Председатель Контрольно-счётной палаты Тосненского муниципального района Карпова Г.А. 23 марта 2018 года выступила с ежегодным докладом перед депутатам совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о работе Контрольно-счётной палаты в 2017 году

Выступление председателя КСП Карповой Г.А. на заседании совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области 

Уважаемые Виктор Валентинович, депутаты, участники заседания, коллеги! 

В соответствии с требованиями закона, Устава Контрольно-счётной палаты представляю отчет о работе за 2017 год. В письменном виде, полагаю, он имеется у депутатов.

Нами проведено 293 мероприятия, и экспертно-аналитических, и контрольных всего. Это немногим больше уровня 2016 года. По-прежнему отмечается приоритет экспертно-аналитических мероприятий, направленных на предупреждение возможных проблем в использовании муниципальных  ресурсов - (более 90%).

Особенностью нашей работы стал аудит в сфере закупок. Учитывая значительность средств, которые расходуются на приобретение товаров, работ, услуг, именно аудит в сфере закупок, когда исследуются бюджетные риски и оценивается закупочная деятельность, позволяет  определить её влияние на эффективное использование бюджетных средств.

Проведённый аудит по закупкам жилых помещений ярко это продемонстрировал. Обсуждали и с поселениями, и докладывала на заседании  совета депутатов района. Детально останавливаться не буду.

Экспертно-аналитическая деятельность.

Ключевым в экспертно-аналитической деятельности, исходя из количества проведённой работы, является финансово-экономическая экспертиза проектов МПА.

Наиболее значимые вопросы регулирования указанных МПА касались

совершенствования бюджетного процесса,
установления и изменения расходных обязательств муниципальных образований,
порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом,
правового регулирования местных налогов,
организации деятельности органов местного самоуправления.

По результатам наших экспертиз и при совместной работе с коллегами из комитета финансов, в поселениях проекта актов дорабатываются.

В 2017 году мы приняли участие в проведении единого общероссийского мероприятия по анализу расходов бюджетов на судебные расходы. Информация изложена в отчёте. Поскольку отдельно не докладывала, немного остановлюсь на результатах.

Объем расходов бюджетов на исполнение судебных решений в 2015, 2016 годах в абсолютной величине составил почти 41,5 млн рублей за 2 года по 8-ми МО по выборке. В половине МО - рост расходов в течение 2-х лет.

Из названной  суммы 9,6 млн рублей – это судебные издержки -расходы, связанные с уплатой штрафных санкций, исполнительских сборов, оплата госпошлины, услуг представителей и т.д.

Эти расходы  являются неэффективными расходами бюджетов, поскольку возникают дополнительно к основному и несвоевременно исполненному обязательству. И составили более 23%. Почти четверть. Есть о чем задуматься.

Структура распределения расходов по отраслям и направлениям в муниципальных образованиях различна, но в числе «лидирующих» можно назвать сферу жилищно-коммунального хозяйства и дороги.

В общей массе исковых требований наибольший удельный вес имеют требования юридических лиц, связанные с оплатой выполненных работ (оказанных услуг) по контрактам (договорам).

В числе причин возникновения судебных разбирательств и, как следствие, порождения неэффективных расходов, абсолютно всеми объектами контроля указываются действия (бездействия) должностных лиц местных администраций, муниципальных учреждений, слабое ведение  претензионно-исковой работы, зачастую  и вовсе отказ от участия в рассмотрении дел.

С этим мириться недопустимо. И в рамках внешней проверки годовой отчетности уже в этом году мы также уделим данному вопросу особое внимание.

Объем проверенных средств в ходе контрольной работы более 300 млн. рублей.  Общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы  составила 228,5 млн рублей, 424 нарушения, это  с ростом против уровня 2016 года, и по сумме, по количеству.

Ключевой момент в нашей деятельности – это реализация тех представлений и предписаний, которые выносятся по итогам проведенных мероприятий. Мы постоянно осуществляем контроль и соевременности, и полноты их исполнения. Нововведением в работе КСО МО стало право на привлечение к административной ответственности по большому перечню оснований, установленных КоАП. В мае 2017 года приняты соответствующие поправки в действующее законодательство. К этому мы не прибегали ни разу. Хотя из опыта работы наших региональных коллег, к сожалению, административные штрафы отмечаются  как очень эффективный инструмент, потому что тут же сразу все исправляется. Это позволяет сделать вывод, что репутационные риски существенно влияют на объекты нашего контроля.  И мы это имеем в виду.

 

Хотелось бы остановиться на наиболее значимых направлениях деятельности, которые волнуют нас:

- муниципальные программы.

Аудит эффективности всех муниципальных программ с точки зрения достижения, реализуемости целей, которые провозглашены в этих программах мы не проводили.

Но качество их исполнения мы мониторим и при проведении финансово-экономической экспертизы проектов изменений программ, и при ежеквартальном  анализе исполнения бюджета, и при проведении экспертизы изменений бюджета, и при проверке годовой бюджетной отчетности. Мы с вами об этом часто говорим. И мы видим, что изменения муниципальных программ по отношению показателям бюджета всегда существенно опаздывают. Механизм муниципальных программ, который сейчас используется, громоздкий, сильно забюрокраченный, не позволяющий решать никакие проблемы.

Счётной палатой РФ частично уже сформулированы предложения по модернизации института госпрограмм. Это не значит, что от них надо отказаться сразу, должен быть какой-то переходный период, но если уж избран в качестве инструмента институт проектного планирования, то в этом направлении следует двигаться, модифицируя постепенно государственные программы, к институту проектного планирования. Приоритетные проекты уже финансируются. Соответственно, это то направление деятельности, которое должно быть  в приоритете и у нас с вами.

- осуществление бюджетных инвестиций – вторая волнующая нас тема.

Бюджетное законодательство очень динамично меняется и в этой части. Мы изначально исходим из того, что специалисты (работники) администраций не нацелены на неправомерное использование бюджетных средств. Но уровень профессиональной подготовки, уровень финансовой и юридической грамотности, качество правового регулирования требует постоянного внимания и повышения. Недавно мы говорили об этом на заседании совета депутатов. 

- учет и распоряжение муниципальным имуществом – третья тема. Проведённые проверки и в Никольском, и в Красном Бору, и в районе, и в Тосненском ГП, и в Тельмановском сельском поселении указывают на имеющиеся проблемы и в организации учета, и в принятии решений по распоряжению имуществом. Надо и мы будем реагировать и докладывать вам.

 

Ещё одна тема, которая по итогам проведённой работы требует нашего внимания - предоставление субсидий из бюджетов, При этом не только оценка соблюдения порядка, но и  результативность их использования.

 

Участие в противодействии коррупции – это законодательно установленная обязанность КСО МО в том числе. И нами реализуется соответствующая антикоррупционная политика, в рамках которой в КСП  утверждены в 2016 году Методические указания по осуществлению мер противодействия коррупции в рамках проведения контрольной работы . В 2017 году начали активно ими руководствоваться. Этот документ и  содержит примерный перечень коррупциогенных рисков, порождающих коррупционные правонарушения, их причины и классификацию; и определяет порядок выявления коррупционных рисков и их оценки. Результаты в отчете приведены.

      

Подводя итог, хочу сказать спасибо всем за совместную работу, за заинтересованное ваше участие в результатах работы, за нацеленность на повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств. А мы продолжим нашу работу по выявлению наиболее чувствительных вопросов при исполнении бюджетов и будем своевременно об этом информировать советы депутатов, включая предложения по нормативному регулированию.

 

Спасибо за внимание.

Последние новости:

29.12.2023

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ объемов, структуры и эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования Тосненский район Ленинградской области за 2020 - 2022 гг.»

Контрольно-счетной палатой муниципального образования Тосненский район Ленинградской области проведено плановое экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ объемов, структуры и эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования Тосненский район Ленинградской области за 2020 - 2022 гг.» в 2023 году.

Применяемые сокращения:

- РФ - Российская Федерация

- МО - муниципальное образование

- БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации

- ГРБС - главные распорядители бюджетных средств

- МБУ - муниципальное бюджетное учреждение

- ТРУ – товары, работы, услуги

- ЛО - Ленинградская область

- ТР - Тосненский муниципальный район

- ПБС - получатели бюджетных средств

- КВР - код вида расходов  

- МКУ – муниципальное казенное учреждение

- Закупки, КВР 240 - закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

- Администрация - администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области

- отдел муниципальных закупок - отдел муниципальных закупок администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области

- Комитет образования - комитет образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области

- Комитет финансов - комитет финансов администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области

- Совет депутатов - совет депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области;

- Контрольно-счетная палата - Контрольно-счетная палата муниципального образования Тосненский район Ленинградской области

- МКУ «ЦЭиФ» - муниципальное казенное учреждение «Центр экономики и финансов»

- МКУ «ЦАХО» - муниципальное казенное учреждение «Центр Административно-хозяйственного Обеспечения»

- Федеральный закон № 44-ФЗ - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

11.10.2023

Информация об основных итогах контрольного мероприятия «Проверка использования средств бюджета Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, выделенных на реализацию мероприятий муниципальной программы «Благоустройство территории Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» в 2021 году»

Контрольно-счетной палатой муниципального образования Тосненский район Ленинградской области проведено плановое контрольное мероприятие «Проверка использования средств бюджета Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, выделенных на реализацию мероприятий муниципальной программы «Благоустройство территории Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области» в 2021 году».

В результате проведенного контрольного мероприятия выявлено следующее.

  1. Установлен факт нецелевого использования бюджетных средств бюджета Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (нарушение статьи 306.4 Бюджетного Кодекса Российской Федерации) на расходы, осуществленные на образовательные услуги по реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Эксплуатация и безопасное обслуживание электрических установок» на сумму 3,90 тыс. руб.
  2. Установлены факты осуществления расходов по муниципальным контрактам, предметы которых не в полной мере соответствуют муниципальной программе «Благоустройство территории Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области», утвержденной постановлением администрации Никольского городского поселения от 23.12.2020 № 228-па (с учетом изменений, внесенных постановлениями администрации 01.09.2021 № 77-па, от 01.12.2021 № 98-па, от 03.12.2021 № 99-па), а именно:

- контракт на оказание услуг по осуществлению строительного контроля с лабораторным сопровождением на объекте: «Выполнение работ по ремонту дворовой территории с расширением (стоянка) по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, д. Пустынка, д.1-3» на сумму 64,33 тыс. руб.,

- контракт на проведение комплекса услуг по оценке эффективности проведенных химических мероприятий по уничтожению борщевика Сосновского на сумму 21,79 тыс. руб.

01.06.2023

Информация об основных итогах контрольного мероприятия «Проверка целевого использования средств бюджета Рябовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, выделенных МКУК «Пельгорский дом культуры» в 2021 году (на выборочной основе)».

Контрольно-счетной палатой муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (далее - Контрольно-счетная палата) проведено плановое контрольное мероприятие «Проверка использования средств бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, выделенных на реализацию мероприятий муниципальной программы «Создание условий для развития сельского хозяйства Тосненского района Ленинградской области» за 2019 и 2020 годы».
В результате проведенного контрольного мероприятия выявлено:

1. В нарушение пункта 221 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 8 Приказа Минфина России от 14.02.2018 № 26н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений», бюджетная смета МКУК на 2021 год утверждена директором МКУК с нарушением требований пункта 2.3. Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений – получателей средств бюджета Рябовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, утвержденных постановлением администрации от 26.09.2019 № 120, в результате чего утверждены лимиты бюджетных обязательств МКУК при отсутствии их обоснования в общей сумме 6 595,99 тыс. руб.

2. Неполнота правового регулирования в части установления компенсационных выплат за работу в выходные и праздничные дни работникам, работавшим в выходной или нерабочий праздничный день, противоречивость норм статьи 153 Трудового Кодекса Российской Федерации.

3. Неполнота правового регулирования в части оформления трудового договора с художественным руководителем МКУК.

28.04.2023

Информация по результатам проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области за 2022 год (с учетом результатов внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств)

Годовой отчет об исполнении бюджета Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области за 2022 год для подготовки заключения представлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, по форме отчетности, установленной Министерством финансов РФ.

Бюджет Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области за 2022 год исполнен по доходам в сумме 33 085,51 тыс. руб., что составляет 94,6% от уточненных назначений 34 979,12 тыс. руб., по расходам – в сумме 32 013,29 тыс. руб. или 89,6% от уточненных назначений 35 743,85 тыс. руб. Бюджет за 2022 год исполнен с профицитом в сумме 1 072,22 тыс. руб.

Доля налоговых доходов в фактической структуре доходов местного бюджета составляет 27,9%. В 2022 году налоговые доходы поступили в сумме 9 216,94 тыс. руб., что составляет 87,5% от уточненного плана 10 534,87 тыс. руб.

Доля неналоговых платежей в фактической структуре доходов местного бюджета составляет 0,9%. Всего в 2022 году поступление неналоговых доходов составило 299,67 тыс. руб. Плановые назначения исполнены на 100%.

Безвозмездные поступления являются основным источником собственных доходов местного бюджета –71,2% от фактических доходов. В 2022 году налоговые доходы исполнены в сумме 23 568,90 тыс.  руб., то есть на 97,6%                от утвержденных назначений в сумме 24 144,58 тыс. руб.

28.04.2023

Информация по результатам проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (с учетом результатов внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств) за 2022 год

Годовой отчет об исполнении бюджета Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области за 2022 год представлен администрацией Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области в Контрольно-счетную палату муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в сроки, установленные статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В нарушение пункта 2.1 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 1.3 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи[1] утвержденные бюджетные показатели сводной бюджетной росписи[2]
не соответствуют решению о бюджете в части расходов бюджета по подразделу 1101 «Физическая культура» бюджетной классификации расходов бюджета.

Бюджет Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области за 2022 год исполнен по доходам в сумме 192 359,68 тыс. руб., что составляет 101,8% от уточненных назначений 189 044,38 тыс. руб.,
по расходам – 188 926,40 тыс. руб. или 92,0% от уточненных назначений 205 475,89 тыс. руб.

Бюджет за 2022 год фактически исполнен с профицитом в сумме 3 433,27 тыс. руб.

Налоговые доходы в 2022 году поступили в сумме 87 755,36 тыс. руб., что составляет 106,5% от уточненного плана 82 425,43 тыс. руб., перевыполнение составило 5 329,93 тыс. руб. В общей сумме фактических доходов бюджета налоговые доходы занимают 45,6%. Основными источниками налоговых доходов бюджета в 2022 году являются налог на доходы физических лиц и земельный налог.

Доля неналоговых платежей в фактических доходах бюджета составила 12,0%. Всего в 2022 году поступление неналоговых доходов составило
23 110,20 тыс. руб. Плановые назначения исполнены на 96,7%, не исполнено – 795,72 тыс. руб.