Заключение по результатам экспертизы проекта бюджета Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (16.12.2021)
Анализ соответствия проекта решения, документов и материалов, представленных одновременно с ним, Бюджетному кодексу Российской Федерации, иным актам законодательства Российской Федерации и муниципальным правовым актам
В проекте решения учтены новации бюджетного законодательства Российской Федерации, принятые в 2021 году. Согласно пункту 3.2 статьи 160.1 и пункту 4 статьи 160.2. Бюджетного кодекса РФ (в ред. от 01.07.2021) с 2022 года перечни главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета утверждаются местной администрацией в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, и не включаются в решение о бюджете.
При этом информация об утверждении администрацией поселения перечней главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов в составе документов к проекту бюджета не представлена.
Прогноз социально-экономического развития Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на период 2022-2024 годов одобрен постановлением администрации поселения от 12.11.2021 № 624 и представлен одновременно с проектом решения, что соответствует требованиям статьи 173 БК РФ.
В соответствии со статьей 184.2 БК РФ, в случае утверждения решением о бюджете распределения бюджетных ассигнований по муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности к проекту о бюджете представляются паспорта муниципальных программ (проекты изменений в указанные паспорта), содержащие информацию о целях, задачах, ожидаемых результатах, сроках реализации, объемах бюджетных ассигнований реализации муниципальной программы.
Согласно пункту 18.2 статьи 18 Положения о бюджетном процессе объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете Любанского городского поселения по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета Любанского городского поселения, в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом администрации Любанского городского поселения.
Отмечается риск нарушения пункта 2 статьи 179 БК РФ, пункта 18.2 статьи 18 Положения о бюджетном процессе.
Согласно п. 20.3. статьи 20 Положения о бюджетном процессе одновременно с проектом решения о бюджете в совет депутатов представляются документы и материалы, в том числе информация о бюджетных инвестициях в объекты капитального строительства муниципальной собственности и на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность Любанского городского поселения за счет средств бюджета Любанского городского поселения по форме, установленной администрацией Любанского городского поселения.
В составе материалов к проекту решения представлено постановление администрации Любанского городского поселения от 11.11.2021 № 622 «О внесении изменений в приложение постановления от 05.06.2015 № 191 «О бюджетных инвестициях в объекты капитального строительства муниципальной собственности и на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность муниципального образования Любанское городское поселение Тосненского района Ленинградской области» (далее – постановление администрации поселения № 622).
Представленная оценка ожидаемого исполнения бюджета Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области за 2021 год представлена общими итогами исполнения бюджета по доходам и расходам (без данных по разделам и подразделам, целевым статьям классификации расходов бюджетов РФ), что снижает ее информативность.
Документы и материалы, представленные одновременно с проектом бюджета, в основном соответствуют требованиям статьи 184.2 Бюджетного кодекса РФ и статьи 20 Положения о бюджетном процессе.
На исполнение публичных нормативных обязательств проектом решения предлагается утвердить бюджетные ассигнования (п.17):
- в 2022 году - в сумме 50,00 тыс. рублей;
- в 2023 году - в сумме 50,00 тыс. рублей;
- в 2024 году - в сумме 50,0 тыс. рублей.
Объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств согласно Распределению бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям (Приложение №3 к проекту решения) и Ведомственной структуре расходов бюджета Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 и плановый период 2023-2024 годов (Приложение №4 к проекту решения) по коду вида расходов 330 «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера» целевая статья расходов 9990103110 «Ежегодные денежные выплаты и компенсационные выплаты лицам, удостоенным звания «Почетный гражданин Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» составляет 50,0 тыс. - на 2022 год; 50,0 тыс. руб. - на 2023 год; 50,0 тыс. руб. - на 2024 год.
Предлагаемая пунктом 11 проекта бюджета расчетная величина для расчета должностных окладов работников муниципальных учреждений за календарный месяц с 01 января 2021 года в размере 10 340,0 рублей, с 01 сентября 2021 года – 10 755,0 рублей соответствует расчетной величине, предлагаемой проектом областного закона «О бюджете Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».
Пунктом 10 проекта решения предлагается установить дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов без внесения изменений в решение о бюджете, что допускается в соответствии с пунктом 8 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ и пунктом 25.2 статьи 25 Положения о бюджетном процессе и может рассматриваться с точки зрения целесообразности.
При этом в абзаце 8 пункта 10 проекта решения не указано комитетом финансов администрации какого муниципального образования могут вноситься изменений в порядок применения бюджетной классификации в части отражения расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Требуется корректировка.
Анализ основных характеристики бюджета и структурных особенностей проекта решения
В соответствии с требованиями статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации проектом решения о бюджете предлагаются к утверждению следующие основные характеристики:
Таблица 1, Тыс. рублей
Основные характеристики |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Доходы, всего |
74 824,21 |
69 811,37 |
79 240,67 |
Расходы, всего |
80 382,29 |
75 148,46 |
84 530,11 |
в том числе условно утверждаемые расходы |
х |
1 960,00 |
4 420,00 |
Дефицит |
5 558,08 |
5 337,09 |
5 289,44 |
Принцип сбалансированности бюджета обеспечен: объем предусмотренных бюджетом расходов соответствует суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджета.
Сопоставление основных характеристик и показателей бюджета Любанского городского поселения на 2021 год и на очередной трехлетний бюджетный цикл представлен в таблице 2:
Таблица 2, Тыс. рублей
Показатели |
Исполнено за 2020 год |
2021 год |
2022 год (проект) |
2023 год |
2024 год |
||||
(в ред. от 24.12.2020 №70) |
(в ред. от 21.07.2021 №113) |
сумма |
% 2022 к 2021 (в ред. от 24.12.2020 №70) |
проект |
% 2023 к 2022 |
проект |
% 2024 к 2023 |
||
1. ДОХОДЫ (всего), в том числе: |
122 339,51 |
99 025,19 |
107 310,27 |
74 824,21 |
75,56 |
69 811,37 |
93,30 |
79 240,67 |
113,51 |
налоговые и неналоговые доходы |
55 143,14 |
60 666,89 |
59 666,89 |
55 662,19 |
91,75 |
53 693,35 |
96,46 |
55 520,85 |
103,40 |
безвозмездные доходы |
67 196,37 |
38 358,30 |
47 643,38 |
19 162,02 |
49,96 |
16 118,02 |
84,11 |
23 719,82 |
147,16 |
2. РАСХОДЫ (всего) |
135 936,93 |
102 639,41 |
116 240,21 |
80 382,29 |
78,32 |
75 148,46 |
93,49 |
84 530,11 |
112,48 |
расходы без условно утверждаемых |
х |
х |
х |
х |
х |
73 188,46 |
х |
80 110,11 |
х |
в том числе условно утверждаемые расходы |
х |
х |
х |
х |
х |
1 960,00 |
х |
4 420,00 |
х |
% условно утверждаемых расходов |
х |
х |
х |
х |
х |
2,71% |
х |
6,13% |
х |
3. ДЕФИЦИТ |
13 597,42 |
3 614,22 |
8 929,94 |
5 558,08 |
х |
5 337,09 |
х |
5 289,44 |
х |
% дефицита к собственным доходам |
24,66% |
5,96% |
14,97% |
9,99% |
х |
9,94% |
х |
9,53% |
х |
Условно утверждаемые расходы бюджета Любанского городского поселения в плановом периоде предусматриваются проектом решения на 2023 год в сумме 1 960,00 тыс. рублей или 2,7% общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), на 2024 год – 4 420,0 тыс. рублей или 6,1%, что соответствует требованиям пункта 3 статьи 184.1 БК РФ (не менее 2,5% на первый плановый и не менее 5% на второй плановый период).
Дефицит бюджета на 2022 год прогнозируется в сумме 5 558,08 тыс. рублей с последующим его уменьшением в плановом периоде: в 2022 году - до 5 337,09 тыс. рублей, в 2023 году – до 5 289,44 тыс. рублей, что согласуется с положениями статьи 33 БК РФ, согласно которой при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Размер дефицита бюджета к общему годовому объему доходов бюджета района без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений не превышает предельные значения, установленные пунктом 3 статьи 92.1 БК РФ. Нарушений бюджетного законодательства в части размера дефицита бюджета не установлено.
Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Любанского городского поселения на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов сформированы в объемах, соответствующих объемам дефицита.
Пунктом 24 проекта решения в соответствии со статьей 96 БК РФ, предлагается установить, что остатки средств бюджета Любанского городского поселения на начало текущего финансового года могут направляться на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета муниципального образования в текущем финансовом году, в объеме, не превышающем четыре процента общего объема расходов бюджета Любанского городского поселения текущего финансового года (3 215,29 тысяч рублей при общем объёме расходов на 2022 год 80 382,29 тыс. рублей).
Результаты проверки и анализа формирования доходов бюджета
Согласно пояснительной записке к проекту решения о бюджете поселения, прогноз собственных доходов бюджета Любанского городского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов рассчитан исходя из основных показателей социально-экономического развития Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, ожидаемого поступления налоговых и неналоговых доходов в 2021 году и безвозмездных поступлений. В расчетах учтены положения БК РФ, а также принятые изменения налогового законодательства РФ, областные законы Ленинградской области.
Прогноз поступления доходов бюджета Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области:
- на 2022 год – 74 824,21 тыс. руб.,
- на 2023 год – 69 811,37 тыс. руб.,
- на 2024 год – 79 240,67 тыс. руб.
Доходная часть бюджета Любанского гп сформирована на 2022 год в сумме 74 824,21 тыс. рублей с уменьшением к бюджетным назначениям 2021 года в первоначальной редакции на 24 200,97 тыс. рублей (на 24,4%). По отношению к уточненным назначениям и к оценке 2021 года доходы уменьшаться на 32 486,06 тыс. рублей (на 30,3%) и на 26 321,67 тыс. рублей (на 26%) соответственно.
Значительную часть доходной части бюджета поселения составляют собственные доходы (налоговые и неналоговые). Их доля в общем объеме доходов на 2022 год составляет 74,4%, что свидетельствует о большой самостоятельности в решении вопросов местного значения, но, в тоже время, требует большей ответственности при определении направления использования бюджетных средств, а также контроля их расходования.
Анализ предлагаемой проектом бюджета доходной части бюджета на 2022 год и плановый период 2023 – 2024 годов представлен в таблице 3:
Таблица 3, Тыс. рублей
Наименование доходов |
Первонач. Бюджет на 2021 год (от 24.12.2020 №70) |
Уточненный бюджет на 2021 год в ред. от 21.07.2021 №113 |
2021 год (оценка) |
2022 год (прогноз) |
2023 год (прогноз) |
2024 год (прогноз) |
||||||
сумма, |
доля |
сумма, |
доля |
сумма, |
доля |
сумма, |
доля |
сумма, |
доля |
сумма, |
доля |
|
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
Собственные доходы |
60 666,89 |
61,3 |
59 666,89 |
55,6 |
53 502,50 |
52,9 |
55 662,19 |
74,4 |
53 693,35 |
76,9 |
55 520,85 |
70,1 |
Налоговые доходы |
45 699,29 |
46,2 |
44 699,29 |
41,7 |
38 828,93 |
38,4 |
39 445,02 |
52,7 |
40 398,76 |
57,9 |
41 386,48 |
52,2 |
Неналоговые доходы |
14 967,60 |
15,1 |
14 967,60 |
13,9 |
14 673,58 |
14,5 |
16 217,17 |
21,7 |
13 294,59 |
19,0 |
14 134,37 |
17,8 |
Безвозмездные поступления |
38 358,30 |
38,7 |
47 643,38 |
44,4 |
47 643,38 |
47,1 |
19 162,02 |
25,6 |
16 118,02 |
23,1 |
23 719,82 |
29,9 |
Всего доходов |
99 025,19 |
100 |
107 310,27 |
100 |
101 145,88 |
100 |
74 824,21 |
100 |
69 811,37 |
100 |
79 240,67 |
100 |
Анализ показателей налоговых доходов бюджета
Налоговые доходы на 2022 год, в сравнении с оценкой 2021 года, уменьшаются на 6 254,26 тыс. рублей или на 13,7 % и прогнозируются в сумме 39 445,02 тыс. рублей. Объем прогнозируемых на 2023-2024 годы назначений – 40 398,76 тыс. рублей и 41 386,48 тыс. рублей, соответственно.
Основными доходными источниками бюджета поселения на 2022 год в структуре налоговых доходов продолжают являться земельный налог (49,5%) и налог на доходы физических лиц (34,7%).
- Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) зачисляется в бюджет Любанского городского поселения в размере 13%.
В соответствии с рассматриваемым проектом решения поступление налога на доходы физических лиц в бюджет Любанского городского поселения в 2022 году планируется в сумме 13 673,92 тыс. рублей, т.е. с уменьшением на 31,4% относительно 2021 года (первоначальной редакции).
На плановый период 2023 и 2024 года планируемые поступления НДФЛ составляют 14 220,88 тыс. рублей (увеличение на 4% к предыдущему году) и 14 789,71 тыс. рублей (на 4% к предыдущему году) соответственно.
Согласно пояснительной записке, планируемые поступления НДФЛ в 2022-2024 годах рассчитаны исходя из ожидаемого поступления налога в 2021 году и темпа роста фонда заработной платы в размере 1,04.
- Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации запланированы на 2022 год в сумме 5 190,0 тыс. рублей, т.е. с увеличением на 15,3% относительно 2021 года (первоначальной редакции).
На плановый период поступления составляют:
на 2023 год – 5 397,60 тыс. рублей (увеличение на 4,0% к 2022 году),
на 2024 год – 5 613,50 тыс. рублей (увеличение на 4,0% к 2023 году).
Информация по формированию данного доходного источника поселения в пояснительной записке отсутствует.
Согласно проекту областного закона Ленинградской области о бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 годы, дифференцированный норматив отчисления от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в бюджет Любанского городского поселения (в соответствии со ст. 58 БК РФ установлен субъектом Российской Федерации исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности муниципального образования) составит 0,08233% ежегодно (в 2021 году – 0,07959%).
- Поступление единого сельскохозяйственного налога планируется на 2022 год в сумме 193,80 тыс. рублей. Согласно пояснительной записке к проекту решения, расчет произведен исходя из ожидаемого поступления налога в 2021 году и информации по прогнозу поступления налога, поступившей из ИФНС.
На плановый период поступления составят: на 2023 год – 197,68 тыс. рублей (102,0% к 2022 году), на 2024 год – 218,92 тыс. рублей (103,0% к 2023 году).
- Проектом решения планируется в 2022 – 2024 годы году поступление налога на имущество физических лиц в сумме 870,10 тыс. рублей, что на 22,44 тыс. руб. больше плановых сумм налога, утвержденного в бюджете поселения на 2021 год (в ред. от 21.07.2021).
Информация по формированию данного доходного источника поселения в пояснительной записке отсутствует.
- Земельный налог на 2022 год прогнозируется в сумме 19 510,00 тыс. рублей (уменьшение на 3,5% относительно 2021 года). Поступления на плановый период 2023 - 2024 годов прогнозируются в суммах 19 705,10 тыс. рублей и 19 902,15 тыс. рублей соответственно (ежегодное увеличение в 2023 и 2024 годах - на 1,0%).
К проекту бюджета представлена оценка потерь бюджета Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от предоставления налоговых льгот в 2022 году в соответствии с решением совета депутатов Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 18.10.2005 № 8 «Об установлении земельного налога на территории Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» (с учетом изменений и дополнений). Потери бюджета поселения от предоставления льгот по земельному налогу оценены в размере 1 378,0 тыс. руб. (в 2021 году - 1856,0 тыс. рублей), что составляет 7% прогнозируемых поступлений налога в очередном финансовом году.
- Прогнозируемый объем поступлений государственной пошлины на 2022 год – 7,20 тыс. рублей, что выше уровня показателей бюджета 2021 года на 2,9%. В течение планового периода 2023-2024 годов планируется увеличение показателей данного доходного источника по сравнению с 2022 годом на 2,8%.
Анализ показателей неналоговых доходов бюджета
Неналоговые доходы поселения составляют 29,1% поступлений в собственных доходах в 2022 году в сумме 16 217,17 тысяч рублей, в 2023 году – в сумме 13 294,59 тысяч рублей (24,8%), в 2023 году – в сумме 14 134,37 тысяч рублей (25,5%).
Прогнозируемые на 2022 год доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, составляют 5 176,43 тыс. руб. (31,9% от неналоговых доходов). При этом отмечается увеличение на 678,83 тыс. руб. (на 15,1%) по отношению к бюджету 2021 года (ред. от 24.12.2020 № 70). Прогнозируемая сумма обоснована расчетами на основании заключенных договоров по аренде муниципального имущества и по аренде земельных участков, расчет произведен исходя из ожидаемой суммы поступлений в 2021 году.
Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства на 2022 год составляют 587,60 тыс. руб. (3,6% неналоговых доходов), на 2023 – 611,10 тыс. руб., на 2024 – 635,55 тыс. руб. При это отмечается уменьшение прогнозируемой суммы дохода бюджета на 2022 год на 12,40 тыс. руб. (на 2,1%) по отношению к бюджету 2021 года (ред. от 24.12.2020 № 70).
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов на 2022 год прогнозируются в сумме 10 453,14 тыс. руб. (64,5% от неналоговых доходов), на 2023 год – 7 300,00 тыс. руб., на 2024 год – 7 900,00 тыс. руб.
Данную группу доходов составляют:
- доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности поселений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) в части реализации основных средств по указанному имуществу, которые запланированы на 2022 год в сумме 567,19 тыс. руб., на 2023 – 0,00 тыс. руб., на 2024 – 0,00 тыс. руб.;
- доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, которые запланированы на 2022 год в сумме 6 632,81 тыс. руб., на 2023 – 7 300,00 тыс. руб., на 2024 – 7 900,00 тыс. руб.;
- доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности городских поселений (за исключением земельных участков муниципальных бюджетных и автономных учреждений), которые запланированы на 2022 год в сумме 3 253,14 тыс. руб., на 2023 –0,00 тыс. руб., на 2024 –0,00 тыс. руб.;
Согласно пояснительной записке, ожидаемые поступления по данному виду доходов рассчитаны на основании проекта решения совета депутатов Любанского городского поселения «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022-2024 гг.».
Следует отметить, что в Контрольно-счетную палату 07.12.2021 поступил доработанный проект данного решения для проведения повторной экспертизы.
Потенциальными резервами увеличения доходов бюджета остаются принятие действенных мер, способствующих погашению задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет, сокращение неэффективных льгот и освобождений.
Вопросы повышения качества планирования и эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов сохраняют свою актуальность, поскольку от обеспечения должного уровня администрирования, требуемого в соответствии со ст. 160.1 БК РФ, зависит не только полнота и своевременность наполняемости бюджета, но и состояние основных источников финансирования субъектов бюджетного процесса.
По итогам проведенного анализа отмечается недостаточная информативность (отсутствие расчетов) при обосновании сумм налоговых и неналоговых доходов в представленных материалах к проекту бюджета, что ставит под сомнение реалистичность расчета прогнозируемых доходов, предусмотренную принципом достоверности бюджета в статьях 28 и 37 БК РФ, и указывает на риски необеспеченности бюджета доходами, достаточными для исполнения принятых расходных обязательств муниципального образования.
Анализ безвозмездных поступлений
Безвозмездные поступления в 2022 году планируются в сумме 19 162,02 тыс. рублей. Объем прогнозируемых на 2023-2024 годы назначений – 16 118,02 тыс. рублей и 23 719,82 тыс. рублей, соответственно.
Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов бюджета поселения планируется:
- на 2022 год – 25,6%,
- на 2023 год – 21,7%,
- на 2024 год – 29,9%.
Данные о безвозмездных поступлениях на 2022 год представлены в Таблице 4.
Таблица 4, Тыс. рублей
Безвозмездные поступления |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
сумма |
Доля (%) |
сумма |
Доля (%) |
сумма |
Доля (%) |
|
Всего |
19 162,02 |
100,00 |
16 118,02 |
100,00 |
23 719,82 |
100,00 |
Дотации |
14 555,80 |
75,96 |
15 168,20 |
94,11 |
15 705,10 |
66,21 |
Субсидии |
4 008,00 |
20,92 |
351,60 |
2,18 |
8 011,20 |
33,77 |
Субвенции |
598,22 |
3,12 |
598,22 |
3,71 |
3,52 |
0,01 |
Большая доля безвозмездных поступлений на 2022 год приходится на дотации – 76%, в сумме 14 555,80 тыс. рублей, также, как и в 2023-2024 годы – 94,1% и 66,2% соответственно, одним из основных условий предоставления которых является соблюдение соответствующими органами местного самоуправления поселения бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 4 проекта решения о бюджете, межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы РФ, предусмотрены:
- на 2022 год в общей сумме 19 162,02 тыс. руб.,
- на 2023 год – 16 118,02 тыс. руб.,
- на 2024 год – 23 719,82 тыс. руб.
Общий объем безвозмездных поступлений на 2022 год составляет 19 162,02 тыс. руб., из них:
- 14 555,80 тыс. руб. – дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области;
- 2 500,00 тыс. руб. – субсидия на реализацию областного закона от 28.12.2018 №147-оз «О старостах сельских населенных пунктов Ленинградской области и содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на частях территорий муниципальных образований Ленинградской области»;
- 1 054,90 тыс. руб. – субсидия на реализацию областного закона от 15 января 2018 года №3-оз «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления и иных формах на территориях административных центров муниципальных образований Ленинградской области»;
- 453,10 тыс. руб. – субсидия на реализацию на реализацию комплекса мероприятий по борьбе с борщевиком Сосновского;
- 594,70 тыс. руб. – субвенция на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты;
- 3,52 тыс. руб. – субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий Ленинградской области в сфере административных правоотношений.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов запланированы в соответствии с проектом бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, внесенным на рассмотрение совета депутатов МО ТР ЛО:
- на 2022 год – в сумме – 14 555,8 тысяч рублей;
- на 2023 год – в сумме – 15 168,2 тысяч рублей;
- на 2024 год – в сумме – 15 705,1 тысяч рублей.
Указанные в проекте бюджета суммы межбюджетных трансфертов, соответствуют объему межбюджетных трансфертов, предусмотренных Любанскому городского поселения проектом областного закона об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и плановый период (первое чтение), иными правовыми актами Ленинградской области, а также проектом бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, внесенным на рассмотрение совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.
Следует отметить, что бюджетные ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий РФ по первичному воинскому учету органами местного самоуправления Любанского городского поселения на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов подлежат приведению в соответствие с областным законом Ленинградской области «Об областном бюджете Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».
Результаты проверки и анализа формирования расходов проекта бюджета
Согласно пояснительной записке, проект бюджета сформирован в соответствии с муниципальными программами Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области.
В 2022 году соотношение программных и непрограммных расходов составит 51,9% и 48,1%, против 35,3% и 64,7% в 2021 году (в 2023 году 47,0% и 50,4%, в 2024 году 51,5% и 43,3%).
При формировании объемов и структуры расходов бюджета Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области в 2022-2024 годы учитывались следующие решения:
- безусловное исполнение действующих расходных обязательств;
- реализация указов Президента РФ;
- включение в адресную инвестиционную программу на 2022 год в первоочередном порядке объектов, подлежащих завершению в 2022 году.
Общий объем расходов бюджета Любанского городского поселения на 2022 год в сравнении с утвержденными показателями бюджета на 2021 год (решение о бюджете от 24.12.2020) снижается на 21,7% (22 257,11 тысяч рублей) и составляет 80 382,29 тысяч рублей. Расходы бюджета поселения на 2023 и 2024 годы (в соответствии с текстовой частью проекта решения) запланированы в объеме 75 148,46 тысяч рублей и 84 530,11 тысяч рублей соответственно (в том числе, условно утверждаемые расходы) (Таблица 5).
Таблица 5, Тыс. рублей
Наименование |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||||
ред. от 24.12.2020 №70 |
ред. от 21.07.2021 №113 |
проект |
проект |
проект |
||||||
сумма |
доля, % |
сумма |
доля,% |
сумма |
доля, % |
сумма |
доля, % |
сумма |
доля,% |
|
Расходы, всего |
102 639,41 |
100 |
116 240,21 |
100 |
80 382,29 |
100 |
75 148,46 |
100 |
84 530,11 |
100 |
Программные расходы |
36 254,34 |
35,3 |
45 688,16 |
39,3 |
41 703,61 |
51,9 |
35 302,68 |
47,0 |
43 509,86 |
51,5 |
Непрограммные расходы |
66 385,07 |
64,7 |
70 552,05 |
60,7 |
38 678,68 |
48,1 |
37 885,77 |
50,4 |
36 600,24 |
43,3 |
Условно-утверждаемые расходы |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
1 960,00 |
2,6 |
4 420,00 |
5,2 |
При анализе структуры расходов установлено, что основными направлениями расходов являются:
- жилищно-коммунальное хозяйство (49,8% от общих расходов),
- общегосударственные вопросы (26,6%),
- национальная экономика (12,7%).
Одним из основных подходов к формированию объема и структуры расходов проекта бюджета поселения на 2022-2024 годы останется сохранение программного принципа их формирования.
В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 20.3 статьи 20 Положения о бюджетном процессе, в случае утверждения решением о бюджете распределения бюджетных ассигнований по муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности к проекту о бюджете представляются паспорта муниципальных программ (проекты изменений в указанные паспорта).
Бюджет Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов сформирован:
на 2022 год – на основе 10 муниципальных программ (на сумму 41 703,61 тыс. рублей),
на 2023 год – 10 муниципальных программ (на сумму 35 302,68 тыс. рублей),
на 2024 год – 11 муниципальных программ (на сумму 43 509,86 тыс. рублей).
Одновременно с проектом бюджета представлены:
- Паспорт муниципальной программы «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики на территории Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» на 2022-2024 годы, утвержденный местной администрацией (в редакции постановления от 12.11.2021 № 632).
- Паспорта (проекты паспортов) без указания на правовой акт администрации поселения об утверждении следующих муниципальных программ:
- паспорт муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Любанском городском поселении Тосненского района Ленинградской области» на 2019-2024 годы;
- паспорт муниципальной программы «Развитие части территорий Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» на 2020-2024 годы;
- паспорт муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Любанского городского поселения Тосненского района ленинградской области» на 2019-2022 годы;
- паспорт муниципальной программы «Развитие культуры и молодежной политики Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» на 2019-2024 годы;
- паспорт муниципальной программы «Безопасность на территории Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» на 2020-2024 годы;
- паспорт муниципальной программы «Развитие автомобильных дорог Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» на 2020-2024 годы;
- паспорт муниципальной программы «Благоустройство территории Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» на 2020-2024 годы;
- паспорт муниципальной программы «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградкой области» на 2020-2024 годы;
- паспорт муниципальной программы «Борьба с борщевиком Сосновского на территории Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» на 2020-2024 годы;
- паспорт муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2020-2024 годы».
Согласно пункту 18.2 статьи 18 Положения о бюджетном процессе объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете Любанского городского поселения по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета Любанского городского поселения, в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом администрации Любанского городского поселения.
Отмечается риск нарушения пункта 2 статьи 179 БК РФ, пункта 18.2 статьи 18 Положения о бюджетном процессе.
В соответствии с проектом решения на 2022 год бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных направлений деятельности предусмотрены по 3 направлениям в сумме 38 678,68 тыс. рублей (48,1% общего объема расходов бюджета), что на 27 706,39 тыс. рублей (на 41,7%) меньше показателей утвержденных (первоначальных) бюджетных ассигнований на 2021 год.
Бюджетные ассигнования на 2023 год предусмотрены в сумме 37 885,77 тыс. рублей (50,4% общего объема расходов бюджета), что на 2% меньше предыдущего года; на 2024 год – 36 600,24 тыс. рублей (43,3% общего объема расходов бюджета), что на 3,4% меньше в сравнении с предыдущим годом.
На 2022 год проектом бюджета предусматриваются бюджетные ассигнования на «Обеспечение деятельности органов местного самоуправления Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» 19 983,44 тыс. рублей или 51,7% общего объема непрограммных направлений деятельности). Расходы по данному направлению предусмотрены двум главным распорядителям бюджетных средств: администрации Любанского городского поселения и совету депутатов Любанского городского поселения на обеспечение их деятельности и осуществление отдельных переданных полномочий.
По направлению деятельности «Непрограммные расходы органов исполнительной власти муниципального образования Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» бюджетные ассигнования, предусмотренные в сумме 17 607,79 тыс. рублей (45,5% общего объема непрограммных направлений деятельности).
На непрограммные направления деятельности по направлению «Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением» проектом решения на 2022 год предусматриваются бюджетные ассигнования в сумме 1 087,45 тыс. рублей или 2,8% общего объема непрограммных расходов, увеличение по отношению к 2021 году на 36,9%.
Результаты проверки и анализа планирования бюджетных ассигнований на обеспечение функций органов местного самоуправления
В соответствии с пунктом 20.2 статьи 20 Положения о бюджетном процессе, проектом решения предлагается утвердить размер индексации ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, должностных окладов, а также ежемесячных надбавок в соответствии с присвоенным муниципальному служащему классным чином, должностных окладов работников органов местного самоуправления, занимающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, с 1 сентября 2022 года в 1,04 раза, что соответствует размеру индексации, предлагаемому проектом решения о бюджете Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Согласно п. 13 проекта решения, прогнозируемые расходы на обеспечение деятельности совета депутатов Любанского городского поселения составляют:
- на 2022 год в сумме 1 622,896 тыс. руб.;
- на 2023 год в сумме 1687,814 тыс. руб.;
- на 2024 год в сумме 1 755,356 тыс. руб.
Согласно п. 14 проекта решения, прогнозируемые расходы на обеспечение деятельности исполнительных органов местного самоуправления составляют:
- на 2022 год в сумме 18 050,838 тысяч рублей;
- на 2023 год в сумме 18 415,054 тысяч рублей;
- на 2024 год в сумме 18 906,488 тысяч рублей.
Результаты проверки бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов
В соответствии с требованиями пунктом 3 статьи 184.1 БК РФ проектом решения (пункт 15) о бюджете предлагается к утверждению объем иных межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Любанского городского поселения, на 2022 год в общей сумме 1 133,396 тыс. руб. Ленинградской области (Приложение 6 к проекту решения), в том числе:
- иные межбюджетные трансферты на осуществление полномочий по формированию архивных фондов - в сумме 68,758 тыс. руб.;
- иные межбюджетные трансферты на осуществление отдельных полномочий по исполнению бюджета поселения - в сумме 447,30 тыс. руб.;
- иные межбюджетные трансферты на исполнение полномочий на осуществление полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю - в сумме 309,710 тыс. руб.;
- иные межбюджетные трансферты бюджету района из бюджетов поселений на осуществление части полномочий по организации транспортного обслуживания населения Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области – в сумме 57,20 тыс. руб.;
- иные межбюджетные трансферты бюджету района из бюджетов поселений на осуществление части полномочий по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения – в сумме 250,428 тыс. руб.
Согласно требованиям ст. 142.5 БК РФ, иные межбюджетные трансферты из бюджетов городских, сельских поселений бюджетам муниципальных районов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа городского, сельского поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ.
Проектом решения (п.16) предлагается утвердить порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов в случае заключения соглашений о передаче полномочий муниципальному образованию Тосненский район Ленинградской области на исполнение части полномочий Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (Приложение 8 к проекту решения).
Следует отметить, что пунктом 9 предлагаемого порядка, а также в представленном с проектом бюджета расчете межбюджетного трансферта не предусмотрены передачи таких полномочий, как организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения и организация транспортного обслуживания населения Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области. Требуется корректировка.
Муниципальный долг и расходы на его обслуживание
Верхний предел муниципального внутреннего долга, в том числе по муниципальным гарантиям, в проекте бюджета (п.18) поселения, предлагается утвердить:
- на 01 января 2023 года в сумме 0,00 тыс. рублей;
- на 01 января 2024 года в сумме 0,00 тыс. рублей;
- на 01 января 2025 года в сумме 0,00 тыс. рублей.
Предельный объем муниципального долга в проекте бюджета поселения утверждается (п.19) в следующих размерах:
- в 2022 году – в размере 0,00 тыс. рублей;
- в 2023 году – в размере 0,00 тыс. рублей;
- в 2024 году – в размере 0,00 тыс. рублей.
Нарушений статьи 107 Бюджетного кодекса РФ не установлено.
Резервный фонд местной администрации
Согласно статье 81 БК РФ, в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов местных администраций, средства которых направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Размер резервного фонда устанавливается решением о бюджете и не может превышать 3 процента утвержденного указанным решением общего объема расходов.
Бюджетные ассигнования резервного фонда администрации Любанского городского поселения проектом бюджета предусмотрены в объеме:
- на 2022 год – 300,00 тыс. рублей (0,37% от общего объема расходов),
- на 2023 год – 300,00 тыс. рублей (0,41% от общего объема расходов),
- на 2024 год – 300,00 тыс. рублей (0,37% от общего объема расходов),
что не превышает ограничение, установленное пунктом 3 статьи 81 БК РФ.
Дорожный фонд
В соответствии с пунктом 5 статьи 179.4 БК РФ проект бюджета устанавливает объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Любанского городского поселения:
- на 2022 год – 5 190,000 тысяч рублей,
- на 2023 год – 5 397,600 тысяч рублей,
- на 2024 год – 5 613,504 тысяч рублей.
Планируемый объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда соответствует объему прогнозируемых поступлений акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащих зачислению в местный бюджет.
В составе проекта решения о бюджете приложением 7 предлагается утвердить распределение бюджетных ассигнований дорожного фонда бюджета Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Согласно положениям статьи 179.4 БК РФ дорожные фонды - это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения:
- дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования;
- капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Контрольно-счетная палата отмечает, что в пояснительной записке к проекту решения среди муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется планирование бюджетных ассигнований, муниципальные правовые акты, утверждающие нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, принятые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не приведены.
Распределение бюджетных ассигнований по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды) в сумме 7 849,13 тысяч рублей (на 2022 год), в сумме 5 397,60 тысяч рублей (на 2023 год) и в сумме 5 613,50 тысяч рублей (на 2024 год) нормативами финансовых затрат и правилами расчета не обосновано.
Результаты проверки и анализа бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы на 2022 год
Согласно распределению бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета, по разделам и подразделам классификации расходов бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 - 2024 годов (приложение 3 и приложение 4 к проекту решения), объем бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций предлагается по КВР 410 на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность прогнозируется лишь на 2022 год в сумме 35,00 тысяч рублей в рамках муниципальной программы "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области" на приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, пострадавшим в результате пожара муниципального жилого фонда.
В ходе анализа предлагаемой инвестиционной программы (далее – АИП) установлено, что по объекту «Приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, пострадавшим в результате пожара муниципального жилищного фонда», по которому планируется завершение работ в 2022 году, согласно постановлению администрации поселения № 622, сметная стоимость объекта составляет 3 257,690 тыс. рублей при планируемом объеме бюджетных ассигнований на 2022 год – 35,00 тыс. рублей.
Кроме того, в АИП на 2022 год не включены объекты, начатые финансированием в предыдущие годы. При этом информация о дальнейшем строительстве и (или) вводу в эксплуатацию вышеуказанных объектов адресной инвестиционной программы в материалах не приведена.
Контрольно-счетная палата отмечает отсутствие обоснования достаточности планируемой суммы на 2022 год (35 тысяч рублей) на приобретение жилья, что указывает на формальное планирование бюджетных ассигнований и не согласуется с принципом достоверности бюджета, установленного статьями 28 и 37 Бюджетного кодекса РФ, который означает, в том числе, реалистичность расчета расходов бюджета.
По результатам экспертизы в адрес совета депутатов муниципального образования и главы администрации направлено заключение, содержащее предложения контрольно-счетного органа.