Заключение по результатам экспертизы проекта бюджета Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (17.12.2021)

Анализ соответствия проекта решения, документов и материалов, представленных одновременно с ним, Бюджетному кодексу Российской Федерации, иным актам законодательства Российской Федерации и муниципальным правовым актам

Согласно пояснительной записке, проект бюджета разработан в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития сельского поселения, положений БК РФ и учтены основные направления бюджетной и налоговой политики на 2022 – 2024 годы.

Документы и материалы, представленные в совет депутатов одновременно с проектом бюджета, соответствуют требованиям к составу документов и материалов, определенных в статьях 184.2 Бюджетного кодекса РФ и статье 18 Положения о бюджетном процессе.

В проекте решения учтены новации бюджетного законодательства Российской Федерации, принятые в 2021 году. Согласно пункту 3.2. статьи 160.1 и пункту 4 статьи 160.2. Бюджетного кодекса РФ (в ред. от 01.07.2021) с 2022 года перечни главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета утверждаются местной администрацией в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, и не включаются в решение о бюджете. 

Перечни главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов утверждены постановлениями администрации поселения и представлены в составе документов к проекту бюджета.

Анализ соответствия текстовой части проекта решения Бюджетному кодексу Российской Федерации, иным актам бюджетного законодательства Российской Федерации

Состав показателей, представляемых для утверждения в проекте решения, соответствует требованиям статьи 18.2 Положения о бюджетном процессе.

Пунктом 23 проекта решения предлагается установить дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов без внесения изменений в решение о бюджете, что допускается в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса РФ и статьей 23 Положения о бюджетном процессе.

Отмечается, что основания, установленные абзацами 2-11 пункта 23 проекта бюджета дублируют случаи, указанные в пункте 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ, в связи с чем, их установление в проекте решения видится излишним.

Кроме того, в абзаце 19 пункта 23 проекта решения не указано комитетом финансов администрации какого муниципального образования могут вноситься изменений в порядок применения бюджетной классификации в части отражения расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Требуется корректировка.

Резервный фонд администрации Трубникоборского сп проектом бюджета планируется в объеме:

- на 2022 год – 50,00 тысяч рублей (0,2% от общего объема расходов),

- на 2023 год – 50,00 тысяч рублей (0,3% от общего объема расходов),

- на 2024 год – 50,00 тысяч рублей (0,3% от общего объема расходов),

что не превышает ограничение, установленное пунктом 3 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ (не более 3% от общего объема расходов).

Отмечается, что в текстовой части проекта решения требуется корректировка в части нумерации пунктов решения (отсутствует пункт 4).

Приложением 11 к проекту решения предлагается утверждение налоговых льгот, предоставляемых в соответствии с решением совета депутатов Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области от 20.11.2019 №17 «Об установлении земельного налога на территории Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области». Бюджетное законодательство и пункт 18.2 статьи 18 Положения о бюджетном процессе не содержат требования об утверждении данных показателей, таким образом, по мнению Контрольно-счетной палаты, включение в решение о бюджете Приложения 11 видится излишним.

Анализ основных характеристик бюджета, расчета и обоснованности доходов, расходов, дефицита и источников финансирования дефицита бюджета Трубникоборского сельского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

В соответствии с требованиями статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации проектом решения о бюджете предлагаются к утверждению следующие основные характеристики бюджета на очередной финансовый год и плановый период (Таблица 1):

                                                                                                                                                             Таблица 1, тыс. руб.

Основные характеристики бюджета

2022 год (прогноз)

2023 год (прогноз)

2024 год (прогноз)

Общий объем доходов

20 432,44

16 949,83

17 094,23

Общий объем расходов

21 909,16

17 555,18

18 038,54

Дефицит

1 476,72

605,35

944,31

Принцип сбалансированности бюджета обеспечен: объем предусмотренных бюджетом расходов соответствует суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджета.

Анализ основных параметров проекта бюджета на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов приведен в таблице 2:

Таблица 2, тыс. руб.

Показатели

Исполнено за 2020 год
(ф.0503117)

2021 год

 2022 год (проект)

 2023 год

 2024 год

(в ред. от 24.12.2020 №53)

 (в ред. от 26.11.2021 №76)

сумма

% 2022 к 2021 (в ред. от 24.12.2020 №53)

проект

% 2023 к 2022

проект

% 2024 к 2023

1. ДОХОДЫ (всего), в том числе:

26 772,13

21 677,59

25 564,40

20 432,44

94,3

16 949,83

83,0

17 094,23

100,9

налоговые и неналоговые доходы

14 184,64

15 970,07

16 392,57

15 296,02

95,8

14 772,51

96,6

14 791,81

100,1

безвозмездные доходы

12 587,49

5 707,52

9 171,83

5 136,42

90,0

2 177,32

42,4

2 302,42

105,7

2. РАСХОДЫ (всего)

26 437,94

23 197,63

27 150,71

21 909,16

94,4

17 555,18

80,1

18 038,54

102,8

расходы без условно утверждаемых

х

х

х

х

х

17 116,30

х

17 136,61

х

в том числе условно утверждаемые расходы

х

х

х

х

х

438,88

х

901,93

х

% условно утверждаемых расходов

х

х

х

х

х

2,6%

х

5,3%

х

3. ДЕФИЦИТ(-)/
ПРОФИЦИТ(+)

334,19

-1 520,04

-1 586,31

-1 476,72

х

-605,35

х

-944,31

х

% дефицита к собственным доходам

х

9,5%

9,7%

9,7%

х

4,1%

х

6,4%

х

Проект бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов сформирован с дефицитом. Размер дефицита бюджета к общему годовому объему доходов бюджета поселения без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений составляет в 2022 году – 9,7%, в 2023 году – 4,1%, в 2024 году – 6,4%, что не превышает предельные значения, установленные пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ.

В результате проведенного анализа текстовых статей проекта решения, в том числе на соответствие показателям, установленным в приложениях к проекту бюджета, Контрольно-счетной палатой установлено, что предлагаемый размер условно-утверждаемых расходов на 2023 и 2024 годы составляет 2,6% и 5,3% соответственно от общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение).

Предлагаемый размер условно-утверждаемых расходов на 2023 и 2024 года соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ (не менее 2,5%, не менее 5% соответственно).

В соответствии с приложением 1 проекта решения о бюджете, в качестве источника внутреннего финансирования дефицита бюджета поселения предлагается утвердить изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета:

на 2022 год – в сумме 1 476,72 тыс. рублей,

на 2023 год – в сумме 605,35 тыс. рублей,

на 2024 год – в сумме 944,31 тыс. рублей.

Объем предусмотренных проектом решения источников финансирования дефицита бюджета соответствует прогнозному объему дефицита.

Источник внутреннего финансирования дефицита бюджета Трубникоборского сельского поселения не противоречит требованиям статьи 96 Бюджетного кодекса РФ.

Результаты проверки и анализа прогноза доходов бюджета

Согласно пояснительной записке к проекту решения о бюджете поселения, доходы бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов рассчитаны на основании Методики прогнозирования поступлений в доход бюджета поселения, утвержденной постановлением от 23.07.2019 № 118.

Прогноз поступления доходов бюджета Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области:

- на 2022 год – 20 432,44 тысяч рублей,

- на 2023 год – 16 949,83 тысяч рублей,

- на 2024 год – 18 038,54 тысяч рублей.

Анализ предлагаемой проектом бюджета доходной части бюджета на 2022 год и плановый период 2023 – 2024 годов представлены в Таблице 3:

Таблица 3, Тыс. рублей

Наименование доходов

Исполнено за 2020 год (ф. 0503117)

Первонач. Бюджет на 2021 год (от 24.12.2020 №53)

Уточненный бюджет на 2021 год в ред. от 26.11.2021 №76

2022 год (прогноз)

2023 год (прогноз)

2024 год (прогноз)

сумма,

доля

сумма,

доля

сумма,

доля

сумма,

доля

сумма,

доля

сумма,

доля

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Собственные доходы

14 184,64

53,0

15 970,07

73,7

16 392,57

64,1

15 296,02

74,9

14 772,51

87,2

14 791,81

86,5

Налоговые доходы

12 950,70

48,4

14 120,07

65,1

14 120,07

55,2

13 987,52

68,5

13 886,51

81,9

13 905,81

81,3

Неналоговые доходы

1 233,94

4,6

1 850,00

8,5

2 272,50

8,9

1 308,50

6,4

886,00

5,2

886,00

5,2

Безвозмездные поступления

12 587,49

47,0

5 707,52

26,3

9 171,83

35,9

5 136,42

25,1

2 177,32

12,8

2 302,42

13,5

Всего доходов

26 772,13

100,0

21 677,59

100,0

25 564,40

100,0

20 432,44

100,0

16 949,83

100,0

17 094,23

100,0

Из представленных данных видно, что удельный вес налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов поселения в 2021 году составляет 73,7%, в 2022 году незначительно увеличивается до 74,9%, в 2023 - 2024 годах прогнозируется 87,2% и 86,5% соответственно.

Значительную часть доходной части бюджета поселения составляют налоговые и неналоговые доходы. Их доля в общем объеме доходов на 2022 год составляет 74,9%, что свидетельствует о большой самостоятельности в решении вопросов местного значения, но, в тоже время, требует большей ответственности при определении направления использования бюджетных средств, а также контроля за их расходованием.

Доля безвозмездных поступлений в 2021 году составляет 35,9%, в 2022 году снижается до 25,1%, в 2023 и 2024 годах прогнозируется 12,8% и 13,5%.

Анализ показателей налоговых и неналоговых доходов бюджета

В соответствии с проектом решения о бюджете поселения налоговые доходы в 2022 году прогнозируются в сумме 13 987,52 тыс. руб., или 91,4% объема по группе «Налоговые и неналоговые доходы», неналоговые доходы – 1 308,50 тыс. руб. (8,6%).

Общий объем собственных доходов (без учета дотаций, субсидий и субвенций) прогнозируется:

- на 2022 год – 15 296,02 тыс. руб. (увеличение на 4,7 % к 2021 году);

- на 2023 год – 14 772,51 тыс. руб. (уменьшение на 3,4% к 2022 году);

- на 2024 год – 14 791,81 тыс. руб. (увеличение на 0,1% к 2023 году).

Основными доходными источниками бюджета поселения на 2022 год в структуре налоговых доходов являются земельный налог (72,1%) и акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации (13,8%).

Согласно пояснительной записке планируемые поступления налога на доходы физических лиц в бюджет поселения на 2022-2024 годы рассчитаны исходя из оценки объема поступлений налога в 2021 году и прогноза динамики налоговой базы по налогу.

В 2022 году поступление налога на доходы физических лиц прогнозируется в размере 1 446,95 тыс. руб. (сокращение на 12,1% относительно 2021 года). На 2023 и 2024 годы поступление данного налога остается на уровне 2022 года.

Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, в основу расчета поступлений доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации приняты прогнозные данные ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области об объемах реализации подакцизных товаров (продукции) и погашения задолженности, в размере:

- на 2022 год – 1 931,63 тыс. рублей (увеличение на 1% относительно 2021 года);

- на 2023 год – 1 930,62 тыс. рублей (уменьшение на 0,1% относительно 2022 года),

- на 2024 год – 1 949,92  тыс. рублей (увеличение на 1% относительно 2023 года).

Согласно проекту областного закона Ленинградской области о бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 годы, дифференцированный норматив отчисления от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в бюджет Трубникоборского сельского поселения (в соответствии со ст. 58 БК РФ установлен субъектом Российской Федерации исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности муниципального образования) составит 0,02753%.

Поступления единого сельскохозяйственного налога на 2022-2024 год прогнозируются в сумме 24,95 тысяч рублей (сокращение на 12,9% относительно 2021 года).

Информация по формированию данного доходного источника поселения в пояснительной записке отсутствует.

Выпадающие доходы бюджета от применения налоговых льгот по земельному налогу в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов составляют по 7,5 тысяч рублей ежегодно.

Прогнозируемое поступление налога на имущество физических лиц на 2022 год составляет 500,00 тысяч рублей. На плановый период 2023 и 2024 годов прогнозируются поступления в размере 400,00 тыс. рублей (снижение на 20% относительно 2022 года).

Неналоговые доходы поселения составляют 8,6% от собственных доходов в 2022 году в сумме 1 308,50 тысяч рублей, в 2023 году – в сумме 886,0 тысяч рублей (6,0%), в 2024 году – в сумме 886,0 тысяч рублей (6,0%).

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, согласно пояснительной записке, прогнозируются на основании расчетов в соответствии с заключенными договорами аренды, а также анализа поступлений за 2020 год и планируемым поступлением за 2021 год, данных ОАО «Расчетный центр» и на 2022 год составляют 708,50 тысяч рублей (54,1% от неналоговых доходов). На плановый период 2023 и 2024 годов прогнозируются поступления в размере 286,00 тыс. рублей ежегодно (снижение на 59,6% относительно 2022 года).

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, согласно пояснительной записке, формируются за счет поступления средств от компенсации затрат по оформлению документов для приватизации жилого фонда, а также от возмещения затрат за оформление земельных участков для бесплатного предоставления под ИЖС и запланированы в сумме 600,00 тыс. руб. ежегодно на период 2022-2024 годов.  Расчет произведен в соответствии с поступившими средствами за 2021 год и планируемым объемом приватизации квартир и количеством переданных земельных участков в земельную комиссию района.

Потенциальными резервами увеличения доходов бюджета остаются принятие действенных мер, способствующих погашению задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет, сокращение неэффективных льгот и освобождений.

Вопросы повышения качества планирования и эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов сохраняют свою актуальность, поскольку от обеспечения должного уровня администрирования, требуемого в соответствии со ст. 160.1 БК РФ, зависит не только полнота и своевременность наполняемости бюджета, но и состояние основных источников финансирования субъектов бюджетного процесса.

Анализ безвозмездных поступлений

Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета Трубникоборского сельского поселения составляет:

- на 2022 год – 25,1%,

- на 2023 год – 12,8%,

- на 2024 год – 13,5%.

Данные о безвозмездных поступлениях представлены в таблице 4:

Таблица 4, Тыс. рублей

Безвозмездные поступления

Бюджет на 2021 год

Проект бюджета на 2022 год

Изменения 2022 г. к первоначальному 2021 г.

в ред. от 24.12.2020 №53

в ред. от 26.11.2021 №76

сумма

Доля (%)

сумма (гр.4-гр.2)

%

гр.1

гр.2

гр.3

гр.4

гр.5

гр.6

гр.7

Всего

5 707,52

9 018,83

5 136,42

100,0

-571,10

90,0

Дотации

1 032,60

1 032,60

1 861,80

36,2

829,20

180,3

Субсидии

4 518,40

5 428,70

3 118,10

60,7

-1 400,30

69,0

Субвенции

156,52

2 557,53

156,52

3,0

0,00

100,0

Большая доля безвозмездных поступлений на 2022 год приходится на субсидии – 60,7%, в сумме 3 118,10 тыс. рублей.

Общий объем безвозмездных поступлений на 2022 год – 5 136,42 тыс. руб., из них:

- 1 861,80 тыс. руб. – дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности;

- 1 054,90 тыс. руб. – субсидия на реализацию областного закона от 15.01.2018 №3-оз «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на территориях административных центров муниципальных образований Ленинградской области» из областного бюджета Ленинградской области;

- 2 063,20 тыс. руб. - субсидия на реализацию областного закона от 28.12.2018 №147-оз «О старостах сельских населенных пунктов Ленинградской области и содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на частях территорий муниципальных образований Ленинградской области» из областного бюджета Ленинградской области;

- 153,00 тыс. руб. – субвенция на осуществление первичного воинского учета из областного бюджета Ленинградской области;

- 3,52 тыс. руб. – субвенция на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации.

Указанные в проекте бюджета суммы межбюджетных трансфертов, соответствуют объему межбюджетных трансфертов, предусмотренных Трубникоборскому сп проектом областного закона об областном бюджете Ленинградской области (первое чтение).

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов запланированы в соответствии с проектом бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, внесенным на рассмотрение совета депутатов МО ТР ЛО:

- на 2022 год – в сумме – 1 861,80 тысяч рублей;

- на 2023 год – в сумме – 2 020,80 тысяч рублей;

- на 2024 год – в сумме – 2 191,10 тысяч рублей.

Результаты проверки и анализа формирования расходов бюджета

Общий объем планируемых расходов бюджета поселения на 2022 год по сравнению с показателями расходов бюджета 2021 года в первоначальной редакции снижается на 5,6% и составляет 21 909,16 тыс. рублей.

В процентном отношении наибольшее увеличение предусматривается по разделам «Физическая культура и спорт» (на 38,5%), «Образование» (на 10%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 5,2%).

При анализе структуры расходов установлено, что основными направлениями расходов являются:

  • «Общегосударственные вопросы» – 51,6% (от общего объема расходов);
  • «Национальная экономика» – 24,7%;
  • «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 19,2%.

Структура расходов бюджета Трубникоборского сп на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в части программных и непрограммных расходов приведена в таблице 5:

             

Таблица 5, Тыс. рублей

Наименование

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

ред. от 24.12.2020 №53

ред. от 26.11.2021 №76

проект

проект

проект

сумма

доля, %

сумма

доля,%

сумма

доля, %

сумма

доля, %

сумма

доля,%

Расходы, всего

23 197,63

100

27 150,71

100

21 909,16

100

17 555,42

100

18 038,54

100

Программные расходы

10 474,13

45,2

11 582,05

42,7

9 099,05

41,5

5 030,62

28,7

5 203,92

28,8

Непрограммные расходы

12 723,50

54,8

15 568,66

57,3

12 810,12

58,5

12 085,93

68,8

11 932,68

66,2

Условно-утверждаемые расходы

х

х

х

х

х

х

438,88

2,5

901,93

5,0

                                 

Доля расходов на реализацию муниципальных программ Трубникоборского сельского поселения в 2022 году снижается на 13,1% (по отношению к бюджету на 2021 год в первоначальной редакции) и составляет 9 099,05 тыс. руб. В 2023 году планируется снижение доли программных расходов на 44,7% (относительно 2022 года). В 2024 году отмечается увеличение программных расходов на 6,1% (относительно 2023 года).

При этом, согласно основным задачам бюджетной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области существует необходимость повышения качества муниципальных программ и расширения их использования в бюджетном планировании, дальнейшая реализация принципа формирования бюджетов на основе муниципальных программ повысит обоснованность бюджетных ассигнований н этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.

Анализ расходов на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ

Одним из основных подходов к формированию объема и структуры расходов проекта бюджета поселения на 2022-2024 годы останется сохранение программного принципа их формирования.

Бюджет Трубникоборского сельского поселения на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов сформирован:

на 2022 год – на основе 9 муниципальных программ (на сумму 9 099 тыс. руб.),

на 2023 год - 9 муниципальных программ (на сумму 5 030,62 тыс. руб.), 

на 2024 год - 10 муниципальных программ (на сумму 5 203,92 тыс. руб.).

Расходы на реализацию муниципальных программ на 2022 год планируются в объеме 41,5% расходной части местного бюджета, на 2023 год – 28,7%, на 2024 год – 28,8%.

Одновременно с проектом бюджета представлены паспорта 10-ти муниципальных программ без указания на правовые акты местной администрации об утверждении данных муниципальных программ:

- паспорт муниципальных программ "Развитие физической культуры и спорта на территории Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022-2024 годы";

- паспорт муниципальных программ "Развитие культуры Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022-2024 годы";

- паспорт муниципальных программ "Безопасность  на территории Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022-2024 годы";

- паспорт муниципальных программ "Развитие автомобильных дорог Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022-2024 годы";

- паспорт муниципальных программ "Газификация Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022-2024 годы";

- паспорт муниципальных программ "Благоустройство территории Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022-2024 годы";

- паспорт муниципальных программ "Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022-2024 годы";

- паспорт муниципальных программ " Развитие части территории Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, являющейся административным центром на 2021-2023 годы";

- паспорт муниципальных программ "Борьба с борщевиком Сосновского на территории Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022-2024 годы";

- паспорт муниципальных программ "Развитие частей территории Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022-2024 годы".

Имеется риск нарушения требований части 2 статьи 179 БК РФ, согласно которой объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

По результатам проведенной экспертизы проекта бюджета несоответствия планируемого на 2022-2024 годы объема бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий муниципальных программ объемам требующегося ресурсного обеспечения, указанного в паспортах муниципальных программ, не установлено.

Анализ расходов на непрограммные направления деятельности

В соответствии с проектом решения бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных направлений деятельности предусмотрены по трём направлениям на 2022 год в общей сумме 12 810,12 тысяч рублей, на 2023 год – 12 085,68 тысяч рублей, на 2024 год – 11 932,68 тысяч рублей.

В общем объеме расходов на 2022 год прогнозируемые бюджетные ассигнования на непрограммные направления деятельности составляют 58,5%, на 2023 год – 68,8%, на 2024 год – 66,2%. 

Основная доля в непрограммных расходах на 2022 год планируется на «Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления» - 87,5% (11 204,90 тыс. руб.), на 2023 год – 90,5% (10 932,93 тыс. руб.), на 2024 год – 91,6% (10 932,93 тыс. руб.).

Расходы по данному направлению предусмотрены на обеспечение деятельности аппаратов органов местного самоуправления, в том числе в 2022 году:

- на обеспечение деятельности аппаратов органов местного самоуправления – 9 380,44 тыс. руб.,

- на обеспечение деятельности главы местной администрации  –  1 824,46 тыс. руб.

По направлению деятельности «Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением» расходы на 2022 году составляют 54,50 тыс. руб. (0,4% от непрограммных расходов), на 2023-2024 гг. – 55,00 тыс. руб. (0,5%).

Из приведенного сопоставления следует, что в 2022 году, по отношению к 2021 году (первоначальным назначениям) планируется увеличение непрограммных расходов на руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Объём бюджетных ассигнований на непрограммные направления деятельности проектом решения на 2022 год предусматривается по направлению «Непрограммные расходы органов исполнительной власти муниципального образования Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» - 1 550,71 тысяч рублей или 12,1% общего объёма непрограммных расходов, что меньше бюджетных ассигнований 2021 года на 21,1%.

Непрограммные расходы органов исполнительной власти муниципального образования Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области распределены на 2022 год на следующие мероприятия:

Таблица 6

Наименование мероприятий

Сумма, тыс. руб.

% в общем объёме непрограммных расходов органов исполнительной власти

Всего по КСЦР 9900000000 "Непрограммные расходы органов исполнительной власти муниципального образования Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области"

1 550,72

100,0

в том числе по направлениям:

 

 

Резервные фонды исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

50,00

3,2

Осуществление первичного воинского учёта на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты

153,00

9,9

Мероприятия по землеустройству и землепользованию

400,00

25,8

Мероприятия в области национальной экономики

98,00

6,3

Мероприятие по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда

30,00

1,9

Мероприятие по жилищному хозяйству

130,00

8,4

Доплаты к пенсиям муниципальных служащих

157,25

10,1

Обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов

291,01

18,8

Иные межбюджетные трансферты бюджету района на исполнение части полномочий по решению вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения

241,45

15,6

Непрограммные расходы в 2022 году по отношению к 2021 году (к первоначальной редакции) претерпели незначительные изменения, как в числовом значении, так и в структуре.

Проектом решения (приложение 4) предлагается к утверждению объем бюджетных ассигнований в сумме 241,452 тыс. руб. в рамках непрограммных расходов на 2022 год по целевой статье расходов 9990160670 «Иные межбюджетные трансферты бюджету района из бюджетов поселений на передачу части полномочий по решению вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения» коду вида расходов 540 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», что является нарушением Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного Приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н, в соответствии с которым код вида расходов 540 имеет наименование «Иные межбюджетные трансферты».

Результаты проверки и анализа планирования бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности органов местного самоуправления

Проектом решения предлагаются к утверждению расходы на обеспечение деятельности исполнительного органа местного самоуправления:

на 2022 год - в сумме 9 290,67 тыс. руб.;

на 2023 год и 2024 год - в суммах по 9 023,69 тыс. руб. ежегодно.

Проектом решения предлагается утвердить расходы на обеспечение деятельности Совета депутатов:

на 2022 год - в сумме 1 824,46 тыс. руб.;

на 2023 год и 2024 год - в суммах по 1 819,46 тыс. руб. ежегодно. Причины снижения в материалах к проекту бюджета не проанализированы.

В соответствии с пунктом 18.2 статьи 18 Положения о бюджетном процессе проектом решения предлагается утвердить размер индексации ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, должностных окладов и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин муниципальных служащих, должностных окладов работников органов местного самоуправления, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, с 1 сентября 2021 года в 1,04 раза, что соответствует размеру индексации, предлагаемому проектом решения о бюджете Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

При этом согласно пояснительной записке к проекту решения заработная плата работников местного самоуправления предусмотрена на 2022 год «без учета коэффициента увеличения (индексации) размеров должностных окладов муниципальных служащих, главы администрации и работников органов местного самоуправления Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, установленных Порядком формирования фонда оплаты труда муниципальных служащих и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы органов местного самоуправления Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области.».

Сведения о потребности дополнительных средств для увеличения фонда оплаты труда в связи с индексацией с 1 сентября 2022 года в 1,04 раза в материалах к проекту бюджета не приведены.

Согласно пояснительной записке, при определении объема ассигнований на обеспечение деятельности администрации Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области учтены нормативные затраты на обеспечение функций администрации, правила определения которых утверждены постановлением администрации Трубникоборского сельского поселения от 05.10.2016 №163, а также применяются Правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемых администрацией Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, однако расчётами не обоснованы.

Результаты проверки и анализа планирования бюджетных ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов

В 2022 году предусматривается направить бюджету муниципального образования Тосненский район Ленинградской области межбюджетные трансферты в сумме 559,023 тыс. рублей в целях финансового обеспечения передаваемых органами местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения:

- на осуществление отдельных полномочий по исполнению бюджета поселения (код ЦСР 9130160600) - в сумме 188,400 тыс. руб.;

- на осуществление полномочий в сфере архивного дела (код ЦСР 9130160650) - в сумме 39,399 тыс. руб.;

- на исполнение полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (код ЦСР 9130160640) - в сумме 89,772 тыс. руб.;

- на передачу части полномочий по решению вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения (код ЦСР 9990160670) – 241,452 тыс. руб.

Приложениями 3 и 9 к проекту решения предлагается утвердить порядки предоставления бюджету муниципального образования Тосненский район Ленинградской области иных межбюджетных трансфертов на исполнение части полномочий и на осуществление внешнего финансового контроля в 2022 году.

Отдельно в составе документов к проекту решения о бюджете представлена Методика и расчеты распределения межбюджетных трансфертов на передачу полномочий от администрации Трубникоборского сельского поселения в 2022 году:

- по формированию архивных фондов;

- по исполнению бюджета поселения;

- по осуществлению финансового контроля.

Следует иметь в виду, что согласно требованиям статьи 142.5 Бюджетного кодекса РФ в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа городского, сельского поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов городских, сельских поселений на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями. Сведения о заключении соглашений в материалах отсутствуют.

Результаты проверки и анализа формирования муниципального дорожного фонда

Согласно проекту бюджета, объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Трубникоборского сельского поселения составляет:

- на 2022 год – 1 931,63 тыс. рублей,

- на 2023 год – 1 930,62 тыс. рублей,

- на 2024 год – 1 949,92 тыс. рублей.

Планируемый объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда соответствует объему прогнозируемых поступлений акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащих зачислению в местный бюджет (в 2022 году – 1 931,63 тыс. рублей, в 2023 году – 1 930,62 тысяч рублей, в 2024 году – 1 949,92 тысяч рублей).

В составе проекта решения о бюджете приложением 10 предлагается утвердить распределение бюджетных ассигнований средств дорожного фонда Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, согласно которому использование средств планируется на мероприятия по содержанию автомобильных дорог (КЦСР 1010110100) и мероприятия по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения (КЦСР 1010110110).

Согласно Распределению бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов, а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджета на 2022 год (Приложение 7 к проекту решения) и на 2023- 2024 годы (Приложение 8 к проекту решения) указанные средства запланированы в рамках финансового обеспечения реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие автомобильных дорог Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022-2024 годы» в полном объеме.

Согласно паспорту муниципальной программы «Развитие автомобильных дорог Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022-2024 годы» на мероприятия по содержанию автомобильных дорог направляются средства по 500,00 тыс. руб. ежегодно, на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2022 год – 1 431,63 тыс. руб., на 2023 год – 1 430,62 тыс. руб., на 2024 год – 1 449,92 тыс. руб.

При этом общие расходы по разделу/подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» запланированы:

- на 2022 год – 4 673,12 тыс. рублей,

- на 2023 год – 1 930,62 тыс. рублей,

- на 2024 год – 1 949,92 тыс. рублей.

Частями 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) предусмотрено, что формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

Контрольно-счетная палата отмечает, что в пояснительной записке к проекту решения среди муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется планирование бюджетных ассигнований, муниципальные правовые акты, утверждающие нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, не приведены.

Формирование расходов местного бюджета на содержание, капитальный ремонт и ремонт дорог местного значения по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» в сумме 4 673,12 тыс. руб. (на 2022 год), в сумме 1 930,62 тыс. руб. (на 2023 год) и в сумме 1 949,92 тыс. руб. (на 2024 год), в нарушение требований частей 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и нормативами финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов, не обосновано.

Муниципальный долг и расходы на его обслуживание

Верхний предел муниципального внутреннего долга в проекте бюджета поселения, предлагается установить в следующих размерах:

- на 01 января 2023 года в сумме 0,00 тыс. рублей;

- на 01 января 2024 года в сумме 0,00 тыс. рублей;

- на 01 января 2025 года в сумме 0,00 тыс. рублей.

Предельный объем муниципального долга в проекте бюджета поселения устанавливается в следующих размерах:

- в 2022 году – в размере 0,00 тыс. рублей;

- в 2023 году – в размере 0,00 тыс. рублей;

- в 2024 году – в размере 0,00 тыс. рублей.

Нарушений статьи 107 Бюджетного кодекса РФ не установлено.

По результатам экспертизы в адрес совета депутатов муниципального образования и главы администрации направлено заключение, содержащее предложения контрольно-счетного органа.