Информация по итогам экспертизы проекта решения совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о проекте бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов
Экспертиза проекта решения совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области «О бюджете муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» проведена в соответствии с требованиями статьи 157 Бюджетного кодекса РФ, статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и статьи 5 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Тосненский район Ленинградской области, утверждённого решением совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 22.11.2013 №239.
Отмечено, что перечень и содержание документов, представленных одновременно с проектом решения, соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета в проекте решения обеспечен.
В соответствии с проектом решения налоговые доходы в 2017 году составят 710 552,8 тыс. рублей, или 31,5% объёма доходов бюджета муниципального района, неналоговые доходы – 178 843,4 тыс. рублей (8%), безвозмездные поступления – 1 363 822,9 тыс. рублей (60,5%).
Доходная часть бюджета в 2017 году сокращается на 13,4% по отношению к 2016 году. Это происходит, в первую очередь, за счёт сокращения безвозмездных поступлений.
Несмотря на прогнозируемое увеличение собственных доходов, доля безвозмездных поступлений в общем объёме доходов в 2017 году по-прежнему остаётся достаточно значительной и превышает 60%.
Установлено, что согласно результатам анализа доходов бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, полученных за 2013 и 2014 годы от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, недоимка по доходам от арендной платы за земельные участки (с учётом пени) по состоянию на 01 января 2015 года составила 14 253,4 тыс. рублей. Информация об учёте суммы недоимки, выявленной в ходе контрольного мероприятия, при расчёте прогноза поступлений 2017 года в пояснительной записке отсутствует. Таким образом, по мнению Контрольно-счётной палаты, имеется резерв поступления доходов от арендной платы за земельные участки.
Прогнозируемый объём поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду, по экспертной оценке Контрольно-счётной палаты, предусмотрен в проекте решения в несколько заниженном объёме.
Отмечается увеличение доходов от налогов на прибыль, на совокупный доход, госпошлины, доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходов от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства, доходов от продажи материальных и нематериальных активов, доходов от уплаты штрафов, санкций и возмещения ущерба.
Общий объём расходов бюджета муниципального района предусматривается в проекте решения на 2017 год в сумме 2 642 333,9 тыс. рублей, по сравнению с утверждёнными показателями бюджета на 2016 год снижается на 13,8 %.
В общем объёме расходов бюджета в 2017 году объёмы бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение муниципального задания и на иные цели, увеличиваются на 3,5% и составят 24,1 %.
Контрольно-счётной палатой отмечено, что информация об использовании нормативных затрат на выполнение работ при определении объёма финансового обеспечения выполнения муниципального задания в составе пояснительной записки не представлена.
Проектом решения предусматривается объём бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2017 год в размере 3 213,0 тысяч рублей по разделу «Социальная политика» на «Обеспечение бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий».
В 2017 году из 11 разделов классификации расходов бюджетов увеличение бюджетных ассигнований предусматривается по 4 разделам, уменьшение – по 6 разделам, полностью исключается 1 раздел «Здравоохранение». Наибольшее увеличение по сравнению с бюджетом 2016 года предусматривается по разделам «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 121,2 % и «Национальная экономика» - на 23,9%, наибольшее уменьшение по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 90,7% и «Социальная политика» - на 42,3%.
При составлении проекта бюджета на трёхлетний период в общем объёме расходов бюджета запланированы условно-утверждаемые расходы в размере, соответствующем требованиям пункта 3 статьи 184.1 БК РФ.
Проект бюджета на 2017 год сформирован в программной структуре расходов на основе 10 муниципальных программ в объёме 1 991 893,1 тыс. рублей, или 86,2% общего объёма расходов бюджета, то есть их доля увеличится на 9,2% к уровню 2016 года (77,0% в соответствии с уточнённым бюджетом на 2016 год).
Проектом решения предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на 2017 год по сравнению с показателями на 2016 год по 3 муниципальным программам, в том числе по муниципальной программе "Безопасность муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2014-2018 годы", что оценено не в полной мере обоснованным, так как исполнение программы составляет 4,9%.
Объём бюджетных ассигнований, предлагаемый проектом решения на реализацию муниципальных программ в 2017 году (1 991 893,1 тыс рублей), не обеспечивает потребность финансового обеспечения на реализацию запланированных мероприятий программ (2 045 140,1 тыс рублей) на 53 247 тыс рублей.
Одновременно проектом решения предусматривается значительное сокращение бюджетных ассигнований по 3 муниципальным программам, в том числе:
- "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2014-2018 годы" на 49,4%;
- «Поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств бюджета муниципального образования при приобретении или строительстве жилья на 2014-2018 годы» на 58,3%;
- «Социальная поддержка отдельных категорий граждан на территории Тосненского района Ленинградской области на 2014-2018 годы» на 16,1%.
Уменьшение финансового обеспечения указанных муниципальных программ в пояснительной записке не обосновано.
Объём бюджетных ассигнований, предлагаемый проектом решения на реализацию муниципальных программ в 2017 году (1 991 893,1 тыс рублей), не обеспечивает потребность финансового обеспечения на реализацию запланированных мероприятий программ (2 045 140,1 тыс рублей) на 53 247 тыс рублей, в том числе:
- МП «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании Тосненский район Ленинградской области на 2014-2018 годы» – на 798,8 тыс рублей или на 28% потребности финансовых ресурсов на год;
- МП «Развитие культуры муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2014-2018 годы» - на 38 708 тыс рублей или на 16,5 %;
- МП «Социальная поддержка отдельных категорий граждан на территории Тосненского района Ленинградской области на 2014-2018 годы» - на 13 370 тыс рублей или на 15,7 %;
- МП "Безопасность муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2014-2018 годы"- на 340,0 тыс рублей или на 8,9 %;
- МП «Поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств бюджета муниципального образования при приобретении или строительстве жилья на 2014-2018 годы» - на 30,0 тыс рублей, что незначительно (на 0,1 %), но нецелесообразно.
Отмечается наличие рисков недостижения установленных для них плановых (по годам реализации) и целевых (по итогам реализации) значений показателей (индикаторов).
В соответствии с проектом решения на 2017 год бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных направлений деятельности предусмотрены по 5 направлениям в общем объёме 317 664,6 тыс. рублей, что на 48,5%, меньше показателей утверждённых бюджетных ассигнований на 2016 год.
Проектом решения утверждается Адресная инвестиционная программа на 2017 год в разрезе 13 объектов в общем объёме 98 600,3 тыс. рублей.
В разрезе муниципальных программ наибольший объём ассигнований на АИП на 2017 год предусмотрен по муниципальным программам «Развитие системы образования муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2014-2018 годы» (57 920,2 тыс. рублей, или 58,7 % общего объёма бюджетных ассигнований по АИП) и «Поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счёт средств бюджета муниципального образования при приобретении или строительстве жилья на 2014-2018 годы» (26 363,8 тыс. рублей, или 26,7 % общего объёма бюджетных ассигнований по АИП).
Установлено, что по 9 объектам капитального строительства со сроком реализации в 2016 году, включённым в АИП на 2016 год, и не включённым в АИП на 2017 год, исполнение по итогам 9 месяцев 2016 года составило менее 1 %. Имеется риск неэффективного, безрезультативного использования бюджетных инвестиций муниципального образования.
В соответствии со статьёй 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации проектом решения в 2017 году предусмотрен объём и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района на общую сумму 122 237,2 тыс. рублей, что на 1 470,8 тыс. рублей, или на 1,2 %, больше показателя, предусмотренного в уточнённом бюджете на 2016 год.
В 2017 году предусмотрено предоставление дотаций 9 муниципальным образованиям (Лисинское сельское поселение, Любанское городское поселение, Никольское городское поселение, Нурминское сельское поселение, Рябовское городское поселения, Тельмановское сельское поселение, Ульяновское городское поселение, Форносовское городское поселение, Тосненское городское поселение).
В соответствии со статьями 86 и 142.5 Бюджетного кодекса РФ проектом бюджета предлагается утвердить объём межбюджетных трансфертов на 2017 год в общей сумме 8 071,4 тыс. рублей из бюджетов поселений, расположенных на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, в бюджет района по переданным полномочиям:
- по исполнению бюджета поселения,
- по вопросам организации теплоснабжения в границах поселений, в части формирования отчётности по официальным статистическим формам,
- на осуществление внешнего муниципального финансового контроля,
- по формированию архивного фонда поселений.
Проектом решения предусмотрено формирование бюджета на 2017 год с дефицитом в размере 56 338,5 тыс. рублей. Дефицит бюджета на 2017 год предусмотрен в размере, не превышающем верхний предел возможного дефицита местного бюджета, установленном в статье 92.1 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно проекту решения, основным источником финансирования дефицита бюджета является изменение прочих остатков денежных средств бюджетов муниципальных районов, что соответствует статье 96 Бюджетного кодекса РФ.
В целях финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, в расходной части бюджета предусмотрено создание резервного фонда местной администрации в объеме, не превышающем ограничение, установленное пунктом 3 статьи 81 БК РФ.
Муниципальные внутренние заимствования на очередной финансовый год и плановый период, а также предоставление муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период не планируются, в связи, с чем программа муниципальных внутренних заимствований и программа муниципальных гарантий не утверждаются.
По результатам экспертизы проекта бюджета в адрес совета депутатов и администрации муниципального образования направлено соответствующее заключение, в котором отмечены основные риски для бюджета.