджет поселения будет производиться по нормативу 100%.

Потери бюджета поселения от предоставления льгот по земельному налогу оценены в размере 626,0 тыс. рублей, что составляет 8,9% от прогнозируемых поступлений налога в очередном финансовом году (план 2022 года – 7 006,1 тыс. рублей).

Анализ показателей неналоговых доходов бюджета

Ежегодные поступления в местный бюджет поселения неналоговых доходов в 2022-2024 годах планируются за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и составляют 241,1 тысяч рублей, их доля в собственных доходах составляет – 2,4 %, 2,3% и 2,3% (соответственно). Темп роста к 2021 году – 171,9%.

В пояснительной записке к проекту решения указано, что ожидаемые поступления в 2022-2024 годах прогнозируются от сдачи в аренду имущества согласно заключенным договорам. Норматив зачислений, как и в 2021 году, составляет 100%.

Потенциальными резервами увеличения доходов бюджета остаются принятие действенных мер, способствующих погашению задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет, сокращение неэффективных льгот и освобождений.

Вопросы повышения качества планирования и эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов сохраняют свою актуальность, поскольку от обеспечения должного уровня администрирования, требуемого в соответствии со ст. 160.1 БК РФ, зависит не только полнота и своевременность наполняемости бюджета, но и состояние основных источников финансирования субъектов бюджетного процесса.

По итогам проведенного анализа отмечается недостаточная информативность (отсутствие расчётов) при обосновании сумм налоговых и неналоговых доходов в представленных материалах к проекту бюджета, что ставит под сомнение реалистичность расчета прогнозируемых доходов, предусмотренную принципом достоверности бюджета в статьях 28 и 37 БК РФ, и указывает на риски необеспеченности бюджета доходами, достаточными для исполнения принятых расходных обязательств муниципального образования.

Прогнозные показатели безвозмездных поступлений

Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета Шапкинского сельского поселения составляет:

- на 2022 год – 20,1 %,

- на 2023 год – 1,5 %,

- на 2024 год – значительно менее 0,1%.

Общий объем безвозмездных поступлений на 2022 год – 2 578,22 тыс. руб., из них:

- 1 054,9 тыс. руб. – субсидия на реализацию областного закона от 15.01.2018 года № 3-оз «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на территориях административных центров муниципальных образований Ленинградской области»;

- 687,7 тыс. руб. – субсидия на реализацию областного закона от 28.12.2018 № 147-оз «О старостах сельских населенных пунктов Ленинградской области и содействие участию населения в осуществление местного самоуправления в иных формах на частях территорий муниципальных образований Ленинградской области»;

- 679,1 тыс. руб. – прочая субсидия бюджету сельского поселения (на поддержку развития общественной инфраструктуры муниципального значения;

- 3,52 тыс. руб. – субвенция бюджетам сельских поселений на выполнение передаваемых полномочий Ленинградской области в сфере административных правоотношений;

- 153,0 тыс. руб. – субвенция бюджетам сельских поселений на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

Указанные в проекте бюджета суммы межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ соответствуют объемам межбюджетных трансфертов, предусмотренным Шапкинскому сп проектом областного закона об областном бюджете ЛО (в первом чтении) и постановлениями Правительства ЛО о распределении субсидий из областного бюджета Ленинградской области.

Отмечается, что требуется корректировка размера субвенции на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, в соответствии с областным законом об областном бюджете ЛО от 21.12.2021 №148-оз и соответствующих расходов местного бюджета на указанные цели: 2022 год - 149,1 тыс. руб., 2023 - 154,1 тыс. руб., 2024 - 159,3 тыс. руб.

Результаты проверки и анализа формирования расходов бюджета

Общий объем планируемых расходов бюджета поселения на 2022 год по сравнению с показателями расходов бюджета 2021 года в первоначальной редакции уменьшается на 22,4% и составляет 12 836,2 тыс. рублей.

Проект бюджета на очередной финансовый год и на плановый период сформирован, в том числе, на основе муниципальных программ.

На 2022 год соотношение программных и непрограммных расходов составит 60,7% и 39,3% против 50,6% и 49,4% - в первоначальной редакции 2021 года.

Таблица 5

Наименование

2021 год  (первонач. бюджет)

2021 год  (уточненный в ред. от 11.11.2021)

2022 год (прогноз)

2023 год (прогноз)

2024 год (прогноз)

тысяч рублей

доля в итого расходов %

тысяч рублей

доля в итого расходов %

тысяч рублей

доля в итого расходов, %

тысяч рублей

тысяч рублей

Расходы, всего

16 545,67

100,0

50 164,8

100,0

12 836,2

100,0

11 434,7

11 318,1

Программные расходы

8 375,45

50,6

42 170,3

84,1

7 790,0

60,7

3 632,9

1 982,6

Непрограммные расходы

8 170,22

49,4

7 994,5

15,9

5 046,3

39,3

7 512,6

8 740,0

Условно-утверждаемые расходы

х

х

х

х

х

х

289,2

595,5

Сопоставление расходов бюджета по разделам классификации расходов бюджетов в период 2021 - 2024 годов представлено в Таблице 6.

В представленной одновременно с проектом решения пояснительной записке предлагаемые к утверждению суммы расходов достаточно детализированы, но, учитывая отсутствие в материалах обоснования предлагаемых к утверждению сумм расходов, признать их обоснованными не представляется возможным.

Наибольший удельный вес в расходах бюджета Шапкинского сельского поселения в 2022 году занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство – 42,1%; общегосударственные вопросы – 32,8%; национальная экономика – 20,8%. Уменьшение бюджетных ассигнований на 2022 год предусматривается по всем разделам, кроме национальной обороны и жилищно-коммунального хозяйства.

Анализ расходов бюджета Шапкинского сельского поселения за 2021-2024 годы

Таблица 6

                   

 

тыс. рублей

Наименование

Раздел

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

 ред. от 24.12.2020 №50

Доля

ред. от 11.11.2021 №82

Доля

Проект бюджета

Темп роста к первоначальной редакции 2021г.

Доля

Проект бюджета

Доля

Проект бюджета

Доля

1

2

3

4

5

6

8

9

10

11

12

13

14

Общегосударственные вопросы

0100

7 136,87

43,1%

6 802,66

13,6%

4 207,7

59,0%

32,8%

6 837,4

61,3%

6 824,2

63,6%

Национальная оборона

0200

153,00

0,9%

153,00

0,3%

153,0

100,0%

1,2%

153,0

1,4%

0,0

0,0%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

0300

985,14

6,0%

945,14

1,9%

96,4

9,8%

0,8%

295,8

2,7%

300,0

2,8%

Национальная экономика

0400

3 220,23

19,5%

3 718,40

7,4%

2 664,5

82,7%

20,8%

1 951,6

17,5%

2 022,6

18,9%

Жилищно-коммунальное хозяйство

0500

4 594,06

27,8%

38 205,45

76,2%

5 407,9

117,7%

42,1%

1 571,0

14,1%

1 239,1

11,6%

Образование

0700

30,00

0,2%

0,00

0,0%

10,0

33,3%

0,1%

30,0

0,3%

30,0

0,3%

Социальная политика

1000

406,38

2,5%

340,14

0,7%

286,7

70,5%

2,2%

286,7

2,6%

286,7

2,7%

Физическая культура и спорт

1100

20,00

0,1%

0,00

0,0%

10,0

50,0%

0,1%

20,0

0,2%

20,0

0,2%

ИТОГО

х

16 545,67

100,0%

50 164,79

100,0%

12 836,2

77,6%

100,0%

11 145,5

100,0%

10 722,6

100,0%

Анализ расходов на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ

Проект бюджета сформирован в программной структуре расходов на основе муниципальных программ:

- на 2022 год – на основе 9-ти МП (на сумму 7 789,95 тыс. руб.);

- на 2023 год - на основе 5-ти МП (на сумму 3 632,88 тыс. руб.);

- на 2024 год - на основе 1-й МП (на сумму 1 982,60 тыс. руб.).

Расходы на реализацию муниципальных программ на 2022 год планируются в объеме 60,7% расходной части местного бюджета, на 2023 год – 32,6%, на 2024 год – 18,5%.

Одновременно с проектом бюджета представлены девять проектов паспортов муниципальных программ без указания на правовые акты местной администрации об утверждении данных муниципальных программ:

- МП «Развитие физической культуры и молодежной политики на территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области»;

- МП «Безопасность на территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области»;

- МП «Развитие автомобильных дорог Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области»;

- МП «Газификация территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области»;

- МП «Благоустройство и организация мест отдыха и досуга на территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области»;

- МП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области»;

- МП «Борьба с борщевиком Сосновского на территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области»;

- МП «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на территории административного центра Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области - п. Шапки»;

- МП «Развитие части территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области».

Имеется риск нарушения требований части 2 статьи 179 БК РФ, согласно которой объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

По результатам проведенной экспертизы проекта бюджета несоответствия планируемого на 2022-2024 годы объема бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий муниципальных программ объемам требующегося ресурсного обеспечения, указанного в проектах паспортов муниципальных программ, не установлено.

Проекты муниципальных программ в Контрольно-счетную палату для проведения финансово-экономической экспертизы не поступали

Анализ параметров финансового обеспечения реализации мероприятий МП Шапкинского сп ТР ЛО представлен в Таблице 7.

 

Параметры финансового обеспечения реализации муниципальных программ Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области

 

 

Таблица 7

             

Тыс. руб.

 

 

№ п/п

Наименование муниципальной программы

Сроки реализации муниципальной программы

Объем финансирования на 2022 год, согласно проектам паспортов МП

Проект на 2022 год

Отклонение бюджетных ассигнований в проекте бюджета на 2022 год от определенной в проектах паспортов МП потребности

финансовое обеспечение МП, проект бюджета на 2022 год к проекту паспорта МП, %

Проект на 2023 год

Проект на 2024 год

 

 
   

МБ

ОБ

   

1

Развитие физической культуры и молодежной политики на территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области

2021-2023

20,00

0,00

20,00

0,00

100,00%

50,00

0,00

   

2

Безопасность на территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области

2021-2023

 

92,87

92,87

0,00

100,00%

292,32

0,00

   

2.1

Подпрограмма "Предупреждение чрезвычайных ситуаций, развитие гражданской обороны, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности"

х

х

66,35

х

х

154,00

0,00

   

2.2

Подпрограмма "Безопасность и защита жизни граждан, проживающих на территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области от террористических и экстремистских актов"

х

х

9,02

х

х

9,02

0,00

   

2.3

Подпрограмма "Обеспечение безопасности на водных объектах"

х

х

17,50

х

х

129,30

0,00

   

3

Развитие автомобильных дорог Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области

2022-2024

1 840,80

0,00

1 840,80

0,00

100,00%

1 911,60

1 982,60

   

4

Газификация территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области

2019-2024

2 400,40

0,00

2 400,40

0,00

100,00%

0,00

0,00

   

5

Благоустройство и организация мест отдыха и досуга на территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области

2021-2023

371,79

679,10

1 050,89

0,00

100,00%

1 356,87

0,00

   

6

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области

2018-2022

70,00

0,00

70,00

0,00

100,00%

0,00

0,00

   

7

Борьба с борщевиком Сосновского на территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области

2019-2023

22,10

0,00

22,10

0,00

100,00%

22,10

0,00

   

8

О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на территории административного центра Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области - п. Шапки

2022

333,13

1 054,90

1 388,03

0,00

100,00%

0,00

0,00

   

9

Развитие части территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области

2022

217,17

687,70

904,87

0,00

100,00%

0,00

0,00

   

 

Итого программные расходы

х

5 275,39

2 514,57

7 789,95

х

100,00%

3 632,88

1 982,60

   

 

Непрограммные направления расходов

х

х

х

5 046,27

х

х

7 512,61

8 739,99

   

 

ВСЕГО

х

х

х

12 836,22

х

х

11 145,49

10 722,59

   

Анализ расходов на непрограммные направления деятельности

В соответствии с проектом решения бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных направлений деятельности предусмотрены по трём направлениям на 2022 год в общей сумме 5 046,27 тысяч рублей, на 2023 год – 7 512,61 тысяч рублей, на 2024 год – 8 739,99 тысяч рублей (таблица 8).

В общем объеме расходов на 2022 год бюджетные ассигнования на непрограммные направления деятельности составят 39,3%.

Основная доля в непрограммных расходах на 2022 год планируется на «Обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» - 82,7% (4 174,80 тыс. руб.), на 2023 год – 89,7% (6 740,78 тыс. руб.), на 2024 год – 77,0% (8 739,99 тыс. руб.).

Расходы по данному направлению предусмотрены главному распорядителю бюджетных средств - администрации Шапкинского сп - на обеспечение деятельности и осуществление отдельных переданных полномочий, в том числе в 2022 году:

- на обеспечение деятельности аппаратов органов местного самоуправления – 3 556,93 тыс. рублей,

- на обеспечение деятельности главы местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) –   617,87 тыс. рублей.

На реализацию государственных функций, связанных с общегосударственным управлением на 2022 год бюджетные ассигнования предусмотрены в сумме 26,4 тыс. руб. Данное направление расходов сокращено по отношению к 2021 году в 2 раза, причины снижения в материалах не проанализированы.

Объём бюджетных ассигнований проектом решения на 2022 год предусматривается по направлению «Непрограммные расходы органов исполнительной власти Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» - 845,06 тысяч рублей или 16,7% общего объёма непрограммных расходов, что меньше бюджетных ассигнований 2021 года на 34,0%.

                       

 

 

Бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных направлений деятельности

 

 

Таблица 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тыс.руб.

 

 

Наименование

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

 

 

Первоначальный бюджет в ред. от 24.12.2020 №50

Доля к общему объему

Уточнный бюджет в ред от 11.11.2021 №82

Доля к общему объему

Проект бюджета

Доля к общему объему

Отклонение к утв.назнач.бюдж. в  ред. от 24.12.2020 № 50

Проект бюджета

Доля к общему объему

Проект бюджета

Доля к общему объему

 

 
   

Итого непрограммные направления

8 170,22

100,0%

7 994,53

100,0%

5 046,27

100,0%

-38,2%

7 512,61

100,0%

8 739,99

100,0%

   

Обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области
(ЦСР 91 0 00 00000)

7 040,39

86,2%

6 663,52

83,4%

4 174,80

82,7%

-40,7%

6 740,78

89,7%

6 727,66

77,0%

   

Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением

 (ЦСР 92 0 00 00000)

50,00

0,6%

50,05

0,6%

26,40

0,5%

-47,2%

50,10

0,7%

50,10

0,6%

   

Непрограмные расходы органов исполнительной власти Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области
(ЦСР 99 0 00 00000)

1 079,83

13,2%

1 280,96

16,0%

845,06

16,7%

-21,7%

721,73

9,6%

1 962,23

22,5%

   

По направлению деятельности «Непрограммные расходы органов исполнительной власти Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» бюджетные ассигнования предусмотрены в сумме 845,06 тыс. руб., что меньше объема, предусмотренного в 2021 году (в ред. от 11.11.2021 №82) на 435,90 тыс. руб. (на 34,0%), и распределены на 2022 год на следующие мероприятия:

Таблица 9                                                                                                                                               тыс. руб.

Наименование мероприятий

Сумма, тыс.  руб.

% от общего объёма непрограммных расходов

ВСЕГО НЕПРОГРАММНЫХ РАСХОДОВ

5 046,27

100,0

в т.ч.

 

 

Всего по КСЦР 9900000000 "Непрограммные расходы органов исполнительной власти Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области"

845,06

16,7

в том числе по направлениям

 

 

Предоставление доплат к пенсиям муниципальных служащих

286,66

5,7

Резервные фонды исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления

10,00

0,2

Мероприятия в области национальной экономики

30,40

0,6

Иные межбюджетные трансферты о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в части организации оказания гарантированного перечня услуг по погребению

250,43

5,0

Осуществление первичного воинского учёта на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты

153,00

3,0

Обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов

114,57

2,3

Отмечается, что статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит решение такого вопроса местного значения, как организация оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от № 131-ФЗ, статьей 1 областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 №48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» к вопросам местного значения сельских поселений относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Требуется уточнение.

Результаты проверки и анализа планирования бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности органов местного самоуправления

Пунктом 13 проекта решения предлагается утвердить расходы на обеспечение деятельности администрации Шапкинского сп ТР ЛО:

- на 2022 год в сумме – 4 118,7 тыс. руб. (снижение по отношению к 2021 году – на 37,7% на сумму 2 490,9 тыс. рублей; причины снижения в материалах к проекту бюджета не проанализированы);

- на 2023 год в сумме – 6 740,8 тыс. руб.;

- на 2024 год в сумме – 6 727,7 тыс. руб.

Пунктом 14 проекта решения утверждается размер индексации ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, должности окладов и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин муниципальных служащих, должностных окладов работников органов местного самоуправления, занимающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, с 01 сентября 2022 года в 1,04 раза.

Предлагаемый размер индексации в проекте решения о бюджете Шапкинского сп соответствует размеру индексации, установленному в соответствии с проектом областного закона «О бюджете Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

Результаты проверки и анализа бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на 2022 год

Согласно распределению бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета, по разделам и подразделам классификации расходов бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (приложения 3 и 4 к проекту решения), объем бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций предлагается по КВР 410 на осуществление бюджетных инвестиций по капитальным вложениям в объекты капитального строительства муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность на 2022 год – 2 400,40 тысячи рублей, на 2023 и 2024 годы – бюджетные ассигнования отсутствуют.

Пунктом 17 проекта решения предлагается утвердить объем бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности поселения в разрезе объектов на 2022-2024 годы (приложение 7 к проекту решения), соответствующий объему бюджетных инвестиций согласно распределению бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов, по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности поселения на 2022 годы предусматриваются в рамках МП «Газификация территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» на строительство единственного объекта «Распределительный газопровод д. Шапки-1 (в т.ч. проектно-изыскательские работы)».

Согласно проекту паспорта МП «Газификация территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» со сроками реализации 2019-2024 годы объем бюджетных ассигнований для реализации мероприятий МП за счет средств областного бюджета ЛО составляет: в 2019 году – 95,0%, в 2020 году – 94,8%, в 2021 году – 93,4%.

Проверка соблюдения установленного порядка принятия решений о реализации бюджетных инвестиций, а также проверка наличия обоснования, экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений в ходе экспертизы проекта бюджета Контрольно-счётной палатой не осуществлялись.

Результаты проверки и анализа планирования бюджетных ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов

В соответствии с п.3 ст. 184.1 БК РФ, в проекте решения о бюджете предусматриваются иные межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Шапкинского сельского поселения в бюджет муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2022 год в общем объеме 532,57 тыс. рублей (приложение 5 к проекту решения), из них:

- на осуществление полномочий по формированию архивных фондов - в сумме 31,14 тыс. руб.;

- на осуществление отдельных полномочий по исполнению бюджета - в сумме 194,90 тыс. руб.;

- на осуществление полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю - в сумме 56,11 тыс. руб.;

- на исполнение части полномочий по решению вопросов местного значения в части организации оказания гарантированного перечня услуг по погребению - в сумме 250,42 тыс. руб.

Результаты проверки и анализа формирования муниципального дорожного фонда

В соответствии с пунктом 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета устанавливает объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Шапкинского сп:

- на 2022 год – в сумме 1 840,8 тыс. руб.;

- на 2023 год – в сумме 1 911,6 тыс. руб.;

- на 2024 год – в сумме 1 982,6 тыс. руб.

Планируемый объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда соответствует общему объему прогнозируемых поступлений от источников формирования дорожного фонда.

В составе проекта решения о бюджете приложением 9 предлагается утвердить распределение бюджетных ассигнований дорожного фонда бюджета Шапкинского сп ТР ЛО на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Общие расходы по разделу/подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» соответствуют объему бюджетных ассигнований дорожного фонда Шапкинского сельского поселения.

Согласно положениям ст.179.4 Бюджетного кодекса РФ дорожные фонды - это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения:

- дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования;

- капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Частями 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

Контрольно-счетная палата отмечает, что в пояснительной записке к проекту решения среди муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется планирование бюджетных ассигнований, муниципальные правовые акты, утверждающие нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, не приведены.

Формирование расходов местного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды) в сумме 1 840,80 тысяч рублей (на 2022 год), в сумме 1 911,60 тысяч рублей (на 2023 год) и в сумме 1 982,60 тысяч рублей (на 2024 год), в нарушение требований частей 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и нормативами финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов, не обосновано.

Муниципальный долг и расходы на его обслуживание

Верхний предел муниципального внутреннего долга в проекте бюджета поселения, предлагается установить в следующих размерах:

- на 01 января 2023 года в сумме 0,00 тыс. рублей;

- на 01 января 2024 года в сумме 0,00 тыс. рублей;

- на 01 января 2025 года в сумме 0,00 тыс. рублей.

Предельный объем муниципального долга в проекте бюджета поселения устанавливается в следующих размерах:

- в 2022 году – в размере 0,00 тыс. рублей;

- в 2023 году – в размере 0,00 тыс. рублей;

- в 2024 году – в размере 0,00 тыс. рублей.

Нарушений статьи 107 Бюджетного кодекса РФ не установлено.

По результатам экспертизы в адрес совета депутатов муниципального образования и главы администрации направлено заключение, содержащее предложения контрольно-счетного органа.