Заключение по результатам экспертизы проекта бюджета Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (21.12.2021)

Анализ соответствия проекта решения, документов и материалов, представленных одновременно с ним, Бюджетному кодексу Российской Федерации, иным актам законодательства Российской Федерации и муниципальным правовым актам

В проекте решения учтены новации бюджетного законодательства РФ, принятые в 2021 году. Согласно пункту 3.2. статьи 160.1 и пункту 4 статьи 160.2. БК РФ (в ред. от 01.07.2021) с 2022 года перечни главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета утверждаются местной администрацией в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ, и не включаются в решение о бюджете.

Одновременно с проектом решения представлены:

- проект постановления «Об утверждении Перечня главных администраторов и Перечня статей источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов»;

-  проект постановление «Об утверждении Перечня главных администраторов доходов бюджета Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

При этом информация об утверждении администрацией указанных проектов постановлений в материалах, представленных одновременно с проектом решения о бюджете, отсутствует.

В соответствии со статьей 184.2 БК РФ в случае утверждения решением о бюджете распределения бюджетных ассигнований по муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности к проекту о бюджете представляются паспорта муниципальных программ (проекты изменений в указанные паспорта), содержащие информацию о целях, задачах, ожидаемых результатах, сроках реализации, объемах бюджетных ассигнований реализации муниципальной программы.

Отмечается, что к проекту решения о бюджете представлены паспорта муниципальных программ, утвержденных местной администрацией:

  • паспорт муниципальной программы «Благоустройство территории Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» (в редакции постановления от 11.11.2021 № 134);
  • паспорт муниципальной программы «Развитие автомобильных дорог Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» (в редакции постановления от 11.11.2021 № 135);
  • паспорт муниципальной программы «Развитие культуры на территории Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» (в редакции постановления от 11.11.2021 № 137);
  • паспорт муниципальной программы «Развитие части территории Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2020-2022 годы» (в редакции постановления от 10.06.2021 № 84);
  • паспорт муниципальной программы «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» (в редакции постановления от 11.11.2021 № 138);
  • паспорт муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» (в редакции постановления от 11.11.2021 № 136);
  • паспорт муниципальной программы «Развитие части территории Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области в иных формах местного самоуправления на 2020-2022 годы» (в редакции постановления от 10.06.2021 № 83).

Проектом бюджета (пункт 20) предлагается установить, что остатки средств бюджета Лисинского сельского поселения на начало текущего финансового года могут направляться на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Лисинского сельского поселения в текущем финансовом году, в объеме, не превышающем 0,3% общего объема расходов бюджета Лисинского сельского поселения текущего финансового года (70,55 тыс. руб. при общем объёме расходов на 2022 год 23 715,805 тыс. руб.).

Предлагаемая пунктом 15 проекта бюджета базовая расчетная величина для определения заработной платы работников муниципального казенного учреждения культуры с 01.01.2022 года в размере 10 340 рублей, с 01.09.2022 года в размере 10 775 рублей соответствует расчетной величине, предлагаемой проектом областного закона «О бюджете Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

Анализ основных характеристик бюджета, расчета и обоснованности доходов, расходов, дефицита и источников финансирования дефицита бюджета Лисинского сельского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

В соответствии с требованиями статьи 184.1 БК РФ проектом решения о бюджете предлагаются к утверждению следующие основные характеристики бюджета на очередной финансовый год и плановый период (таблица 1):

Таблица 1, тыс. руб.

Основные характеристики бюджета

2022 год (прогноз)

2023 год (прогноз)

2024 год (прогноз)

Общий объем доходов

23 517,81

16 021,05

16 581,05

Общий объем расходов

23 517,81

16 021,05

16 581,05

Дефицит (-) / Профицит (+) 

0,00

0,00

0,00

Принцип сбалансированности бюджета обеспечен: объем предусмотренных бюджетом расходов соответствует суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджета.

Анализ основных параметров проекта бюджета на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов приведен в таблице 2:

Таблица 2, тыс. руб.

Показатели

Исполнено за 2020 год
(ф.0503117)

2021 год

 2022 год (проект)

 2023 год

 2024 год

(в ред. от 24.12.2020 №50)

 (в ред. от 23.09.2021 №70)

сумма

% 2021 к 2020 (в ред. от 24.12.2020 №50)

проект

% 2023 к 2022

проект

% 2024 к 2023

1. ДОХОДЫ (всего), в том числе:

28 847,52

23 004,14

25 340,75

23 517,81

102,2

16 021,05

68,1

16 581,05

103,5

налоговые и неналоговые доходы

9 865,08

11 719,96

11 719,96

13 695,98

116,9

10 465,63

76,4

11 085,93

105,9

безвозмездные доходы

18 982,44

11 284,18

13 620,79

9 821,83

87,0

5 555,42

56,6

5 495,12

98,9

2. РАСХОДЫ (всего)

28 645,19

23 004,14

25 388,90

23 517,81

102,2

16 021,05

68,1

16 581,05

103,5

расходы без условно утверждаемых

х

х

х

х

х

15 617,97

х

15 708,55

х

в том числе условно утверждаемые расходы

х

х

х

х

х

403,08

х

872,50

х

% условно утверждаемых расходов

х

х

х

х

х

2,6%

х

5,6%

х

3. ДЕФИЦИТ(-)/
ПРОФИЦИТ(+)

202,33

0,00

-48,15

0,00

х

0,00

х

0,00

х

Проект бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов сформирован без дефицита (профицита).

В результате проведенного анализа текстовых статей проекта решения, в том числе на соответствие показателям, установленным в приложениях к проекту бюджета, Контрольно-счетной палатой установлено, что предлагаемый размер условно-утверждаемых расходов на 2023 и 2024 годы составляет 2,6% и 5,3% соответственно от общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение).

Предлагаемый размер условно-утверждаемых расходов на 2023 и 2024 года соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ (не менее 2,5%, не менее 5% соответственно).

В соответствии с приложением 1 проекта решения о бюджете, в качестве источника внутреннего финансирования дефицита бюджета поселения предлагается утвердить изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета.

Источник внутреннего финансирования дефицита бюджета Лисинского сельского поселения не противоречит требованиям статьи 96 БК РФ.

Результаты проверки и анализа прогноза доходов бюджета

Согласно пояснительной записке к проекту решения о бюджете, прогноз доходов бюджета Лисинского сельского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов рассчитан исходя из основных показателей социально-экономического развития Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области и ожидаемого поступления налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Расчет прогноза поступлений произведен в соответствии с постановлением администрации Лисинского сельского поселения от 30.07.2019 № 142 «Об утверждении методики прогнозирования поступления доходов в бюджет Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области».

 Прогноз поступления доходов бюджета Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области:

- на 2022 год – 23 517,81 тысяч рублей,

- на 2023 год – 16 021,05 тысяч рублей,

- на 2024 год – 16 581,05 тысяч рублей.

Анализ предлагаемой проектом бюджета доходной части бюджета на 2022 год и плановый период 2023 – 2024 годов представлен в таблице 3:

 

Таблица 3, Тыс. рублей

Наименование доходов

Первоначальный бюджет на 2021 год (от 24.12.2020 №50)

Уточненный бюджет на 2021 год в ред. от 23.09.2021 №70

2021 год (оценка)

2022 год (прогноз)

2023 год (прогноз)

2024 год (прогноз)

сумма,

доля

сумма,

доля

сумма,

доля

сумма,

доля

сумма,

доля

сумма,

доля

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Собственные доходы

11 719,96

50,9

11 719,96

46,2

8 379,79

40,6

13 695,98

58,2

10 465,63

65,3

11 085,93

66,9

Налоговые доходы

8 293,21

36,1

8 293,21

32,7

7 239,35

35,1

9 161,75

39,0

8 872,00

55,4

9 078,20

54,8

Неналоговые доходы

3 426,75

14,9

3 426,75

13,5

1 140,44

5,5

4 534,23

19,3

1 593,63

9,9

2 007,73

12,1

Безвозмездные поступления

11 284,18

49,1

13 620,79

53,8

12 260,26

59,4

9 821,83

41,8

5 555,42

34,7

5 495,12

33,1

Всего доходов

23 004,14

100,0

25 340,75

100,0

20 640,05

100,0

23 517,81

100,0

16 021,05

100,0

16 581,05

100,0

Из представленных данных видно, что удельный вес налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов поселения в 2021 году составляет 50,9% (в первоначальной редакции бюджета), в 2022 году увеличивается до 58,2%, в 2023 - 2024 годах прогнозируется 65,3% и 66,9% соответственно.

Большую часть доходной части бюджета поселения составляют собственные доходы (налоговые и неналоговые). Их доля в общем объеме доходов на 2022 год составляет 58,2%, что свидетельствует о большой самостоятельности в решении вопросов местного значения, но, в тоже время требует большей ответственности при определении направления использования бюджетных средств, а также контроля их расходования.

Поступление налоговых доходов в бюджет поселения на 2022 год планируется в сумме 9 161,75 тыс. руб., или 66,9% в собственных доходах бюджета поселения.

Доля безвозмездных поступлений в 2021 году составляет 49,1%, в 2022 году снижается до 41,8%, в 2023 и 2024 годах прогнозируется 34,7% и 33,1% соответственно.

Анализ показателей налоговых и неналоговых доходов бюджета

В соответствии с проектом решения о бюджете поселения налоговые доходы в 2022 году прогнозируются в сумме 9 161,75 тыс. руб., или 66,9% объема по группе «Налоговые и неналоговые доходы», неналоговые доходы – 4 534,23 тыс. руб. (33,1%).

Общий объем собственных доходов (без учета дотаций, субсидий и субвенций) прогнозируется:

- на 2022 год – 13 695,98 тыс. руб. (увеличение на 16,9% к 2021 году)

- на 2023 год – 10 465,63 тыс. руб. (уменьшение на 23,6% к 2022 году)

- на 2024 год – 11 085,93 тыс. руб. (увеличение на 5,9 % к 2023 году).

Основным доходным источником бюджета поселения на 2022 год продолжает являться земельный налог (доля в структуре налоговых доходов составляет 56,2%, в собственных доходах – 37,6%) и прогнозируется в сумме 5 150,00 тыс. рублей, (что на 485,29 тыс. рублей (на 10,4%) больше показателей утвержденных (первоначальных) бюджетных ассигнований на 2021 год). Поступления на плановый период 2023 и 2024 годов прогнозируются в сумме 4 970,00 тыс. рублей и 5 070,00 тыс. рублей соответственно.

В составе пояснительной записки одновременно с проектом бюджета представлен документ «Налоговые льготы, предоставляемые в соответствии с решением совета депутатов Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области от 26.11.2019 № 13 «Об установлении земельного налога на территории Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» (далее – решение от 26.11.2019 № 13), согласно которому потери бюджета от предоставления льгот по земельному налогу составят 548,00 тыс. рублей, что составляет 10,6% прогнозируемых поступлений налога в очередном финансовом году, в том числе:

- муниципальным учреждениям культуры, учреждениям физической культуры и спорта, финансируемым за счет средств муниципального бюджета Лисинского сельского поселения, органам местного самоуправления Лисинского сельского поселения за земельные участки, предоставляемые для обеспечения их деятельности – в сумме 79,0 тыс. рублей;

- многодетным семьям Ленинградской области, постоянно зарегистрированным на территории Лисинского сельского поселения, за земельные участки не более 1200 квадратных метров, расположенных на территории Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области – в сумме 469,00 тыс. рублей.

Налог на доходы физических лиц (доля в структуре налоговых доходов составляет 17,2%, а также в собственных доходах – 11,5%). 

В соответствии с рассматриваемым проектом решения поступление налога на доходы физических лиц в бюджет Лисинского сельского поселения на 2022 год составляет 1 574,75 тыс. рублей. Увеличение данного показателя по отношению к 2021 году составляет 8,6%. На плановый период 2023 и 2024 годов прогнозируются равные поступления в размере 1 500,00 тыс. рублей (снижение на 4,7% относительно 2022 года).

Согласно пояснительной записке, в расчете налога на доходы физических лиц учтен ежегодный рост социальных и имущественных налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам в рамках ежегодной декларационной кампании по налогу на доходы физических лиц.

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации являются также крупным источником поступления налоговых доходов (доля в структуре налоговых доходов составляет 23,5%, в собственных доходах – 15,7%). Поступления акцизов запланированы на 2022 год с увеличением в сравнении с плановыми суммами налога на 2021 год (1 950,00 тыс. рублей). На плановый период 2023 и 2024 годов прогнозируются равные поступления в размере 2 130,00 тыс. рублей (снижение на 4,7% относительно 2022 года).

Прогнозируемый объем поступлений единого сельскохозяйственного налога на 2022 год – 35,00 тыс. рублей, что выше уровня показателей бюджета 2021 года (на 24,0 тыс. рублей или 218,2%). Поступления на плановый период 2023 и 2024 годов прогнозируются в сумме 20,00 тыс. рублей ежегодно (сокращение на 42,9% относительно 2022 года).

Прогнозируемый объем поступлений налога на имущество физических лиц на 2022 год – 250,00 тыс. рублей, что выше уровня показателей бюджета 2021 года (на 34,0 тыс. рублей). Поступления на плановый период 2023 и 2024 годов прогнозируются в сумме 250,00 тыс. рублей и 356,20 тыс. рублей, соответственно.

Собственные доходы на 33,1% сформированы из неналоговых доходов, среди которых наибольший удельный вес в 2022 году имеют доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 61,8% (20,4% в собственных доходах). Поступления доходов от продажи материальных и нематериальных активов запланированы на 2022 год в сумме 2 800,00 тыс. рублей.

Согласно пояснительной записке, ожидаемые поступления по данному виду доходов рассчитаны исходя из проекта Прогнозного плана (Программы) приватизации муниципального имущества муниципального образования Лисинское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области на 2022 год, с учётом оценки рыночной стоимости имущества планируемого к приватизации.

Согласно представленному проекту Прогнозного плана (Программы) приватизации муниципального имущества муниципального образования Лисинское сельское поселение в очередном финансовом году планируется приватизация следующих объектов, не реализованных в 2021 году:

 

Таблица 4

Объект недвижимости

Адрес

Общая площадь объекта недвижимости, кв. м.

Срок приватизации

Здание дома культуры

Ленинградская область, Тосненский район, дер. Каменка, д. 32-а

178,1

2 кв-л 2022 г.

Земельный участок, кадастровый номер 47:26:0708001:13

Ленинградская область, Тосненский район, дер. Каменка, д. 32а

2 387,0

2 кв-л 2022 г.

Следует отметить, что объект «Здание дома культуры» является переходящим и нереализованным с 2016 года.

Прогнозируемые на 2022 год доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, увеличиваются на 148,37 тыс. рублей (на 9,4%) по отношению показателям бюджета на 2021 год и составят 1 734,23 тыс. рублей (в структуре неналоговых доходов – 38,4%, в собственных доходах – 12,7%).

Наибольший удельный вес (71,5% или 1 239,23 тыс. рублей) в общей сумме доходов от использования имущества занимают доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну сельских поселений (за исключением земельных участков). На плановый период 2023-2024 годов плановые назначения по данному источнику доходов не планируются.

Согласно пояснительной записке, расчеты данного источника доходов произведены на основании заключенных договоров на аренду имущества, составляющего казну Лисинского сельского поселения (за исключением земельных участков).

Потенциальными резервами увеличения доходов бюджета остаются принятие действенных мер, способствующих погашению задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет, сокращение неэффективных льгот и освобождений.

Вопросы повышения качества планирования и эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов сохраняют свою актуальность, поскольку от обеспечения должного уровня администрирования, требуемого в соответствии со ст. 160.1 БК РФ, зависит не только полнота и своевременность наполняемости бюджета, но и состояние основных источников финансирования субъектов бюджетного процесса.

Анализ безвозмездных поступлений

Доля безвозмездных поступлений в бюджет Лисинского сельского поселения составляет:

- на 2022 год – 41,8%,

- на 2023 год – 34,7%,

- на 2024 год – 33,1%.

Данные о безвозмездных поступлениях представлены в таблице 5:

Таблица 5, Тыс. рублей

Безвозмездные поступления

 2022 год

2023 год

2024 год

сумма

Доля (%)

сумма

Доля (%)

сумма

Доля (%)

Всего

9 821,83

100,0

5 555,42

100,0

5 495,12

100,0

Дотации

5 030,10

51,2

5 254,50

94,6

5 491,60

99,9

Субсидии

4 490,81

45,7

0,00

0,0

0,00

0,0

Субвенции

300,92

3,1

300,92

5,4

3,52

0,1

Большая доля безвозмездных поступлений на 2022 год приходится на дотации – 51,2%, в сумме 5 030,10 тыс. рублей, аналогично в 2023-2024 годы – 94,6% и 99,9%, соответственно, одним из основных условий предоставления, которых является соблюдение соответствующими органами местного самоуправления поселения бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 7 проекта решения о бюджете, межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы РФ, предусмотрены:

- на 2022 год в общей сумме 9 821,83 тыс. руб.,

- на 2023 год – 5 555,42 тыс. руб.,

- на 2024 год – 5 701,32 тыс. руб.

Следует отметить, что пункт 7 проекта решения о бюджете в части объема межбюджетных трансфертов на плановый период 2024 года не соответствует показателю, представленному в приложение №2 к проекту решения о бюджете.

Общий объем безвозмездных поступлений на 2022 год составляет 9 821,83 тыс. рублей, из них:

- 5 030,10 тыс. рублей – дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области;

-  634,70 тыс. рублей – субсидия на сохранение целевых показателей повышения оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

- 1 054,90 тыс. рублей – субсидия на реализацию областного закона от 15 января 2018 года №3-оз «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления и иных формах на территориях административных центров муниципальных образований Ленинградской области»;

- 2 200,80 тыс. рублей – субсидия на реализацию областного закона от 28.12.2018 №147-оз «О старостах сельских населенных пунктов Ленинградской области и содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на частях территорий муниципальных образований Ленинградской области»;

- 600,41 тыс. рублей – субсидия на поддержку развития общественной инфраструктуры муниципального значения Ленинградской области;

- 297,40 тыс. рублей – субвенция на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты;

- 3,52 тыс. рублей – субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий Ленинградской области в сфере административных правоотношений.

Следует отметить, что бюджетные ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий РФ по первичному воинскому учету органами местного самоуправления Лисинского сельское поселение на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов подлежат приведению в соответствие с областным законом Ленинградской области «Об областном бюджете Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов запланированы в соответствии с проектом бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, внесенным на рассмотрение совета депутатов муниципального образования Тосненского района Ленинградской области:

- на 2022 год – в сумме – 5 030,10 тысяч рублей;

- на 2023 год – в сумме – 5 254,50 тысяч рублей;

- на 2024 год – в сумме – 5 491,60 тысяч рублей.

Результаты проверки и анализа формирования расходов бюджета

Общий объем планируемых расходов бюджета поселения на 2022 год по сравнению с показателями расходов бюджета 2021 года в первоначальной редакции увеличивается на 2,2% и составляет 23 517,81 тыс. рублей.

В процентном отношении наибольшее увеличение предусматривается по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» (59,3%), «Образование» (10%) и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (на 7,8%).

При анализе структуры расходов установлено, что основными направлениями расходов являются:

  • «Общегосударственные вопросы» – 35,3% (от общего объема расходов);
  • «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 30,0%;
  • «Культура и кинематография» – 17,1%.

Увеличение бюджетных ассигнований на 2022 год предусматривается по всем разделам.

Структура расходов бюджета Лисинского сельское поселение на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в части программных и непрограммных расходов приведена в таблице 6:

Таблица 6, Тыс. рублей

Наименование

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

ред. от 24.12.2020 №50

ред. от 23.09.2021 №70

проект

проект

проект

сумма

доля, %

сумма

доля,%

сумма

доля, %

сумма

доля, %

сумма

доля,%

Расходы, всего

23 004,14

100

25 388,90

100

23 517,81

100

16 021,05

100

16 581,05

100,0

Программные расходы

13 509,67

58,7

15 967,37

62,9

14 300,41

60,8

6 925,37

43,2

6 939,07

41,8

Непрограммные расходы

9 494,47

41,3

9 421,53

37,1

9 217,40

39,2

8 692,60

54,3

8 769,47

52,9

Условно-утверждаемые расходы

х

х

х

х

х

х

403,08

2,5

872,50

5,3

Доля расходов на реализацию муниципальных программ Лисинского сельское поселение в 2022 году увеличивается на 5,9% (по отношению к бюджету на 2021 год в первоначальной редакции) и составляет 23 517,81 тыс. руб. В 2023 году планируется снижение доли программных расходов на 31,9% (относительно 2022 года). В 2024 году отмечается незначительное увеличение программных расходов на 0,2% (относительно 2023 года).

Отмечается снижение программных расходов в 2023 и 2024 годах в процентном соотношении, что не согласуется с пунктом 3 Распоряжения Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р  «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов 2019 - 2024 годах органам местного самоуправления» (далее – Концепция), в соответствии с которым органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями Концепции при формировании документов, определяющих направления повышения эффективности бюджетных расходов. Так, согласно Концепции одним из ключевых направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде останется развитие программно-целевого бюджетного планирования.

Анализ расходов на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ

Одним из основных подходов к формированию объема и структуры расходов проекта бюджета поселения на 2022-2024 годы останется сохранение программного принципа их формирования.

Бюджет Лисинского сельского поселения на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов сформирован:

- на 2022 год – на основе 7 муниципальных программ (на сумму 14 300,41 тыс. руб.),

- на 2023 год - 4 муниципальных программ (на сумму 6 925,37 тыс. руб.), 

- на 2024 год - 4 муниципальных программ (на сумму 6 939,07 тыс. руб.).

Расходы на реализацию муниципальных программ на 2022 год планируются в объеме 60,8% расходной части местного бюджета, на 2023 год – 43,2%, на 2024 год – 41,8%.

В составе документов к проекту решения представлены 7 постановлений администрации об утверждении муниципальных программ.

Наименование подпрограммы муниципальной программы «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» (на которую запланированы бюджетные ассигнования на 2022 год) в проекте бюджета на 2022 год не соответствует наименованию подпрограммы, согласно паспорту муниципальной программы. Требуется внесение корректировок.

При проведении экспертизы выявлено внутреннее противоречие, содержащееся в муниципальной программе "Развитие культуры на территории Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области". Общий объем финансирования указанной муниципальной программы (4 120,33 тыс. руб.) не соответствует сумме средств по подпрограммам, а именно:

- согласно паспорту подпрограммы "Молодежь Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области" объем финансового обеспечения подпрограммы составляет в 2022 году 110,00 тыс. руб.,

- согласно паспорту подпрограммы "Обеспечение жителей Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области услугами в сфере культуры и досуга" объем финансового обеспечения подпрограммы составляет в 2022 году 4 120,33 тыс. руб.

Требуется уточнение объемов финансового обеспечения на реализацию мероприятий указанной муниципальной программы, в том числе подпрограмм муниципальной программы.

Одновременно отмечается, что проектом бюджета потребность финансовых ресурсов на реализацию мероприятий подпрограммы "Обеспечение жителей Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области услугами в сфере культуры и досуга" рассматриваемой муниципальной программы на 2022 год не обеспечена в сумме 110,00 тыс. руб.

В нарушение требований статьи 179 БК РФ на финансовое обеспечение муниципальной программы «Благоустройство территории Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» в проекте бюджета на 2022 год запланированы бюджетные ассигнований в сумме 984,98 тыс. руб., превышающей объём финансового обеспечения реализации муниципальной программы, согласно паспорту муниципальной программы, в сумме 624,00 тысяч рублей.

Анализ расходов на непрограммные направления деятельности

В соответствии с проектом решения бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных направлений деятельности предусмотрены на 2022 год в общей 9 217,40 тысяч рублей, на 2023 год – 8 692,60 тысяч рублей, на 2024 год – 8 769,47 тысяч рублей.

В общем объеме расходов на 2022 год прогнозируемые бюджетные ассигнования на непрограммные направления деятельности составляют 39,2%, на 2023 – 54,3%, на 2024 – 52,9%.

Основная доля в непрограммных расходах на 2022 год планируется на «Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления» - 89,4% (8 224,55 тыс. руб.), на 2023 год – 91,2% (7 929,94 тыс. руб.), на 2024 год – 94,5% (8 288,82 тыс. руб.).

Расходы по данному направлению предусмотрены на обеспечение деятельности аппаратов органов местного самоуправления, в том числе в 2022 году:

- на обеспечение деятельности главы муниципального образования – 2 312,39 тыс. руб.,

- на обеспечение деятельности аппаратов органов местного самоуправления муниципального образования Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области – 5 930,15 тыс. руб.

По направлению деятельности «Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением» расходы на 2022 год составляют 5,52 тыс. руб. (0,1% от непрограммных расходов), на 2023-2024 гг. – 5,04 тыс. руб. (0,1%).

Из приведенного сопоставления следует, что в 2022 году, по отношению к 2021 году (первоначальным назначениям) планируется увеличение непрограммных расходов на руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. Расходы на реализацию государственных функций, связанных с общегосударственным управлением, остаются на уровне 2021 года.

По направлению деятельности «Непрограммные расходы органов исполнительной власти муниципального образования Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» на 2022 год предусматриваются бюджетные ассигнования в сумме 969,33 тыс. руб. или 9,9% общего объёма непрограммных расходов, что меньше бюджетных ассигнований 2021 года (первоначальных назначений) на 33,2%.

Непрограммные расходы органов исполнительной власти муниципального образования Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области распределены на следующие мероприятия:

Таблица 7

Наименование мероприятий

Сумма, тыс. руб.

% в общем объёме непрограммных расходов органов исполнительной власти

ВСЕГО по КЦСР 9900000000 "Непрограммные расходы органов исполнительной власти муниципального образования Лисинское сельское поселение"

757,62

100

Из них:

Резервные фонды

50,00

6,6

Мероприятия в области национальной экономики

45,60

6,0

Мероприятия по землеустройству и землепользованию

50,00

6,6

Мероприятие по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда

100,00

13,2

Обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов

162,00

21,4

Мероприятия в области пожарной безопасности

52,62

6,9

Результаты проверки и анализа планирования бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности органов местного самоуправления

Проектом решения предлагается утвердить размер индексации ежемесячных должностных окладов и ежемесячной надбавки к должностному окладу в соответствии с присвоенным классным чином муниципальных служащих, ежемесячных денежных вознаграждений лицам, замещающих муниципальные должности, должностных окладов работников органов местного самоуправления, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, с 1 сентября 2022 года в 1,04 раза, что соответствует размеру индексации, предлагаемому проектом решения о бюджете Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

Согласно пункту 13 проекта решения, прогнозируемые расходы на обеспечение деятельности исполнительных органов местного самоуправления составляют: составляют:

         - на 2022 год в сумме 5 840,380 тыс. руб.;

         - на 2023 год в сумме 5 611,896 тыс. руб.;

         - на 2024 год в сумме 5 970,779 тыс. руб.

Согласно пункту 14 проекта решения, прогнозируемые расходы на обеспечение деятельности совета депутатов Лисинского сельского поселения составляют:

         - на 2022 год в сумме 2 312,394 тыс. руб.;

         - на 2023 год в сумме 2 318,043 тыс. руб.;

         - на 2024 год в сумме 2 318,043 тыс. руб.

Результаты проверки и анализа бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

Проектом решения о бюджете расходы на реализацию адресной инвестиционной программы (далее – АИП) предусмотрены на 2022 год в общей сумме 1 600,00 тыс. руб. (местный бюджет).

Общий объем средств АИП на 2022 год соответствует объему бюджетных ассигнований на бюджетные инвестиции в объекты муниципальной собственности в форме капитальных вложений согласно Распределению бюджетных ассигнований по целевым статьям (Приложение 3 к проекту решения) и Ведомственной структуре расходов бюджета Лисинского городского поселения (Приложение 5 к проекту решения) по коду вида расходов 410 «Бюджетные инвестиции».

Бюджетные ассигнования на реализацию АИП в 2022 году предусматриваются в рамках муниципальной программы "Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области":

Таблица 8, тыс. руб.

Наименование объекта

Ввод в эксплуатацию объекта

Проект на 2022 год

Приобретение объектов недвижимого имущества ля оказания поддержки гражданам, пострадавшим в результате пожара муниципального жилого фонда

2022 г

1600,00

Итого по программе:

1 600,00

Всего по АИП:

1 600,00

Контрольно-счетная палата обращает внимание, что при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности следует руководствоваться статьей 79 БК РФ, согласно которой в бюджетах бюджетной системы РФ, в том числе в рамках муниципальных программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в соответствии с решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты.

В представленных материалах информация о принятых решениях отсутствует, в связи с чем отмечается риск нарушения порядка осуществления бюджетных инвестиций, установленного статьей 79 БК РФ.

На отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, распространяется действие Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», согласно которому обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений содержится в инвестиционном проекте.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 указанного федерального закона инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Проверка соблюдения установленного порядка принятия решений о реализации бюджетных инвестиций, а также проверка наличия обоснования экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений в ходе экспертизы проекта бюджета Контрольно-счётной палатой не осуществлялись.

Результаты проверки и анализа планирования бюджетных ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов

В соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 БК РФ в проекте решения о бюджете предусматриваются иные межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Лисинского сельского поселения в бюджет муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2022 год в общем объеме 527,300 тыс. рублей (приложение 7 к проекту решения), из них:

- на осуществление отдельных полномочий по исполнению бюджета поселения - в сумме 187,100 тыс. руб.;

- на осуществление полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю - в сумме 89,772 тыс. руб.;

- на осуществление полномочий по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений - в сумме 250,428 тыс. руб.

Следует иметь в виду, что согласно требованиям статьи 142.5 БК РФ иные межбюджетные трансферты из бюджетов городских, сельских поселений бюджетам муниципальных районов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа городского, сельского поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ. Сведения об указанных муниципальных правовых актах совета депутатов поселения в материалах отсутствуют.

Результаты проверки и анализа формирования резервного фонда местной администрации

Согласно статье 81 БК РФ, в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций), средства которых направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Размер резервного фонда устанавливается решением о бюджете и не может превышать 3 % утвержденного указанным решением общего объема расходов.

Бюджетные ассигнования резервного фонда администрации Лисинского сельского поселения проектом бюджета (пункт 10) предусмотрены в объеме:

- на 2022 год – 50,00 тысяч рублей (0,2% от общего объема расходов),

- на 2023 год – 50,00 тысяч рублей (0,3% от общего объема расходов),

- на 2024 год – 50,00 тысяч рублей (0,3% от общего объема расходов),

что не превышает ограничение, установленное пунктом 3 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ (не более 3% от общего объема расходов).

Результаты проверки и анализа формирования муниципального дорожного фонда

Согласно проекту бюджета, объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Лисинского сельского поселения составляет:

- на 2022 год – 2 150,0 тыс. рублей,

- на 2023 год – 2 130,0 тыс. рублей,

- на 2024 год – 2 130,0 тыс. рублей.

Планируемый объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда соответствует общему объему прогнозируемых поступлений от источников формирования дорожного фонда.

Согласно положениям статьи 179.4 БК РФ дорожные фонды - это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения:

- дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования;

- капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Общие расходы по разделу/подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» соответствуют объему бюджетных ассигнований дорожного фонда Лисинского сельского поселения.

Частями 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) предусмотрено, что формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

Контрольно-счетная палата отмечает, что в представленных материалах муниципальные правовые акты, утверждающие нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, не приведены.

Формирование расходов местного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды) в сумме 2 150,00 тысяч рублей (на 2022 год), в сумме 2 130,00 тысяч рублей (на 2023 год) и в сумме 2 130,00 тысяч рублей (на 2024 год), в нарушение требований частей 2 и 3 статьи 34 Федерального закона № 257-ФЗ правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и нормативами финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов, не обосновано.

Муниципальный долг и расходы на его обслуживание

Верхний предел муниципального внутреннего долга в проекте бюджета поселения, предлагается установить в следующих размерах:

- на 01 января 2023 года в сумме 0,00 тыс. рублей;

- на 01 января 2024 года в сумме 0,00 тыс. рублей;

- на 01 января 2025 года в сумме 0,00 тыс. рублей.

Предельный объем муниципального долга в проекте бюджета поселения устанавливается в следующих размерах:

- в 2022 году – в размере 0,00 тыс. рублей;

- в 2023 году – в размере 0,00 тыс. рублей;

- в 2024 году – в размере 0,00 тыс. рублей.

Нарушений статьи 107 Бюджетного кодекса РФ не установлено.

По результатам экспертизы в адрес совета депутатов муниципального образования и главы администрации направлено заключение, содержащее предложения контрольно-счетного органа.