Заключение по итогам экспертизы проекта решения совета депутатов Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области «О бюджете Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2016 год и на плановый период  2017 и 2018 годов» (от 12.12.2015)

 

Общие положения

 

Заключение Контрольно-счетной палаты муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на проект решения совета депутатов Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области «О бюджете Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (далее – Заключение) подготовлено в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и Положением о бюджетном процессе в Никольском городском поселении Тосненского района Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов Никольского городского поселения от 25.03.2014 №265, (далее – Положение о бюджетном процессе), на основании Соглашения о передаче Контрольно-счетной палате муниципального образования Тосненский район Ленинградской области полномочий контрольно-счетного органа Никольского городского поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля от 18 декабря 2012 года № 6-КСП, заключенного на основании решения совета депутатов Никольского городского поселения от 27.11.2012 № 196.

 

Экспертиза проекта решения совета депутатов Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области «О бюджете Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018годов» (далее – проект решения или проект бюджета) проведена с использованием материалов, представленных в совет депутатов одновременно с проектом бюджета, иных материалов, относящихся к рассматриваемым вопросам.

Экспертиза проекта бюджета проведена по вопросам сбалансированности бюджета, обоснованности доходной и расходной частей, размерам долговых обязательств, а также на соблюдение требований Бюджетного кодекса РФ к составлению бюджета, к составу показателей, документов, материалов и  информации.

 

  1. Анализ соответствия проекта решения, документов и материалов, представленных одновременно с ним, Бюджетному кодексу Российской Федерации, муниципальным правовым актам

 

В Контрольно-счетную палату проект решения совета депутатов Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области «О бюджете Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» поступил 23.11.2015 года, вход. №646, дополнительно представлены  материалы – 04.12.2015, вход. № 690.

 

Перечень документов и материалов, предоставляемых в совет депутатов одновременно с проектом бюджета, определен в статье 184.2 Бюджетного кодекса РФ и статьях 22 и 23 Положения о бюджетном процессе.

В нарушение требований статьи 184.2 Бюджетного кодекса РФ и статьи 22 Положения о бюджетном процессе одновременно с проектом бюджета администрацией поселения не представлены:

  • верхний предел муниципального долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);
  • методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов.

 

По результатам проведенной экспертизы Контрольно-счетная палата отмечает, что документы и материалы к проекту бюджета, предусмотренные статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе, представлены не в полном объеме.

       Одновременно, Контрольно-счетная палата, обращает внимание,  что в материалах к проекту решения отсутствует подтверждение о том, что прогноз социально-экономического развития Никольского городского поселения на 2016 и на плановый период 2017 и 2018 годов одобрен местной администрацией и о принятии решения о внесении проекта бюджета в представительный орган (нарушение п. 3  статьи 173 Бюджетного кодекса РФ).

 

  1. Анализ основных характеристик и показателей проекта решения

 

В соответствии с требованиями статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 22 Положения о бюджетном процессе проект решения о бюджете содержит основные характеристики:

(тыс. рублей)

Показатели

Проект на 2016 год

Проект на 2017 год

Проект на 2018 год

1. ДОХОДЫ (всего), в том числе:

138 682,70

140 229,40

126 939,70

собственные доходы

94 053,70

93 262,50

75 419,90

безвозмездные

44 629,00

46 966,90

51 519,8

 

 

 

 

2. РАСХОДЫ (всего)

141 682,70

143 229,40

129 939,70

расходы без условно утвержденных

141 682,70

139 694,40

123 533,70

в том числе условно утвержденные расходы

 

3535

6 406,00

% условно утвержденных расходов

 

3%

5%

3. ДЕФИЦИТ (-)

-3 000,00

-3 000,00

-3 000,00

% дефицита к собственным доходам

-3%

-3%

-4%

 

Проект бюджета поселения на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов сформирован с дефицитом. Соотношение размера дефицита бюджета к общему годовому объему доходов бюджета поселения без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений составит в 2016 году – 3,0%, в 2017 году – 3,0%, в 2018 году – 4,0%, что соответствует предельным значениям, установленным пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ.

 

Согласно приложениям 1 и 2 к проекту решения, в качестве источника внутреннего финансирования дефицита бюджета поселения предлагается утвердить изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов. Общий объем предусмотренных проектом решения источников финансирования дефицита бюджета соответствует прогнозному объему дефицита.

Предлагаемые источники финансирования дефицита бюджета поселения соответствуют источникам, установленным в статье 96 Бюджетного кодекса РФ.

 

Принцип сбалансированности бюджета обеспечен: объем предусмотренных бюджетом расходов соответствует суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджета.

 

Предлагаемые основные параметры проекта бюджета поселения подробно изложены в пояснительной записке (обосновании) к проекту бюджета, в приложенных к проекту бюджета паспортах (проектах) муниципальных программ и иных материалах, послуживших основой для его формирования.

 

Предлагаемый проектом бюджета объем условно-утвержденных расходов на 2017 (3,0%) и 2018 (5,0%) годы соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса (не менее 2,5% и 5,0% соответственно).

 

Перечень статей и состав показателей, представленных для рассмотрения и утверждения в проекте решения о бюджете поселения, соответствуют требованиям статьи 184.1 Бюджетного Кодекса РФ.

 

Вместе с тем, Контрольно-счетная палата отмечает следующее.

Проектом бюджета предусматриваются субсидии субъектам поддержки малого и среднего предпринимательства  в целях возмещения затрат на обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства  в сумме 50 тыс. рублей. 

Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

       Представленным проектом решения (пункт 18) положение об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями не установлено.

 

Кроме того, проектом решения упускаются требования статьи 83 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок их исполнения расходных обязательств.

 

  1. Результаты проверки и анализа формирования доходов проекта решения

 

Прогноз собственных доходов бюджета Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов рассчитан исходя из основных показателей социально-экономического развития Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, ожидаемого поступления налоговых, неналоговых доходов 2015 году. Согласно пояснительной записке к проекту решения, в расчетах учтены принятые изменения в законодательство, вступающие в действие с 1 января 2016 года.

Прогноз поступления доходов бюджета Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области:

на 2016 год – 138682,7 тысяч рублей,

на 2017 год – 140229,4 тысяч рублей,

на 2018 год – 126939,7 тысяч рублей.

Анализ предлагаемой проектом бюджета доходной части бюджета Никольского городского поселения в 2016 году и плановом периоде 2017-2018 годов в сравнении с ожидаемым исполнением доходной части бюджета в 2015 году:

Наименование доходов

2015 год  (ожидаемое)

2016 год  (прогноз)

2017 год  (прогноз)

2018 год  (прогноз)

сумма,

доля,

сумма,

доля,

сумма,

доля,

сумма,

доля,

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Собственные доходы,

107 640,0

69,8%

94 053,7

67,8%

93 262,5

66,5%

75 419,9

59,4%

-налоговые доходы

44 564,0

28,9%

41 057,3

29,6%

43 114,3

30,7%

45 508,3

35,9%

-неналоговые доходы

63 076,0

40,9%

52 996,4

38,2%

50 148,2

35,8%

29 911,6

23,6%

Безвозмездные поступления

46 628,0

30,2%

44 629,0

32,2%

46 966,9

33,5%

51 519,8

40,6%

Всего доходов

154 268,0

100,0%

138 682,7

100,0%

140 229,4

100,0%

126 939,7

100,0%

 

Основная причина снижения прогнозируемого объема доходов бюджета поселения на 2016 год по сравнению с ожидаемым исполнением в 2015 году на 10,1% обусловлена в основном уменьшением объема поступлений в бюджет поселения неналоговых доходов на 15,98%.

При этом стоит отметить уменьшение в 2016 году прогнозируемого объема собственных доходов бюджета поселения на 12,62 %.

В структуре на 2016 год основными доходными источниками бюджета Никольского городского поселения прогнозируются неналоговые доходы     (38,2 %).

Доля собственных доходов в структуре доходной части бюджета поселения в 2016 году составляет 67,8%. При этом стоит отметить тенденцию уменьшения доли собственных доходов в структуре доходной части бюджета с 69,8% в 2015 году до 59,4% в 2018 году, в основном за счет уменьшения доли неналоговых доходов.

В 2016 году проект бюджета Никольского городского поселения более чем на 2/3 обеспечен собственными доходами, что свидетельствует о большей самостоятельности в решении вопросов местного значения, но, в то же время, требует большей ответственности при определении направления использования бюджетных средств, а также контроля за их расходованием.

В условиях зависимости бюджета поселения от собственных доходов ключевую роль играет работа администрации поселения как администратора неналоговых доходов, а также взаимодействие с администратором налоговых доходов местного бюджета, Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ, в целях уточнения налоговой базы и сокращения недоимки.

 

Структура собственных доходов бюджета поселения:

тыс. рублей

Наименование вида доходов

2015 год  (ожидаемое)

2016 год

(прогноз)

сумма,

доля,

сумма,

доля,

2016 год к 2015 году,

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

в %

Налоговые доходы

44564,0

41,4%

41057,3

43,7%

92,1%

Налог на доходы физических лиц

16000,0

14,9%

21650,0

23,0%

135,3%

Акцизы по подакцизным товарам

919,0

0,9%

1451,4

1,5%

157,9%

Налог на имущество физических лиц

945,0

0,9%

955,9

1,0%

101,2%

Транспортный налог

8700,0

8,1%

0,0

0,0%

0,0%

Земельный налог

18000,0

16,7%

17000,0

18,1%

94,4%

Неналоговые доходы

63076

58,6%

52996,4

56,3%

84,0%

Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки

5700,0

5,3%

5000,0

5,3%

87,7%

Доходы от сдачи в аренду имущества

3350,0

3,1%

3564,1

3,8%

106,4%

Прочие поступления от использования имущества

4340,0

4,0%

4300,0

4,6%

99,1%

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат

3657,0

3,4%

3992,4

4,2%

109,2%

Доходы от реализации иного имущества

45906,0

42,6%

35389,9

37,6%

77,1%

Доходы от продажи земельных участков

0,0

0,0%

500,0

0,5%

х

Прочие неналоговые доходы бюджетов поселений

123,0

0,1%

250,0

0,3%

203,3%

Итого собственные доходы

107640,0

100,0%

94053,7

100,0%

87,4%

 

Проектом бюджета на 2016 год доходы запланированы в объеме, меньшем по сравнению с ожидаемым исполнением в 2015 году на 12,62% .

Как видно из таблицы, собственные доходы на 56,3% сформированы из неналоговых доходов, среди которых наибольший удельный вес в 2016 году имеют доходы от реализации иного имущества (37,6% в собственных доходах).

В составе материалов, представленных в совет депутатов одновременно с проектом бюджета, представлен прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год.  

Кроме того, в ходе проведения экспертизы проекта бюджета в Контрольно-счетную палату поступил для проведения экспертизы проект решения совета депутатов Никольского городского поселения «Об утверждении прогнозного плана-программы приватизации муниципального имущества муниципального образования Никольское городское поселение Тосненского района Ленинградской области на 2016 год», в пояснительной записке к которому приводятся данные о прогнозируемом поступлении доходов от реализации имущества в 2016 году в объеме 35390 тыс. рублей, т.е. в объеме плановых назначений по данному виду доходов в проекте бюджета.

 

 

Наибольший удельный вес в налоговых доходах в 2016 году имеют земельный налог – 41,4% и налог на доходы физических лиц – 52,7%.

Согласно пояснительной записке планируемые поступления налога на доходы физических лиц в 2016-2018 годах рассчитаны исходя из фактических поступлений налога в 2014 году, ожидаемого поступления налога в 2015 году в сумме 16 000 тысяч рублей, с учетом темпа роста фонда заработной платы в 2016 г. – 1,088, в 2017 г. – 1,095 и 2018 г. – 1,101, а также с учетом положений областного закона Ленинградской области от 19.10.2015 № 93-оз «О внесении изменений в отдельные областные законы в сфере бюджетных правоотношений» (начало действия документа с 01.01.2016).

 

Прогноз поступления налога на имущество физических лиц, согласно пояснительной записке, сформирован с учетом изменений в налоговом законодательстве, с учетом принятия Областного закона от 29.10.2015 № 102-ОЗ «О единой дате начала применения на территории Ленинградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Поступления налоговых платежей в местные бюджеты (согласно статьям 61 и 61.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц, с зачислением по нормативу 100%, является доходами бюджетов городских и сельских поселений), исчисленные исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости - в связи принятием данного областного закона и вступления его в силу с 1 января 2016 года, следует ожидать с 2017 года.

 

С учетом изменений бюджетной политики Ленинградской области поступление транспортного налога в бюджет поселения не прогнозируется. В связи с принятием Областного закона Ленинградской области от 12.10.2015 N 87-оз "О признании утратившим силу областного закона "Об установлении единых нормативов отчислений от транспортного налога"  с 1 января 2016 года транспортный налог будет зачисляться в областной бюджет по нормативу 100 процентов.

 

Проектом бюджета на 2016 год предусмотрены безвозмездные поступления в объеме 44 629,0 тысяч рублей. Доля безвозмездных поступлений в доходной части бюджета поселения на 2016 год составляет 32,2%.

 

Доходная часть бюджета поселения сформирована в соответствии с видами доходов, определенными главой 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

       Вместе с тем, оценивая обоснованность основных характеристик проекта бюджета в части доходов, Контрольно-счетная палата отмечает, что в пояснительной записке не обеспечена информативность расчетов налога на имущество физических лиц, земельного налога, что не соответствует основным направлениям налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Как неоднократно отмечалось ранее, расчеты по доходам бюджета не содержат данные по базовым (в частности, налогооблагаемой базе) или физическим показателям (количественная оценка); отсутствует информация о факторах влияния на прогноз поступлений, включая недоимку, оценку потерь от предоставления льгот, что необходимо для более достоверной оценки обоснованности предлагаемых назначений по доходам.

 

Согласно пункту 6 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

Подтвердить соблюдение  требований статьи 4 Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» о приведении нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, договоров в соответствие с пунктом 6 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации не позднее 1 июля 2015 года не представляется возможным в связи с отсутствием сведений об этом  в материалах к проекту бюджета.

 

  1. Результаты проверки и анализа формирования расходов бюджета

на 2016 год

 

Общий объем расходов бюджета Никольского городского поселения на 2016 год по сравнению с показателями бюджета на 2015 год (ред. на 01.09.2015) снизился на 23,2% и составил 141 682,7 тысяч рублей. Расходы бюджета поселения на 2017 и 2018 годы запланированы в объеме 143229,4 тысяч рублей и 129939,7 тысяч рублей соответственно.

 

Согласно пояснительной записке, при планировании бюджетных ассигнований применялись порядок и методика планирования бюджетных ассигнований, утвержденная постановлением администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 23.06.2015 № 165/1-па «Об утверждении порядка и методики планирования бюджетных ассигнований Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2016-2018 годы».

 

Анализ расходов бюджета на  2016 год по разделам:

 

 (тысяч рублей)

№ п/п

Наименование

Раздел

Утверждено на 2015 год (ред. на 01.09.2015)

Проект бюджета на 2016 год

Значения 2016 года к 2015 году, в %

1

Общегосударственные вопросы

100

39945,5

32222,5

80,7%

2

Национальная безопасность

200

1012,6

1056,9

104,4%

3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

300

533,0

821,1

154,1%

4

Национальная экономика

400

42413,3

17072,1

40,3%

5

Жилищно-коммунальное хозяйство

500

56396,4

48985,5

86,9%

6

Образование

700

1215,1

1041,0

85,7%

7

Культура, кинематография

800

21203,1

19269,7

90,9%

8

Социальная политика

1000

3387,3

3635,3

107,3%

9

Физическая культура и спорт

1100

16929,3

16078,6

95,0%

10

Средства массовой информации

1200

1500,0

1500,0

100,0%

 

ИТОГО

 

184535,7

141682,7

76,8%

 

Проектом бюджета на 2016 год бюджетные ассигнования запланированы в объеме, меньшем, чем утвержденные значения бюджета по расходам на 2015 год, по восьми разделам бюджета из десяти, за исключением ассигнований по разделам «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Средства массовой информации». Причины уменьшения объема расходов бюджета поселения по разделам в материалах, представленных одновременно с проектом бюджета поселения, не указаны.

 

Структура расходов бюджета Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области в 2016-2018 годах не претерпит существенных изменений. Наибольший удельный вес в расходах бюджета Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области в 2016 году занимают расходы на общегосударственные вопросы – 22,7%, национальную экономику- 12,0%, жилищно-коммунальное хозяйство – 34,6%, культуру – 13,6%.

При формировании проекта бюджета работа по реализации отдельных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, по мнению Контрольно-счетной палаты,  не завершена в связи с тем, что информация о реализации должным образом задачи ежегодного снижения издержек и неэффективных трат бюджета не менее чем на 5 % общих расходов в реальном выражении в пояснительной записке не приведена.

 

Согласно пояснительной записке к проекту бюджета в 2016 году администрацией Никольского городского поселения  будет продолжена
работа по реализации мероприятий, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Вместе с тем, расчеты планируемых бюджетных ассигнований местного бюджета, необходимых для реализации в 2016 годах конкретных положений указов, а также оценка обоснованности необходимых затрат не приведены, что не позволяет осуществить оценку предусмотренных в проекте бюджета подходов в целях оптимального финансового обеспечения реализации показателей указов при формировании бюджета поселения на 2016 год в рамках общих подходов по повышению эффективности бюджетных расходов.

 

5.1. Анализ формирования расходов бюджета на реализацию муниципальных программ

Анализ формирования бюджета Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов в программном формате осуществлен исходя из проекта решения, пояснительной записки (объемы бюджетных ассигнований), представленных одновременно с проектом решения в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса РФ  паспортов муниципальных программ.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации проект бюджета на 2016 год сформирован в программной структуре расходов на основе 9 муниципальных программ.

Доля программных расходов в проекте бюджета Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области составляет в 2016 году – 63,6 %, в 2017 году – 64,7%, в 2018 году – 60,0%. В бюджете 2015 года (ред. от 01.09.2015) доля программных расходов составляет 64,6%.

В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса РФ и статьей 22 Положения о бюджетном процессе одновременно с проектом бюджета в составе документов к проекту решения представлено 9 паспортов муниципальных программ.

Перечень муниципальных программ на 2016 год:

(тысяч рублей)

№ п/п

Наименование муниципальной программы

Утверждено в бюджете на 2015 год по программе (ред. на 01.09.2015)

Объем финансирования на 2016 год, согласно паспортам МП

Проект на 2016 год

отклонение бюджетных ассигнований от определенной в паспортах потребности

финансовое обеспечение МП, проект бюджета на 2016 год к паспорту МП, %

1

Муниципальная программа "Развитие физической культуры и спорта в Никольском городском поселении Тосненского района Ленинградской области "

16 704,3

16 078,6

16 078,6

0,0

100%

2

Муниципальная программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области "

50,0

50

50,0

0,0

100,0%

3

Муниципальная программа "Развитие культуры в Никольском городском поселении Тосненского района Ленинградской области "

21 441,6

20 310,7

20 310,7

0,0

100%

4

Муниципальная программа "Безопасность на территории Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области "

533,0

834,12

821,1

-13,0

98,4%

5

Муниципальная программа "Развитие автомобильных дорог Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области "

39 702,3

13900

12 572,1

-1 327,9

90,5%

6

Муниципальная программа "Газификация индивидуальных жилых домов, расположенных на территории Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области "

1 394,6

3500

3 500,0

0,0

100,0%

7

Муниципальная программа "Благоустройство территории Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области"

38 301,8

36259,3

36 259,3

0,0

100,0%

8

Муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергоэффективности на террритории Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области"

0,0

400

400,0

0,0

100.0%

9

Муниципальная программа "Устойчивое развитие части территории Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2014-2017 годы"

1 171,0

150

150,0

0,0

100%

 

Итого программные расходы

119 298,6

91 482,7

90 141,8

-1 340,9

98,5%

 

Предлагаемый проектом бюджета на 2016 год объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ «Безопасность на территории Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» и «Развитие автомобильных дорог Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» меньше указанной в паспортах программ потребности в финансовых средствах на 2016год, что ставит под сомнение возможность достижения целевых показателей и ожидаемых результатов реализации программы, а также требует их корректировки.

 

Контрольно-счетная палата обращает внимание, что муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу (статья 179 Бюджетного кодекса РФ).

Стоит отметить, что эффективность «программного» бюджета в первую очередь зависит от качества муниципальных программ и механизма контроля их реализации.

 

Контрольно-счетная палата подчеркивает необходимость учета при реализации муниципальных программ Методических рекомендаций по составлению и исполнению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ (письмо МинФина РФ   от 30.09.2014 № 09-05-05/48843).

5.2. Анализ формирования расходов бюджета по непрограммным направлениям деятельности

 

В соответствии с проектом решения на 2016 год бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных направлений деятельности предусмотрены по 6 направлениям в общем объеме 51540,9 тысяч рублей, что на 13 696,2 тысяч рублей или на 21 %, меньше показателя утвержденных бюджетных ассигнований на 2015 год (ред. 01.09.2015).

 

Объем бюджетных ассигнований на осуществление непрограммных направлений деятельности на 2016 год:

(тысяч рублей)

№ п/п

Наименование

Раздел

Утверждено на 2015 год (ред. на 01.09.2015)

Проект бюджета на 2016 год

Значения 2016 года к 2015 году, в %

1

Общегосударственные вопросы

100

39945,5

32222,5

80,7%

2

Национальная оборона

200

1012,6

1056,9

104,4%

3

Национальная экономика

400

1490,0

4300,0

288,6%

4

Жилищно-коммунальное хозяйство

500

16700,0

8826,2

52,9%

5

Культура и кинематография

800

976,6

0,0

0,0%

6

Физическая культура и спорт

1100

225,0

0,0

0,0%

6

Социальная политика

1000

3387,3

3635,3

107,3%

7

Средства массовой информации

1200

1500,0

1500,0

100,0%

 

ИТОГО непрограммные расходы

 

65237,1

51540,9

79,0%

 

Структура расходов по непрограммным направлениям деятельности бюджета Никольского городского поселения в 2016-2018 годах не претерпит существенных изменений. По-прежнему наибольший удельный вес в непрограммных расходах проекта бюджета в 2016 году занимают расходы на общегосударственные вопросы – 62,5%, жилищно-коммунальное хозяйство – 17,1%.

 

  1. Результаты проверки и анализа формирования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств

В соответствии с пунктом 3 статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации проектом решения о бюджете (пункт 10) устанавливается общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств: на 2016 год в сумме 2920,0 тысяч рублей, на 2017 год в сумме 2920,0 тысяч рублей, на 2018 год в сумме 2920,0 тысяч рублей.

Анализ объемов бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств в 2016 году, предусмотренных проектом решения, показал, что указанные объемы увеличиваются в 2016 году по сравнению с предыдущим на 13,3 % (в 2015 году объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств – 2700,0 тысяч рублей). В структуре общих расходов бюджета указанные расходные обязательства составят: в  2016 году – 2,05 % (в 2015 году – 1,7 %).

В материалах, представленных одновременно с проектом решения, обоснование планируемых бюджетных ассигнований на исполнение указанных публичных нормативных обязательств отсутствует.

  1. Результаты проверки и анализа планирования бюджетных ассигнований на обеспечение функций органов местного самоуправления в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и методических документов

 

 В соответствии с требованиями  Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2015 года № 476 утверждены  общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения.

Согласно указанному постановлению Правительства Российской Федерации, определены общие требования к порядку разработки и принятия, содержанию, обеспечению исполнения, в том числе, правовых актов местных администраций, утверждающих:

требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг);

правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения);

а также общие требования к порядку разработки и принятия, содержанию, обеспечению исполнения в том числе правовых актов муниципальных органов, утверждающих:

нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения);

требования к закупаемым ими, соответственно их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

Вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации установлено требование в отношении отдельных правовых актов, проекты которых подлежат обязательному предварительному обсуждению на заседаниях общественных советов при муниципальных органах.

Анализ результатов проверки планирования бюджетных ассигнований на обеспечение функций органов местного самоуправления Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области и подведомственных ему казенных учреждений показал следующее.

Правовой акт, устанавливающий порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций органа местного самоуправления поселения и подведомственных ему казенных учреждений, администрацией Никольского городского поселения не принят.

Соответственно, нормативные затраты на обеспечение функций органа МСУ не утверждены. Бюджетные ассигнования, предусмотренные проектом решения, сформированы без учета нормативных затрат и не могут быть признаны достаточно обоснованными.

Более того, подобный подход создает условия не только для необоснованного расходования бюджетных средств, но и для нарушения участниками бюджетного процесса бюджетных процедур: принятие бюджетных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств, а также  для нарушения органами местного самоуправления и подведомственными казенными учреждениями законодательства о контрактных закупках при осуществлении расходования бюджетных средств на обеспечение выполнения их функций.

 

  1. Результаты проверки и анализа бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы на 2016 год

 

В соответствии с пунктом 23.3 статьи 23 Положения о бюджетном процессе проектом решения предлагается утвердить адресную инвестиционную программу, финансируемую за счет средств бюджета Никольского городского поселения на 2016 год, в общем объеме 3 997,450 тысяч рублей, что на 1 183,45 тысяч рублей или на 29,6 %, меньше, чем объем бюджетных обязательств на финансовое обеспечение адресной инвестиционной программы  в 2015 году.

 Доля адресной инвестиционной программы в общем объеме расходов бюджета увеличивается  с 1,7 % в 2015 году  до 2,82  % в 2016 году.

Форма представления данных по АИП, направляемых в совет депутатов одновременно с проектом решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и требования к составу представляемой информации Бюджетным кодексом Российской Федерации, муниципальными правовыми актами совета депутатов и местной администрации не установлены.

 

Представленная в составе проекта бюджета (приложение 14 к решению) адресная инвестиционная программа включает 2 «переходящих» объекта с определением объемов инвестирования, при этом не указаны сроки строительства и реализации инвестиций.

 

(тыс. рублей)

Наименование объекта

Утверждено решением

от 23.12.2014 № 27

Предлагается проектом бюджета

на 2016 год

Сроки строит-ва

Сумма

Сроки строит-ва

Сумма

Муниципальная программа «Газификация территории Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области

Распределительный газопровод по ул. Дачная, ул. Вишневая, г. Никольское

х

1087,00

х

3200,00

Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта на территории Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области»

Реконструкция стадиона по адресу г. Никольское ул. Дачная, д. 6

х

1727,00

х

797,45

          В материалах, представленных к проекту бюджета, информация о причинах переноса (увеличения) сроков строительства (реконструкции) объектов и о продолжении их строительства отсутствует.

При этом, согласно отчета об использовании бюджетных инвестиций администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 01.10.2015 г., представленного в составе отчета об исполнении бюджета Никольского городского поселения за 9 месяцев 2015 года, фактически израсходовано средств (кассовые расходы) нарастающим итогом с начала года по объекту «Распределительный газопровод по ул. Дачная, ул. Вишневая, г. Никольское» в объеме 79,33 тысяч рублей, по объекту «Реконструкция стадиона по адресу г. Никольское ул. Дачная, д. 6» - 799,57 тысяч рублей.

С учетом того, что финансирование бюджетных инвестиций осуществляется в рамках действующих муниципальных программ, изменение сроков, объемов и видов работ по объектам строительства приводит не только к срыву реализации мероприятий муниципальных программ и, как следствие, не достижению запланированных результатов, но и неэффективному и нерациональному использованию бюджетных средств.

При формировании АИП на очередной финансовый год, по мнению КСП, необходимо учитывать динамику остатков неиспользованных бюджетных ассигнований по состоянию на начало и на конец финансового года, уровень исполнения главными распорядителями средств бюджета расходов на АИП в текущем финансовом году, динамику освоения денежных средств подрядными организациями в текущем году, бюджетные ассигнования, отвлеченные в дебиторскую задолженность, а также объемы незавершенного строительства.

 

  1. Межбюджетные трансферты, предоставляемые другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

 

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета содержит информацию об объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде.

Проектом бюджета предлагается утвердить объемы межбюджетных трансфертов из бюджета поселения в бюджет района на исполнение части полномочий на 2016 год  (1224,67 тысяч рублей):

- на осуществление отдельных полномочий по формированию архивных фондов - 57,070 тыс. рублей;

- на осуществление отдельных полномочий по исполнению бюджета – 477,8 тысяч рублей;

- на осуществление части полномочий по организации в границах поселений теплоснабжения (горячее водоснабжение, отопление) населения в части формирования отчетности – 198,0 тысяч рублей;

- на осуществление полномочий по внешнему муниципальному контролю -491,8 тысяч рублей.

 

Пунктом 16 проекта решения предлагается установить, что иные межбюджетные трансферты предоставляются в случаях заключения соглашений о передаче полномочий муниципальному образованию Тосненский район Ленинградской области на исполнение части полномочий муниципального образования Никольское городское поселение Тосненского района Ленинградской области.

Согласно статье 142.5 Бюджетного кодекса РФ, в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа городского, сельского поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов городских, сельских поселений.

При этом представленный проект решения (приложение 13) не учитывает порядок передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Согласно п. 11 статьи 3 Федерального закона РФ от 07.02.2011 №6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.  Передача полномочий контрольно-счетного органа Никольского городского поселения Контрольно-счетной палате муниципального образования Тосненский район Ленинградской области осуществлена на основании решения совета депутатов поселения от 27.11.2012 № 196 и соответствующего соглашения от 18.12.2012 № 6-КСП, заключенного между советом депутатов муниципального района и советом депутатов поселения. Таким образом, порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета поселения бюджету муниципального района на осуществление внешнего муниципального финансового контроля проектом решения не установлен (нарушение статьи 142.5 Бюджетного кодекса РФ РФ).

 

  1. Результаты проверки и анализа формирования резервного фонда местной администрации, муниципального дорожного фонда

 

Бюджетные ассигнования резервного фонда администрации поселения проектом бюджета предусмотрены в объеме:

на 2016 год – 1000,0 тысяч рублей (0,7% от общего объема расходов),

на 2017 год – 1000,0 тысяч рублей (0,7% от общего объема расходов),

на 2018 год – 1000,0 тысяч рублей (0,8% от общего объема расходов),

что не превышает ограничение, установленное пунктом 3 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ (не более 3% от общего объема расходов).

Утвержденные в бюджете поселения на 2015 год ассигнования резервного фонда, согласно отчету об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда администрации на 01.10.2015, не распределялись.

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета устанавливает объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Никольского городского поселения на 2016 год в сумме 2202,3 тысяч рублей, на 2017 год – 1451,4 тысяч рублей, на 2018 год – 1451,4 тысяч рублей.

Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда на 2016 год соответствует объему прогнозируемых поступлений акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащих зачислению в местный бюджет (1451,4 тыс. рублей) и объему субсидии на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов (750,9 тыс. рублей).

 

  1. Муниципальный долг, расходы на обслуживание муниципальных долговых обязательств

 

Верхний предел муниципального  внутреннего долга муниципального образования в проекте бюджета района, предполагается установить в следующих размерах:

- на 01 января 2017 года в сумме 0,00 тысяч рублей;

- на 01 января 2018 года в сумме 0,00 тысяч рублей;

- на 01 января 2019 года в сумме 0,00 тысяч рублей.

 

Предельный объем муниципального долга муниципального района установлен в следующих размерах:

- в 2016 году – в размере 0,00 тысяч рублей;

- в 2017 году – в размере 0,00 тысяч рублей;

- в 2018 году – в размере 0,00 тысяч рублей.

Нарушений статьи 107 Бюджетного кодекса РФ не установлено.

 

 

По результатам проведенной экспертизы в адрес главы муниципального образования и  главы администрации муниципального образования направлено соответствующее заключение.