Заключение по итогам экспертизы проекта бюджета Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (15.12.2021)
Общие положения
Настоящее Заключение Контрольно-счетной палаты муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, исполняющей полномочия контрольно-счетного органа Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, подготовлено по результатам экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и с Положением о бюджетном процессе в Форносовском городском поселении Тосненского района Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 27.10.2017 № 132 (далее – Положение о бюджетном процессе).
Экспертиза проекта решения совета депутатов Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области «О бюджете Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее также – проект решения или проект бюджета) проведена по вопросам сбалансированности бюджета, обоснованности доходной и расходной частей, а также на соблюдение требований Бюджетного кодекса РФ к составлению бюджета, к составу показателей, документов, материалов и информации.
При проведении экспертизы проекта бюджета учтены изменения бюджетного законодательства, распространяющиеся на правоотношения, возникающие при составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Экспертиза проекта бюджета проведена с использованием материалов, представленных одновременно с проектом решения, результатов ранее проведённых Контрольно-счетной палатой муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (далее – Контрольно-счетная палата) контрольных мероприятий, данных оперативного контроля исполнения бюджета поселения за 9 месяцев 2021 года, решения совета депутатов Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 22.12.2020 г. №81 «О бюджете Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов» (в ред. от 03.11.2021 г.), иных материалов, относящихся к рассматриваемым вопросам.
Анализ соответствия проекта решения, документов и материалов, представленных одновременно с ним, Бюджетному кодексу Российской Федерации, иным актам законодательства Российской Федерации и муниципальным правовым актам
Согласно пояснительной записке, проект бюджета сформирован в соответствии с требованием Бюджетного кодекса РФ. За основу при формировании бюджета приняты показатели прогноза социально-экономического развития Форносовского городского поселения Тосненский район Ленинградской области на 2022 – 2024 годы.
В соответствии с требованиями статьи 173 БК РФ, статьи 21 Положения о бюджетном процессе распоряжением администрации поселения от 09.11.2021 №136-р принято решение о направлении проекта бюджета в совет депутатов Форносовского гп, которым одновременно одобрен проект прогноза социально-экономического развития Форносовского гп на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Документы и материалы, представленные одновременно с проектом бюджета, в основном соответствуют требованиям статьи 184.2 Бюджетного кодекса РФ и статьи 20 Положения о бюджетном процессе.
В составе документов представлены Основные направления бюджетной политики и налоговой политики Форносовского гп ТР ЛО на 2022-2024 годы, утвержденные постановлением администрации поселения от 28.09.2021 №239, согласно которым:
- основная цель бюджетной политики – создание условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов;
- налоговая политика направлена на увеличение доходов бюджета за счет оптимизации налоговой нагрузки, отмены неэффективных налоговых льгот, повышение эффективности системы налогового администрирования.
Отмечается, что информация об использовании результатов оценки эффективности налоговых расходов Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, порядок осуществления которой утвержден постановлением администрации Форносовского гп от 01.04.2021 № 60, при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики, отсутствует.
Проект прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год и на плановый период (требование п. 20.3 Положения о бюджетном процессе) к проекту бюджета не представлен, что объясняется в материалах к проекту решения отсутствием плана приватизации имущества в Форносовском гп ТР ЛО на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Проект бюджета Форносовского городского поселения Тосненский район Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов со всеми приложениями размещен на официальном сайте поселения http://форносово-адм.рф в сети «Интернет» в соответствии с принципом прозрачности (открытости), установленным ст. 36 БК РФ и означающим обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в представительные органы муниципальных образований, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.
Анализ соответствия текстовой части проекта решения Бюджетному кодексу Российской Федерации, иным актам бюджетного законодательства Российской Федерации
Состав показателей, представляемых для утверждения в проекте решения, соответствует требованиям статьи 20 Положения о бюджетном процессе.
Проектом решения в соответствии со статьей 96 БК РФ устанавливается, что остатки средств бюджета на начало текущего финансового года могут направляться на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Форносовского гп ТР ЛО в текущем финансовом году в объеме, не превышающем 1,2% общего объема расходов бюджета Форносовского гп ТР ЛО текущего финансового года.
Предлагаемая пунктом 16 проекта решения расчетная величина для расчета должностных окладов работников муниципальных бюджетных учреждений и муниципальных казенных учреждений за календарный месяц или за выполнение установленной нормы труда с 01 января 2022 года в размере 10340,0 рублей, с 01 сентября 2022 года – 10755,0 рублей соответствует расчетной величине, предлагаемой проектом областного закона «О бюджете Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».
Пунктом 18 проекта решения предлагается установить дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов без внесения изменений в решение о бюджете, что допускается в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса РФ и статьей 25 Положения о бюджетном процессе и может рассматриваться с точки зрения целесообразности.
При этом в абзаце 10 пункта 18 проекта решения не указано комитетом финансов администрации какого муниципального образования могут вноситься изменений в порядок применения бюджетной классификации в части отражения расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Требуется корректировка.
На исполнение публичных нормативных обязательств предлагается направить бюджетные ассигнования:
- в 2022 году - в сумме 30,0 тыс. рублей, с ростом к 2021 году на 10,0 тыс. рублей;
- в 2023 году - в сумме 30,0 тыс. рублей;
- в 2024 году - в сумме 30,0 тыс. рублей.
Объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств согласно Распределению бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям на 2022 год (Приложение №3 к проекту решения) и плановый период 2023 и 2024 годов (Приложение №4 к проекту решения) и Ведомственной структуре расходов бюджета Форносовского гп ТР ЛО на 2022 год (Приложение №5 к проекту решения) и на плановый период 2023-2024 годов (Приложение №6 к проекту решения) запланирован по коду вида расходов 330 «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера» целевая статья расходов 9290100030 «Выполнение других обязательств муниципальных образований» и составляет 30,0 тыс. - на 2022 год; 30,0 тыс. руб. - на 2023 год; 30,0 тыс. руб. - на 2024 год.
При этом реестр (перечень) публичных нормативных обязательств Форносовского гп ТР ЛО, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Форносовского гп ТР ЛО, и расчеты по ним на очередной финансовый год и плановый период в материалах отсутствуют.
Реестр расходных обязательств - свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих, в том числе, публичные нормативные обязательства, используемый при составлении проекта бюджета, с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств, размещённый на официальном сайте (http://форносово-адм.рф/), сведения о публичных нормативных обязательствах Форносовского гп ТР ЛО, подлежащих исполнению за счет средств бюджета поселения, не содержит.
Резервный фонд администрации Форносовского гп планируется в объеме:
- на 2022 год – 200,00 тыс. руб. (0,3% от общего объема расходов),
- на 2023 год – 200,00 тыс. руб. (0,4% от общего объема расходов),
- на 2024 год – 200,00 тыс. руб. (0,4% от общего объема расходов),
что не превышает ограничение, установленное пунктом 3 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ (не более 3% от общего объема расходов).
Анализ основных характеристик бюджета и структурных особенностей проекта бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
В соответствии с требованиями статьи 184.1 БК РФ проектом решения о бюджете предлагаются к утверждению следующие основные характеристики бюджета (Таблица 1):
Таблица 1, тыс. руб.
Основные характеристики |
2022 |
2023 |
2024 |
Доходы, всего |
62 727,159 |
53 673,474 |
49 308,841 |
Расходы, всего |
65 829,608 |
55 119,428 |
51 318,870 |
в том числе условно утверждаемые расходы |
х |
2 500,000 |
2 650,000 |
Дефицит |
3 102,449 |
1 445,954 |
2 010,029 |
Принцип сбалансированности бюджета обеспечен: объем предусмотренных бюджетом расходов соответствует суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджета.
Динамика основных характеристик бюджета характеризуется значительным снижением доходов (на 21,4%) и расходов (на 22,0 %) к 2024 году по сравнению с 2022 годом, при дефиците, объем которого снижается к 2024 году на 35,2 %.
Сопоставление основных характеристик и показателей бюджета Форносовского гп за 2021 год и на очередной трехлетний бюджетный цикл представлен в таблице:
Таблица 2, тыс. руб.
Показатели |
Исполнено за 2020 год |
2021 год |
2022 год (проект) |
2023 год |
2024 год |
||||
(в ред. от 22.12.2020 №81) |
(в ред. от 03.11.2021 №105) |
сумма |
% 2022 к 2021 (в ред. от 22.12.2020 №81) |
проект |
% 2023 к 2022 |
проект |
% 2024 к 2023 |
||
ДОХОДЫ (всего), в т.ч: |
81 152,75 |
44 552,70 |
73 187,02 |
62 727,16 |
140,8 |
53 673,47 |
85,6 |
49 308,84 |
91,9 |
налоговые и неналоговые доходы |
35 902,60 |
36 237,88 |
38 193,88 |
33 069,84 |
91,3 |
34 822,85 |
105,3 |
36 667,62 |
105,3 |
безвозмездные доходы |
45 250,15 |
8 314,82 |
34 993,14 |
29 657,32 |
356,7 |
18 850,62 |
63,6 |
12 641,22 |
67,1 |
РАСХОДЫ (всего) |
90 209,95 |
46 400,27 |
80 525,26 |
65 829,61 |
141,9 |
55 119,43 |
83,7 |
51 318,87 |
93,1 |
расходы без условно утверждаемых |
х |
х |
х |
х |
х |
52 619,43 |
х |
48 668,87 |
х |
в том числе условно утверждаемые расходы |
х |
х |
х |
х |
х |
2 500,00 |
х |
2 650,00 |
х |
% условно утверждаемых расходов |
х |
х |
х |
х |
х |
4,8% |
х |
5,5% |
х |
ДЕФИЦИТ |
9 057,20 |
1 847,57 |
7 338,24 |
3 102,45 |
х |
1 445,95 |
х |
2 010,03 |
х |
% дефицита к собственным доходам |
25,2% |
5,1% |
19,2% |
9,4% |
х |
4,2% |
х |
5,5% |
х |
Условно-утверждаемые расходы бюджета поселения в плановом периоде предусматриваются проектом решения на 2023 год в сумме 2 500,00 тыс. рублей или 4,8% общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), на 2024 год –2 650,00 тыс. рублей или 5,5%, что соответствует требованиям пункта 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ (не менее 2,5% на первый год и не менее 5% на второй год планового периода).
Дефицит бюджета на 2022 год прогнозируется в сумме 3 102,45 тыс. рублей с последующим его уменьшением в плановом 2023 году до 1 445,95 тыс. рублей и увеличением в 2024 году – до 2 010,03 тыс. рублей.
Размер дефицита бюджета к общему годовому объему доходов бюджета поселения без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений не превышает предельные значения, установленные пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ. Нарушений бюджетного законодательства в части размера дефицита бюджета не установлено.
В 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов источником погашения дефицита бюджета поселения, как и в предыдущие годы, остается изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета муниципального образования.
Общий объем предусмотренных проектом решения источников финансирования дефицита бюджета на 2022 год составляет 3 102,449 тыс. рублей, на 2023 год – 1 445,954 тыс. руб., на 2024 год – 2 010,029 тыс. руб., что соответствует прогнозному объему дефицита.
Источник внутреннего финансирования дефицита бюджета Форносовского гп не противоречит требованиям статьи 96 БК РФ.
Результаты проверки и анализа формирования доходов бюджета
Согласно пояснительной записке к проекту решения, прогноз собственных доходов бюджета рассчитан исходя из прогноза социально-экономического развития поселения, основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2023-2024 гг., данных, предоставленных Форносовским ДК и оценки поступлений доходов в бюджет поселения с 2018 по 2020 годы.
Прогноз собственных поступлений разработан в соответствии с постановлением Форносовского гп ТР ЛО от 14.11.2019 №280 «Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, главным администратором которого является администрация Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области», что соответствует требованиям пункта 1 статьи 174.1 БК РФ.
Между тем, в материалах, представленных одновременно с проектом бюджета, приведены лишь прогнозные значения поступлений без указаний алгоритма расчёта по всем видам доходов, что свидетельствует о недостаточной прозрачности формирования доходной базы.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2019 N 722 «О внесении изменений в общие требования к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации» внесены изменения в общие требования в части ключевых изменений подходов к прогнозированию доходов главными администраторами доходов, в соответствии с которыми предусмотрено при прогнозировании доходов использование данных об имеющейся дебиторской задолженности по доходам.
Однако сведения об использовании данной информации при прогнозировании доходов бюджета Форносовского ГП на 2022 год в материалах отсутствует, что также свидетельствует о недостаточной прозрачности формирования доходной части бюджета.
Прогноз поступления доходов бюджета Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области:
- на 2022 год – 62 727,16 тыс. руб.;
- на 2023 год – 53 673,47 тыс. руб.;
- на 2024 год – 49 308,84 тыс. руб.
Увеличение на 40,8% прогнозируемого объема доходов бюджета поселения на 2022 год по сравнению с первоначально утвержденными значениями на 2021 год связано с увеличением объема безвозмездных поступлений более чем в 3,5 раза при уменьшении налоговых и неналоговых доходов на 8,7%.
Значительную часть доходной части бюджета поселения составляют собственные доходы (налоговые и неналоговые). Их доля в общем объеме доходов на 2022 год составляет 52,7%, что свидетельствует о большой самостоятельности в решении вопросов местного значения, но, в тоже время, требует большей ответственности при определении направления использования бюджетных средств, а также контроля за их расходованием.
Общий объем собственных доходов на 2022 год прогнозируется в размере 36 237,88 тыс. руб. (увеличение на 13,2% относительно 2021 года), на 2023 год – 34 377,88 тыс. руб. (снижение на 5,1% относительно 2022 года), на 2024 год – 36 199,27 тыс. руб. (увеличение на 5,3% относительно 2023 года).
Анализ показателей налоговых доходов бюджета
Налоговые доходы на 2022 год, в сравнении с оценкой 2021 года, уменьшаются на 248,04 тыс. рублей или на 0,8 % и прогнозируются в сумме 29 337,91 тыс. рублей. Объем прогнозируемых на 2023-2024 годы назначений – 30 916,14 тыс. рублей и 32 582,48 тыс. рублей, соответственно.
Основными доходными источниками бюджета поселения на 2022 год в структуре налоговых доходов продолжают являться налог на доходы физических лиц (62,7%) и земельный налог (32,0%).
Диаграмма 1.
- Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) зачисляется в бюджет Форносовского городского поселения в размере 13%, в том числе: норматив, установленный БК РФ (10%) и единый норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты городских поселений Ленинградской области, установленный областным законом от 14.10.2019 N 75-оз (3%).
Согласно пояснительной записке, прогнозные показатели поступлений от уплаты налога на доходы физических лиц рассчитаны исходя из ожидаемого поступления налога в 2021 году.
На 2022 год поступление налога на доходы физических лиц прогнозируется в размере 18 390,83 тыс. руб., что составляет 93,9% к запланированному уровню 2021 года. На 2023 и 2024 годы отмечается плановое увеличение данного налога на 6,2% ежегодно, что не согласуется с темпом роста фонда заработной платы по прогнозу социально-экономического развития Форносовского городского поселения Ленинградской области (на 2023 и 2024 годы – 6,9%).
- Доходы от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции) прогнозируются в суммах:
- на 2022 год – 827,89 тыс. руб. (уменьшение на 7,5% относительно уточненных назначений 2021 года);
- на 2023 год – 861,00 тыс. руб.;
- на 2024 год – 895,44 тыс. руб., что в целом соответствует прогнозу налоговых доходов по данным администратора – Федерального казначейства.
- Поступления от оплаты единого сельскохозяйственного налога на 2022 год составят 92,65 тыс. руб., на 2023 год – 96,36 тыс. руб., на 2024 год – 100,21 тыс. руб. Согласно пояснительной записке, данные рассчитаны с учетом сведений, предоставленных налогоплательщиком (ООО «София»).
Согласно реестру источников доходов бюджета Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов исполнение за 2021 год ЕСН оценивается в сумме 184,261 тыс. рублей, что соответствует сумме фактического поступления налога по состоянию на 01.11.2021 года.
- Налог на имущество физических лиц рассчитан исходя из ожидаемых поступлений в 2021 году и прогнозируется в объеме:
- на 2022 год – 639,94 тыс. руб. (увеличение на 37,8% относительно утвержденных назначений 2021 года);
- на 2023 год – 665,53 тыс. руб. (увеличение на 4,0% относительно 2022 года);
- на 2024 год – 692,16 тыс. руб. (увеличение на 4,0% относительно 2023 года).
Отмечается, что за 10 месяцев 2020 года поступления в бюджет Форносовского городского поселения по налогу на имущество физических лиц составили 360,42 тыс. рублей или 77,4% бюджетных назначений.
- Земельный налог на 2022 год прогнозируется в сумме 9 382,10 тыс. рублей, с уменьшением от прогноза поступлений за 2021 год – на 847,9 тыс. рублей. Поступления на плановый период 2023 - 2024 годов прогнозируются в суммах 9 757,38 тыс. рублей и 10 147,68 тыс. рублей соответственно (увеличение на 4,0% ежегодно).
К проекту бюджета представлена оценка потерь бюджета Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от предоставления налоговых льгот в 2022 году в соответствии с решением совета депутатов Форносовского гп ТР ЛО от 23.12.2019 №27 «Об установлении и введении земельного налога на территории Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» (с учетом изменений). Потери бюджета поселения от предоставления льгот по земельному налогу оценены в размере 217,0 тыс. руб. (в 2021 году – 254,0 тыс. рублей), что составляет 2,3% прогнозируемых поступлений налога в очередном финансовом году.
- Согласно пояснительной записке, поступления от уплаты государственной пошлины, сбора прогнозируются методом усреднения годовых объемов указанных доходов за три последних отчетных финансовых года. На 2022 год поступления прогнозируются в размере 4,50 тыс. руб., на 2023 год – 4,8 тыс. руб., на 2024 год – 5,0 тыс. руб.
Следует отметить, что сведения об учете поступлений в счет погашения недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу за предыдущие годы в материалах к проекту бюджета отсутствуют.
Анализ показателей неналоговых доходов бюджета
Неналоговые доходы в 2022 году, в сравнении с оценкой 2021 года, уменьшаются на 2 749,37 тыс. рублей или на 42,4% и составят 3 731,93 тыс. рублей (в основном за счет прогнозируемых поступлений доходов от арендной платы за земельные участки). Объем прогнозируемых на 2023-2024 годы назначений – 3 906,72 тыс. рублей и 4 085,15 тыс. рублей, соответственно.
Прогнозируемые на 2022 год доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, составляют 3 031,9 тыс. руб. или 81,2% от неналоговых доходов. При этом отмечается снижение на 1 447,37 тыс. руб. (на 32,3%) по отношению к оценке исполнения за 2021 год. Прогнозируемая сумма обоснована:
- поступлениями доходов от арендной платы за земельные участки в сумме 2 000,00 тыс. руб. (согласно пояснительной записке, доходы спрогнозированы на основании заключенных договоров аренды и произведенных по ним расчетов арендной платы);
- поступлениями доходов от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городских поселений в сумме 427,4 тыс. руб. (алгоритм расчета основан на данных о размере площади сдаваемых объектов, ставке арендной платы и динамике отдельных показателей прогноза социально-экономического развития поселения);
- прочими поступлениями от использования имущества, находящегося в собственности городского поселения (плата за найм жилого помещения) в сумме 604,5 тыс. руб.
Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями бюджетов городских поселений на 2022 год составляют 600,00 тыс. руб. или 16,1% неналоговых доходов, что меньше на 255,25 тыс. руб. (на 30,0%) по сравнению с исполнением 2020 года. Отмечается, что кассовые поступления по состоянию на 01.11.2021 составили 313,074 тыс. руб. или 52,0% от утвержденных назначений на 2021 год.
Согласно пояснительной записке, расчеты производятся исходя из количества планируемых платных услуг и их стоимости. Информация об изменении количества планируемых платных услуг каждого вида в материалах к проекту решения не приведена.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов на 2022 год прогнозируются в размере 100,00 тыс. руб. (2,7% от неналоговых доходов), на 2023 год – 100,00 тыс. руб., на 2024 год – 100,00 тыс. руб. При этом отмечается уменьшение прогнозируемой суммы дохода бюджета на 2022 год на 1 298,0 тыс. руб. (в 14 раз) по отношению к уточненному бюджету 2021 года (в ред. от 03.11.2021 №105). Согласно пояснительной записке, расчеты произведены на основании объема продаж земельных участков, индексации нормативной цены земли, норматива зачисления в бюджет поселения.
Потенциальными резервами увеличения доходов бюджета остаются принятие действенных мер, способствующих погашению задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет, сокращение неэффективных льгот и освобождений.
Вопросы повышения качества планирования и эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов сохраняют свою актуальность, поскольку от обеспечения должного уровня администрирования, требуемого в соответствии со ст. 160.1 БК РФ, зависит не только полнота и своевременность наполняемости бюджета, но и состояние основных источников финансирования субъектов бюджетного процесса.
По итогам проведенного анализа отмечается недостаточная информативность (отсутствие расчётов) при обосновании сумм налоговых и неналоговых доходов в представленных материалах к проекту бюджета, что ставит под сомнение реалистичность расчета прогнозируемых доходов, предусмотренную принципом достоверности бюджета в статьях 28 и 37 БК РФ, и указывает на риски необеспеченности бюджета доходами, достаточными для исполнения принятых расходных обязательств муниципального образования.
Анализ безвозмездных поступлений
Безвозмездные поступления в 2022 году планируются в сумме 29 657,32 тыс. рублей. Объем прогнозируемых на 2023-2024 годы назначений – 18 850,62 тыс. рублей и 12 641,22 тыс. рублей, соответственно.
Доля безвозмездных поступлений в общем объёме доходов бюджета поселения планируется:
- на 2022 год – 47,3%,
- на 2023 год – 35,1%,
- на 2024 год – 25,6%.
Данные о безвозмездных поступлениях на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов представлены в Таблице 3.
Таблица 3, тыс. руб.
Безвозмездные поступления |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
сумма |
доля, % |
сумма |
доля, % |
сумма |
доля, % |
|
Всего |
29 657,32 |
100,0 |
18 850,62 |
100,0 |
12 641,22 |
100,0 |
Дотации |
11 514,90 |
38,8 |
11 946,80 |
63,4 |
12 321,00 |
97,5 |
Субсидии |
17 841,50 |
60,2 |
6 602,90 |
35,0 |
316,70 |
2,5 |
Субвенции |
300,92 |
1,0 |
300,92 |
1,6 |
3,52 |
0,0 |
Основная доля безвозмездных поступлений в 2022 году приходится на субсидии – 60,2%, а в 2023 - 2024 годы на дотации – 63,4% и 97,5 % соответственно, одним из основных условий предоставления, которых, является соблюдение соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Указанные в проекте бюджета суммы межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ соответствуют объемам межбюджетных трансфертов, предусмотренным Форносовскому гп проектом областного закона об областном бюджете ЛО, проектом бюджета МО ТР ЛО на очередной финансовый год и плановый период и постановлениями Правительства ЛО о распределении субсидий из областного бюджета Ленинградской области.
Результаты проверки и анализа формирования расходов бюджета
Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, расходы бюджета спланированы на основании разработанных муниципальных программ, учтены предложения депутатов Форносовского гп ТР ЛО, жителей поселения, а также требования надзорных органов.
Общий объем расходов бюджета Форносовского городского поселения на 2022 год в сравнении с утвержденными показателями бюджета на 2021 год (решение о бюджете от 03.11.2021) уменьшается на 18,2% (на 14 695,54 тысяч рублей) и составляет 65 829,61 тысяч рублей. Расходы бюджета поселения на 2023 и 2024 годы (в соответствии с текстовой частью проекта решения) запланированы в объеме 55 119,43 тысяч рублей и 51 318,87 тысяч рублей соответственно (в том числе, условно-утверждаемые расходы) (Таблица 4).
Таблица 4, тыс. руб.
Наименование |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||||
ред. от 22.12.2020 №81 |
ред. от 03.11.2021 №105 |
проект |
проект |
проект |
||||||
сумма |
доля, % |
сумма |
доля,% |
сумма |
доля, % |
сумма |
доля, % |
сумма |
доля,% |
|
Расходы, всего |
46 400,27 |
100 |
80 525,15 |
100 |
65 829,61 |
100 |
55 119,43 |
100 |
51 318,9 |
100 |
Программные расходы |
31 295,1 |
67,4 |
60 051,5 |
74,6 |
49 048,3 |
74,5 |
35 909,8 |
65,1 |
32 642,7 |
63,6 |
Непрограмм-ные расходы |
15 105,2 |
32,6 |
20 473,7 |
25,4 |
16 781,3 |
25,5 |
16 709,6 |
30,3 |
16 026,2 |
31,2 |
Условно-утверждаемые расходы |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
2 500,0 |
4,5 |
2 650,0 |
5,2 |
На 2022 год соотношение программных и непрограммных расходов составит 74,5% и 25,5% против 67,4% и 32,6% - в первоначальной редакции 2021 года. Структура расходов бюджета планируемых к утверждению на 2022 год меняется незначительно.
В представленной одновременно с проектом решения пояснительной записке предлагаемые к утверждению суммы расходов достаточно детализированы, но, учитывая отсутствие в материалах обоснования предлагаемых к утверждению сумм расходов, признать их обоснованными не представляется возможным.
В процентном отношении наибольшее увеличение предусматривается по разделу «Национальная экономика» (на 17%), наибольшее уменьшение по разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 36% по отношению к уточненным назначениям 2021 года.
При анализе структуры расходов 2022 года установлено, что основными направлениями расходов являются:
- жилищно-коммунальное хозяйство (39,5% от общих расходов),
- культура и кинематография (26,2%),
- общегосударственные вопросы (22,8%).
Анализ расходов на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ
Одним из основных подходов к формированию объема и структуры расходов проекта бюджета Форносовского гп ТР ЛО на 2022-2024 годы останется сохранение программного принципа их формирования.
Бюджет Форносовского гп ТР ЛО на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов сформирован в программной структуре расходов на основе муниципальных программ:
- на 2022 год – на основе 10 МП (на сумму 49 048,27 тыс. руб.);
- на 2023 год –10 МП (на сумму 35 909,85 тыс. руб.);
- на 2024 год – 10 МП (на сумму 32 642,68 тыс. руб.).
Расходы на реализацию МП на 2022 год планируются в объеме 74,5% расходной части местного бюджета, на 2023 год – 65,1%, на 2024 год – 63,6%.
На момент оформления настоящего заключения утверждены все 10 муниципальных программ, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением администрации Форносовского гп ТР ЛО от 28.09.2021 №238.
Проекты новых муниципальных программ в Контрольно-счетную палату для проведения экспертизы не поступали.
В составе документов к проекту решения представлены 9 постановлений об утверждении новых муниципальных программ, а также 1 постановление о внесении изменений в муниципальную программу.
По результатам проведенной экспертизы проекта бюджета несоответствия планируемого на 2022-2024 годы объема бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий муниципальных программ объемам требующегося ресурсного обеспечения, указанного в паспортах муниципальных программ, не установлено.
Отмечается, что согласно Перечню муниципальных программ на 2022 год, срок реализации новой МП «Борьба с борщевиком Сосновского на территории Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» составляет 2022-2024 годы, в то же время, согласно паспорту данной МП, сроки реализации – 2019-2024 годы, что создает риск недостижения плановых значений их показателей (индикаторов).
Анализ расходов на непрограммные направления деятельности
В соответствии с проектом решения на 2022 год бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных направлений деятельности предусмотрены по 3 направлениям в сумме 16 781,33 тыс. руб. (25,5% общего объема расходов), что на 18,0% меньше показателей утвержденных бюджетных ассигнований на 2021 год (в ред. от 03.11.2021 №105).
Бюджетные ассигнования на 2023 год предусмотрены в сумме 16 709,58 тыс. руб. (30,3% общего объема расходов), что на 4,3% меньше относительно 2022 года; на 2024 год – 16 026,19 тыс. руб. (31,2% общего объема расходов), что на 4,1% меньше относительно 2023 года.
Сопоставление бюджетных ассигнований на непрограммные направления деятельности на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов приведено в таблице 5:
Таблица 5, тыс. руб.
Наименование |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||||
Первонач. бюджет в ред. от 23.12.2020 №81 |
Доля, % |
Уточн. бюджет в ред. от 03.11.21 №105 |
Доля, % |
Проект |
Доля, % |
Проект |
Доля, % |
Проект |
Доля, % |
||
Итого непрограммные направления |
15 105,15 |
100 |
20 473,80 |
100 |
16 781,33 |
100 |
16 709,58 |
100 |
16 026,19 |
100 |
|
Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (ЦСР 9100000000) |
12 582,70 |
83,3 |
12 582,70 |
61,5 |
14 459,43 |
86,2 |
14 605,66 |
87,4 |
15 347,39 |
95,8 |
|
Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением (ЦСР 9200000000) |
269,50 |
1,8 |
494,95 |
2,4 |
363,50 |
2,2 |
380,00 |
2,3 |
380,00 |
2,4 |
|
Непрограммные расходы органов исполнительной власти Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (ЦСР 9900000000) |
2 252,96 |
14,9 |
7 396,15 |
36,1 |
1 958,40 |
11,7 |
1 723,92 |
10,3 |
298,80 |
1,9 |
На 2022 год проектом бюджета предусматриваются бюджетные ассигнования на «Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления» 14 459,43 тыс. рублей или 86,2% общего объема непрограммных направлений деятельности. Расходы по данному направлению предусмотрены главному распорядителю бюджетных средств - администрации Форносовского гп - на обеспечение деятельности и осуществление отдельных переданных полномочий.
На реализацию государственных функций, связанных с общегосударственным управлением на 2022 год бюджетные ассигнования предусмотрены, в том числе, на уплату членских взносов, проведение мероприятие местного значения в поселке, текущее содержание общего имущества многоквартирного дома, в сумме 363,50 тыс. руб. Данное направление расходов сокращено по отношению к 2021 году (в ред.03.11.2021 №105) на 26,6%, причины снижения в материалах не проанализированы.
По направлению деятельности «Непрограммные расходы органов исполнительной власти Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» бюджетные ассигнования предусмотрены в сумме 1 958,40 тыс. руб., что меньше объема, предусмотренного в 2021 году (в ред. от 03.11.2021 №105) на 5 437,75 тыс. руб. (более чем в 3,7 раза), и распределены на 2022 год на следующие мероприятия:
Таблица 6, тыс. руб.
Наименование мероприятий |
Сумма, тыс. руб. |
% от общего объёма непрограммных расходов |
ВСЕГО НЕПРОГРАММНЫХ РАСХОДОВ |
16 781,33 |
100,0 |
в т.ч. |
|
|
Всего по КСЦР 9900000000 "Непрограммные расходы органов исполнительной власти Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области" |
1 958,40 |
11,7 |
в том числе по направлениям |
|
|
Резервные фонды исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления |
200,00 |
1,2 |
Мероприятия в области национальной экономики |
80,00 |
0,5 |
Иные межбюджетные трансферты бюджету района из бюджетов поселений для осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения по организации ритуальных услуг |
250,43 |
1,5 |
Мероприятия в сфере коммунального хозяйства, направленные для обеспечения условий проживания населения, отвечающих стандартам качества |
555,50 |
3,3 |
Мероприятия в области жилищного хозяйства |
15,07 |
0,1 |
Осуществление первичного воинского учёта на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты |
297,40 |
1,8 |
Обеспечение мероприятий по капитальному ремонту |
560,00 |
3,3 |
Непрограммные расходы в 2022 году по отношению к 2021 году (к первоначальной редакции) увеличились на 11,0%, при этом в структуре претерпели незначительные изменения.
Результаты проверки и анализа планирования бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности органов местного самоуправления
Пунктом 15 проекта решения предлагается утвердить расходы на обеспечение деятельности администрации Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области:
на 2022 год в сумме – 14 246,6 тыс. руб.;
на 2023 год в сумме – 14 605,7 тыс. руб.;
на 2024 год в сумме –15 347,4 тыс. руб.
Таблица 7, тыс. руб
Показатель |
Утвержд. бюджет 2021 год |
2022 год проект |
% отклонения 2022 от 2021 |
2023 год проект |
2024 год проект |
Расходы на обеспечение деятельности исполнительного органа местного самоуправления |
12 334,26 |
14 246,6 |
+ 15,5 |
14 605,7 |
15 347,4 |
Согласно пункту 20.2 статьи 20 Положения о бюджетном процессе, решением о бюджете утверждаются, в том числе, размер индексации ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, ежемесячных должностных окладов и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин муниципальных служащих, должностных окладов работников органов местного самоуправления, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы.
Пунктом 17 проекта решения устанавливается размер индексации должностных окладов муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы органов местного самоуправления, с 1 сентября 2022 года 1,04.
Предлагаемый размер индексации в проекте решения о бюджете Форносовского гп соответствует размеру индексации, установленному в соответствии с проектом областного закона «О бюджете Ленинградской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».
При этом размер индексации ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин муниципальных служащих, в соответствии с пунктом 20.2 статьи 20 Положения о бюджетном процессе, проектом решения не установлен.
На момент проведения экспертизы проекта бюджета в Контрольно-счетную палату поступило решение совета депутатов Форносовского гп ТР ЛО от 01.12.2021 года №115 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 23.12.2019 №26 «О перечне должностей муниципальной службы и должностей, не являющихся должностями муниципальной службы, денежном содержании и порядке формирования фонда оплаты труда администрации Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области», вступающее в силу с 01.12.2021. Отмечается, что проект указанного решения в Контрольно-счетную палату для проведения финансово-экономической экспертизы не поступал.
Сведения о потребности дополнительных средств для увеличения фонда оплаты труда в связи с изменением порядка формирования фонда оплаты труда администрации поселения в материалах к проекту бюджета не приведены.
Кроме того, информация о применении нормативных затрат на обеспечение функций органов местного самоуправления при обосновании бюджетных ассигнований на закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд при составлении проекта бюджета в материалах не приводится, что свидетельствует о недостаточной информативности формирования расходной части бюджета.
Бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд
В соответствии с проектом решения объем контрактуемых расходов в 2022 году составляет 39 699,84 тысячи рублей, или 60,3% общего объема расходов бюджета поселения, что на 6 702,44 тысяч рублей, или на 20,3%, больше объема бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете на текущий финансовый год в редакции от 03.11.2021 (32 997,40 тыс. руб.).
Весь объем контрактуемых расходов приходится на иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (КВР 240).
Расчёты, обосновывающие объемы бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, с соблюдением требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, нормативных правовых актов в части планирования закупок, в материалах не представлены, что создает риски неэффективных (избыточных) расходов средств местного бюджета.
Результаты проверки бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 184.1 БК РФ, в проекте решения о бюджете (пункт 14) предлагается к утверждению объём иных межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Форносовского гп в бюджет МО ТР ЛО на 2022 год в общей сумме 809,50 тыс. руб., из них:
- для осуществления отдельных полномочий по исполнению бюджета поселения – в сумме 279,20 тыс. руб.;
- на осуществление полномочий по формированию архивных фондов – в сумме 67,04 тыс. руб.;
- для осуществления части полномочий на осуществление внешнего муниципального финансового контроля – в сумме 212,83 тыс. руб.;
- для осуществления полномочий по организации ритуальных услуг – в сумме 250,43 тыс. руб.
Следует обратить внимание, что согласно требованиям статьи 142.5 Бюджетного кодекса РФ иные межбюджетные трансферты из бюджетов городских, сельских поселений бюджетам муниципальных районов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа городского, сельского поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Сведения об указанных принятых муниципальных правовых актах совета депутатов поселения в материалах отсутствуют.
Отмечается риск нарушения порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов, предусмотренного статьей 142.5 БК РФ.
Результаты проверки и анализа формирования муниципального дорожного фонда
В соответствии с пунктом 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета устанавливает объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Форносовского городского поселения:
- на 2022 год – в сумме 827,887 тыс. руб.;
- на 2023 год – в сумме 7 088,701 тыс. руб.;
- на 2024 год – в сумме 895,441 тыс. руб.
Планируемый объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда соответствует общему объему прогнозируемых поступлений от источников формирования дорожного фонда.
В составе проекта решения о бюджете приложением 8 предлагается утвердить распределение бюджетных ассигнований дорожного фонда бюджета Форносовского гп ТР ЛО на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
При этом общие расходы по разделу/подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» запланированы:
- на 2022 год - в сумме 5 670,40 тыс. руб.;
- на 2023 год – в сумме 9 201,70 тыс. руб.;
- на 2024 год – в сумме 7 100,00 тыс. руб.
Применение нормативов финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Форносовского гп ТР ЛО и правил их расчета, утвержденных постановлением администрации Форносовского гп от 08.05.2020 №121, при расчете ассигнований местного бюджета на указанные цели в материалах к проекту бюджета не отражено.
Таким образом, формирование расходов местного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» в сумме 5 670,40 тыс. руб. (на 2022 год), в сумме 9 201,70 тыс. руб. (на 2023 год) и в сумме 7 100,00 тыс. руб. (на 2024 год), не обосновано.
Муниципальный долг и расходы на его обслуживание
Верхний предел муниципального внутреннего долга в проекте бюджета поселения, предлагается установить в следующих размерах:
- на 01 января 2023 года в сумме 0,00 тыс. рублей;
- на 01 января 2024 года в сумме 0,00 тыс. рублей;
- на 01 января 2025 года в сумме 0,00 тыс. рублей.
Предельный объем муниципального долга в проекте бюджета поселения устанавливается в следующих размерах:
- в 2022 году – в размере 0,00 тыс. рублей;
- в 2023 году – в размере 0,00 тыс. рублей;
- в 2024 году – в размере 0,00 тыс. рублей.
Нарушений статьи 107 Бюджетного кодекса РФ не установлено.
По результатам экспертизы в адрес совета депутатов муниципального образования и главы администрации направлено заключение, содержащее предложения контрольно-счетного органа.