Версия для слабовидящих

Выступление председателя Контрольно-счётной палаты муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на заседании совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области 23 апреля 2019 года с Отчетом о работе Контрольно-счётной палаты  за 2018 год

Уважаемые Виктор Валентинович, депутаты, участники заседания, коллеги!

 

В соответствии с требованиями закона, Устава КСП представляю отчет о работе за 2017 год. В письменном виде, полагаю, он имеется у депутатов.

Существенных и принципиальных изменений в работе КСП в прошлом году  в сравнении с предыдущими годами не произошло. Более 90% всех проведённых мероприятий относятся к экспертно-аналитической деятельности.

Проводя экспертизу проектов бюджетов, проектов изменений бюджетов, а также проектов муниципальных правовых актов, устанавливающих или изменяющих расходные обязательства муниципальных образований, мы стараемся объективно, используя риск-ориентированный подход в оценке, работая  на саму систему управления, объяснять возможные риски с целью их минимизации и в идеале – полного отказа от рисков в финансово-бюджетной сфере, которые недопустимы.

В прошлом году в рамках системных мероприятий мы провели аудит в сфере закупок в части оценки организации закупочной деятельности  в комитете образования и в некоторых подведомственных учреждениях, что позволило выявить системные недостатки, создающие предпосылки для нарушений. О результатах я докладывала депутатам.

В 2018 году мы впервые до рассмотрения бюджета на очередной финансовый год провели финансово-экономическую экспертизу всех проектов муниципальных программ Тосненского района  и Тосненского городского поселения, вновь начинаемых с 2019 года, это – 19 новых муниципальных программ. Учитывая программный бюджет, мы уверены, что выполнение данной работы – это шаг к повышению эффективности управления ресурсами путём соотнесения документов планирования с их ресурсным обеспечением.

Мы стараемся и должны быть полезными обществу в рамках своей компетенции. Однако нам не всё удается. И в первую очередь – системный аудит эффективности использования бюджетных средств и муниципального имущества. Нам не удаётся посмотреть как работает вся система, как эффективно она работает. Причина здесь одна – ограниченность трудовых ресурсов.

Позвольте мне бы детально не останавливаться на том, что уже сделано,  так как мы докладывали обо всех результатах в течение года. В представленном Отчёте материал изложен подробно, в том числе о выданных представлениях и предписаниях, об их исполнении и направлении материалов в правоохранительные органы.

Коротко скажу:

Выявлено финансовых нарушений (без неэффективного использования бюджетных средств ) – около 290 млн рублей, из которых:

- более 60 % (около 175 млн рублей) – нарушения в сфере закупок (по полномочиям КСО);

- 111 млн. рублей – 38 % - нарушение ведения бухгалтерского учета и составления бюджетной отчётности,

- нецелевое использование 3,2 млн рублей.

Я бы хотела проинформировать о приоритетных задачах, поставленных перед контрольно-счётными органами всех уровней.

Направления развития органов внешнего, в том  числе  муниципального финансового контроля предопределены Стратегией развития Счётной палаты РФ, на которую возложены полномочия по методологическому обеспечению деятельности, в том числе муниципальных КСО.

Основная задача – стратегический государственный и муниципальный аудит в системе проектного управления и реализации приоритетных проектов и стратегических задач для достижения национальных целей. Т.е., говоря человеческим языком, мы на своём уровне должны оценивать эффективность усилий органов местного самоуправления по достижению поставленных национальных целей, объясняя что получается, а что не получается и тем самым оказывать существенную поддержку в реализации национальных проектов на местах. В настоящее время строится методология этой работы.

 

В этой связи уже в текущем году наша задача -  мониторить выполнение на местах национальных целей, национальных проектов, как независимый от исполнительной власти контроль, и одновременно  – совместно с администрацией в части обсуждения причин невыполнения или, наоборот, каких-то лучших практик. В этом смысле мы частично планируем перестроить нашу работу при проведении ежеквартального анализа исполнения бюджета.

Одной из проблем в работе КСП является недоступность к информационным ресурсам, которые позволяли бы без выхода на место, но более широкий круг мероприятий анализировать и в результате повысить оперативность в аналитической и контрольной работе.

Должна  сказать, что в работе контрольно-счётных органов уделяется большое внимание повышению информационной открытости, как необходимому элементу связи между обществом и органами управления. Одной из приоритетных задач определено повышение публичности деятельности Палаты. Реализуя принцип гласности, мы публикуем на своем сайте  информацию о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Кроме публикаций о текущей деятельности, мы размещаем ежегодно отчеты о своей работе.

Одновременно в режиме живого общения Мы стараемся обсуждать с коллегами из администрации, часто – с главами МО, самые проблемные вопросы, разбираем сложные ситуации и находим пути решений для предотвращения и недопущения финансовых нарушений.

И как результат, из года в год нарушений, выявляемых при экспертизе проектов бюджетов, при проведении внешней проверки  становится значительно меньше. Считаем это, в том числе, и нашей заслугой. И нам есть к чему стремиться дальше.

Завершая, позвольте поблагодарить всех за совместную работу.

Мы видим в каждом из вас – партнёра,   заинтересованного в общих результатах работы, нацеленного на повышение эффективности и результативности деятельности.  

А мы, исполняя законные полномочия, продолжим работу по выявлению наиболее чувствительных вопросов при распоряжении муниципальными ресурсами и будем своевременно об этом информировать советы депутатов, включая предложения по нормативному регулированию.

Спасибо за внимание.