Информация по итогам экспертизы проекта решения совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о проекте бюджета на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов.

 

В соответствии с требованиями статьи 157 Бюджетного кодекса РФ, статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и статьи 5 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Тосненский район  Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 22.11.2013 №239 Контрольно-счётной палатой муниципального образования Тосненский район Ленинградской области проведена экспертиза проекта решения совета депутатов муниципального образования Тосненский  район Ленинградской области «О бюджете муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Отмечено, что перечень и содержание документов, представленных одновременно с проектом решения, соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Результаты проверки и анализа доходов

В соответствии с проектом решения налоговые доходы в 2016 году составят 732 261,3 тысяч рублей, или 28% объёма доходов бюджета муниципального района, неналоговые доходы – 177 335,8 тысяч рублей (7%), безвозмездные поступления – 1 692 204,8 тысяч рублей (65%).

                                                                                             Тысяч рублей

Наименование источников доходов

2014 год (отчет)

2015 год

Отклонение
оценки 2015 года от
исполнения 2014
года

2016 год (проект)

Отклонение
законопроекта
на 2016 год от
оценки 2015 года

уточненный бюджет

оценка

+/-

%

+/-

%

Налоговые доходы, всего в т.ч.

765 678,6

779 019,2

834 568,9

68 890,3

+10,3

732 261,3

-102 307,6

-12,3

Налоги на прибыль, доходы

632 989,3

645 400,9

702 344,1

69 354,8

+11,0

584 020,2

-118 323,9

-16,8

Налоги на совокупный доход

121 813,3

118 760,8

121 385,8

-427,5

-0,4

135 118,1

13 732,3

+11,3

Госпошлина

10 876,0

14 857,5

10 839,0

-37,0

-0,3

13 123,0

2 284,0

+21,1

Перерасчет, задолженность

0,2

 

 

-0,2

-100,0

 

 

 

Неналоговые доходы всего в т.ч.

133 290,8

161 367,2

131 035,8

-2 255,0

-1,7

177 335,8

46 300,0

+35,3

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

35 734,6

45 465,0

38 676,1

2 941,5

+8,2

41 139,5

2 463,4

+6,4

Платежи при пользовании природными ресурсами

5 669,8

4 717,4

4 717,4

-952,4

-16,8

7 811,8

3 094,4

+65,6

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

62 071,8

69 190,2

64 601,9

2 530,1

+4,1

79 639,1

15 037,2

+23,3

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

19 816,2

32 166,0

13 210,1

-6 606,1

-33,3

32 252,7

19 042,6

+144,2

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

7 273,1

6 406,1

8 630,3

1 357,2

+18,7

9 243,1

612,8

+7,1

Прочие неналоговые доходы

2 725,3

3 422,5

1 200,0

-1 525,3

-56,0

7 249,6

6 049,6

+504,1

ВСЕГО СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ

898 969,4

940 386,4

965 604,7

66 635,3

+7,4

909 597,1

-56 007,6

-5,8

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

1554 490,5

1823802,7

1829 423,2

274 932,7

+17,7

1 692 204,8

-137 218,4

-7,5

ВСЕГО ДОХОДОВ

2453 459,9

2764189,1

2795 027,9

341 568,0

+13,9

2 601 801,9

-193 226,0

-6,9

 

Доходная часть бюджета в 2016 году сокращается на 6,9% по отношению к 2015 году. Это происходит, в первую очередь, за счёт снижения поступлений от налога на прибыль, связанного с передачей отдельных полномочий с местного уровня на региональный. Вместе с тем в 2016 году прогнозируется увеличение неналоговых доходов за счёт платежей при пользовании природными ресурсами, доходов от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства, доходов от продажи материальных и нематериальных активов, доходов от уплаты штрафов, санкций и возмещения ущерба.

Результаты проверки и анализа Анализ расходов

Общий объём расходов бюджета муниципального района предусматривается в проекте решения на 2016 год в сумме 2 662 975,9 тысяч рублей, по сравнению с утверждёнными показателями бюджета на 2015 год снизился на 7,6 %. В 2016 году из 11 разделов классификации расходов бюджетов увеличение бюджетных ассигнований предусматривается по 4 разделам, уменьшение – по 5 разделам, полностью исключается раздел «Здравоохранение». При этом в процентном выражении наибольшее увеличение по сравнению с бюджетом 2015 года предусматривается по разделам «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 22,1 % и «Физическая культура и спорт» - на 14,8%, уменьшение по разделам  «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 80,9 %,  «Национальная экономика» - на 53,8% и  «Культура, кинематография» - на 46,8%.

Расходы на муниципальные программы

Проект бюджета на 2016 год сформирован в программной структуре расходов на основе 10 муниципальных программ в объёме 2 356 664,6 тысяч рублей, или 88,5% общего объёма расходов бюджета, то есть их доля увеличивается на 10,5% к уровню 2015 года. Из них планируется увеличение расходов по 6 муниципальным программам, в том числе на 118,3 % - по муниципальной программе "Безопасность муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2014-2018 годы". Однако, по результатам оценки эффективности муниципальных программ за 2014 год указанная муниципальная программа не признана эффективной. Следовательно, увеличение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации данной программы нельзя признать обоснованным.

Также проектом решения предусматривается сокращение бюджетных ассигнований по муниципальной программе «Развитие культуры муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2014-2018 годы» на 26,8%.

Уменьшение обосновано в пояснительной записке планируемым завершением строительства и вводом в эксплуатацию в 2015 году следующих объектов: «МКОУ ДОД «Тосненская детская школа искусств» и «Реставрация и приспособление под современное использование объекта культурного наследия Тосненский историко-краеведческий музей».

Кроме того, проектом решения предусматриваются бюджетные ассигнования на реализацию новой муниципальной программы "Управление муниципальными финансами муниципального образования Тосненский район Ленинградской области" в объеме 140 923,5 тысяч рублей. Основной целью муниципальной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, повышение эффективности и качества управления муниципальными финансами.

Объём бюджетных ассигнований, предлагаемый проектом решения на реализацию муниципальных программ (2 356 664,6 тысяч рублей),  не обеспечивает (на 214 819,3 тысяч рублей) финансирование мероприятий программ, согласно проектам паспортов (объем финансового обеспечения программ составляет 2 571 483,9 тысяч рублей), что ставит под сомнение достижение поставленных муниципальными программами целей.

Расходы на непрограммные направления деятельности

В соответствии с проектом решения на 2016 год бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных направлений деятельности предусмотрены по 5 направлениям в общем объёме 306 311,3 тысяч рублей, что на 328 335,9 тысяч рублей, или на 51,7%, меньше показателей утвержденных бюджетных ассигнований на 2015 год и на 2014 год.

Тысяч рублей

Направление деятельности

Утверждено 2014 год (уточненная редакция)

Утверждено 2015 год (уточненная редакция)

2016 год (проект)

Отклонение к 2015 году, %

Обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Тосненский район Ленинградской области

119 718,2

150 806,1

144 118,9

-4,4

Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением

5 985,8

7 388,7

4 540,1

-38,6

Учреждения по обеспечению хозяйственного обслуживания

30 886,5

32 551,8

35 341,6

+8,6

Учебно-методические кабинеты, централизованные бухгалтерии, группы хозяйственного обслуживания, учебные фильмотеки, межшкольные учебно-производственные комбинаты, логопедические пункты

28 363,1

28 028,9

29 859,5

+6,5

Непрограммные расходы органов исполнительной власти муниципального образования Тосненский район Ленинградской области

449 852,2

415 871,7

92 451,2

-77,8

Всего

634 805,8

634 647,2

306 311,3

-51,7

 

Следует отметить, что по направлению деятельности «Учреждения по обеспечению хозяйственного обслуживания»  планирование бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных средств (администрация муниципального образования) на осуществление полномочий по рекламе (в расходах МКУ «ЦАХО») осуществляется с нарушением принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (статья 30 БК РФ), согласно которому органы местного самоуправления не вправе налагать на физические и юридические лица финансовые и иные обязательства по обеспечению своих полномочий.

Расходы на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям

В общем объёме расходов бюджета в 2016 году объёмы бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение муниципального задания и на иные цели, составляют 18,7 % (в 2014 году – 19,1%, в 2015 году – 18,0 %).

Контрольно-счётная палата отмечено, что информация об использовании нормативных затрат на выполнение работ при определении объёма финансового обеспечения выполнения муниципального задания в составе пояснительной записки не представлена. Таким образом, подтвердить обоснованность формирования объёма бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение муниципального задания и соблюдение требований бюджетного законодательства не представляется возможным.

Публичные нормативные расходные обязательства

В структуре общих расходов бюджета указанные расходы составляют 17,7 % (в 2015 году – 15,8 %). Объём бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в целом предусматривается в 2016 году в размере 470 951,6 тысяч рублей по разделу «Социальная политика», в том числе по подразделам: «Социальное обеспечение населения» (95,9% общей суммы публичных нормативных обязательств) и «Охрана семьи и детства» (4,1% общей суммы публичных нормативных обязательств).

Кроме того, в результате проверки и анализа планирования бюджетных ассигнований на обеспечение функций органов местного самоуправления в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и методических документов установлено, что нормативные затраты на обеспечение функций органами МСУ района не утверждены вследствие непринятия правового акта, устанавливающего порядок определения нормативных затрат.

Результаты проверки и анализа бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы (АИП) на 2016 год

В разрезе муниципальных программ наибольший объём бюджетных инвестиций на 2016 год предусмотрен по муниципальным программам «Развитие системы образования муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2014-2018 годы» (97 193,6 тысяч рублей, или 54,1 % общего объема бюджетных ассигнований по АИП) и «Поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств бюджета муниципального образования при приобретении или строительстве жилья на 2014-2018 годы» (59 816,9 тысяч рублей, или 33,3 % общего объема бюджетных ассигнований по АИП).

В результате анализа  АИП установлено отсутствие некоторых объектов адресной инвестиционной программы (таких как МДОУ "Детский сад-ясли на 180 мест", пристройка спортивного зала к МКОУ "Федоровская СОШ", универсальная спортивная площадка МКОУ «Красноборская СОШ», газопровод межпоселкового ГРС Любань - д. Померанье - д. Трубников Бор", биатлонно-лыжный комплекс в п.Шапки ), что влечёт за собой риск невыполнения целевых показателей муниципальных программ, имеется риск неэффективного, безрезультативного использования бюджетных инвестиций муниципального образования.

Межбюджетные отношения

В соответствии со статьей 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации проектом решения в 2016 году в рамках новой муниципальной программы "Управление муниципальными финансами муниципального образования Тосненский район Ленинградской области" предусмотрен объем и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района на общую сумму 119 124,3 тысяч рублей, что на 28 443,0 тысяч рублей, или на 31,4 %, больше 2015 года.

            Количество поселений Тосненского района, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в 2016 году сохранится на уровне 2015 года и составит 8 поселений (Лисинское сельское поселение, Любанское городское поселение, Никольское городское поселение, Нурминское сельское поселение, Рябовское городское поселения, Тельмановское сельское поселение, Ульяновское городское поселение, Форносовское городское поселение).

В соответствии со статьями 86 и 142.5 Бюджетного кодекса РФ проектом бюджета предлагается утвердить объем межбюджетных трансфертов на 2016 год в общей сумме 9 362,9 тысяч рублей из бюджетов поселений в бюджет района по переданным полномочиям: по исполнению бюджета поселения, по вопросам организации теплоснабжения в границах поселений, в части формирования отчетности по официальным статистическим формам, на осуществление внешнего муниципального финансового контроля, на формирование архивного фонда поселений.

        В соответствии с частью 3 статьи 93.3 Бюджетного кодекса РФ проектом бюджета, в целях покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов поселений, в бюджете муниципального образования предусматриваются бюджетные ассигнования для предоставления бюджетам поселений бюджетных кредитов в 2016-2018 годах в объеме 10000,0 тысяч рублей, устанавливается плата за пользование бюджетными кредитами, предоставляемыми на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов городских (сельских) поселений, в размере одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ.

 

Дефицит бюджета

Проектом решения предусмотрено формирование бюджета на 2016 год с дефицитом в размере 61 174,1 тысяч рублей. Дефицит бюджета на 2016 год предусмотрен в размере, близком к верхнему пределу возможного дефицита местного бюджета, установленному в статье 92.1 Бюджетного кодекса РФ.

По результатам оперативного контроля, проводимого Контрольно-счётной палатой, по состоянию на 01.10.2015 года бюджет муниципального образования Тосненский район Ленинградской области исполняется с профицитом в объёме 160 859,4 тысяч рублей.

Проектом бюджета предлагается предусмотреть бюджетные ассигнования резервного фонда администрации в объёме: на 2016 год – 1000,0 тысяч рублей, на 2017 год – 1300,0 тысяч рублей, на 2018год – 5000,0 тысяч рублей, что не превышает ограничение, установленное пунктом 3 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ.

Анализ соблюдения порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации показал, что проект бюджета составлен с учетом изменений, внесенных в  Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

 По результатам экспертизы проекта бюджета в адрес совета депутатов и администрации муниципального образования направлено соответствующее заключение.