Версия для слабовидящих

Председатель Контрольно-счётной палаты Тосненского муниципального района Карпова Г.А. 23 марта 2018 года выступила с ежегодным докладом перед депутатам совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о работе Контрольно-счётной палаты в 2017 году

Выступление председателя КСП Карповой Г.А. на заседании совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области 

Уважаемые Виктор Валентинович, депутаты, участники заседания, коллеги! 

В соответствии с требованиями закона, Устава Контрольно-счётной палаты представляю отчет о работе за 2017 год. В письменном виде, полагаю, он имеется у депутатов.

Нами проведено 293 мероприятия, и экспертно-аналитических, и контрольных всего. Это немногим больше уровня 2016 года. По-прежнему отмечается приоритет экспертно-аналитических мероприятий, направленных на предупреждение возможных проблем в использовании муниципальных  ресурсов - (более 90%).

Особенностью нашей работы стал аудит в сфере закупок. Учитывая значительность средств, которые расходуются на приобретение товаров, работ, услуг, именно аудит в сфере закупок, когда исследуются бюджетные риски и оценивается закупочная деятельность, позволяет  определить её влияние на эффективное использование бюджетных средств.

Проведённый аудит по закупкам жилых помещений ярко это продемонстрировал. Обсуждали и с поселениями, и докладывала на заседании  совета депутатов района. Детально останавливаться не буду.

Экспертно-аналитическая деятельность.

Ключевым в экспертно-аналитической деятельности, исходя из количества проведённой работы, является финансово-экономическая экспертиза проектов МПА.

Наиболее значимые вопросы регулирования указанных МПА касались

совершенствования бюджетного процесса,
установления и изменения расходных обязательств муниципальных образований,
порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом,
правового регулирования местных налогов,
организации деятельности органов местного самоуправления.

По результатам наших экспертиз и при совместной работе с коллегами из комитета финансов, в поселениях проекта актов дорабатываются.

В 2017 году мы приняли участие в проведении единого общероссийского мероприятия по анализу расходов бюджетов на судебные расходы. Информация изложена в отчёте. Поскольку отдельно не докладывала, немного остановлюсь на результатах.

Объем расходов бюджетов на исполнение судебных решений в 2015, 2016 годах в абсолютной величине составил почти 41,5 млн рублей за 2 года по 8-ми МО по выборке. В половине МО - рост расходов в течение 2-х лет.

Из названной  суммы 9,6 млн рублей – это судебные издержки -расходы, связанные с уплатой штрафных санкций, исполнительских сборов, оплата госпошлины, услуг представителей и т.д.

Эти расходы  являются неэффективными расходами бюджетов, поскольку возникают дополнительно к основному и несвоевременно исполненному обязательству. И составили более 23%. Почти четверть. Есть о чем задуматься.

Структура распределения расходов по отраслям и направлениям в муниципальных образованиях различна, но в числе «лидирующих» можно назвать сферу жилищно-коммунального хозяйства и дороги.

В общей массе исковых требований наибольший удельный вес имеют требования юридических лиц, связанные с оплатой выполненных работ (оказанных услуг) по контрактам (договорам).

В числе причин возникновения судебных разбирательств и, как следствие, порождения неэффективных расходов, абсолютно всеми объектами контроля указываются действия (бездействия) должностных лиц местных администраций, муниципальных учреждений, слабое ведение  претензионно-исковой работы, зачастую  и вовсе отказ от участия в рассмотрении дел.

С этим мириться недопустимо. И в рамках внешней проверки годовой отчетности уже в этом году мы также уделим данному вопросу особое внимание.

Объем проверенных средств в ходе контрольной работы более 300 млн. рублей.  Общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы  составила 228,5 млн рублей, 424 нарушения, это  с ростом против уровня 2016 года, и по сумме, по количеству.

Ключевой момент в нашей деятельности – это реализация тех представлений и предписаний, которые выносятся по итогам проведенных мероприятий. Мы постоянно осуществляем контроль и соевременности, и полноты их исполнения. Нововведением в работе КСО МО стало право на привлечение к административной ответственности по большому перечню оснований, установленных КоАП. В мае 2017 года приняты соответствующие поправки в действующее законодательство. К этому мы не прибегали ни разу. Хотя из опыта работы наших региональных коллег, к сожалению, административные штрафы отмечаются  как очень эффективный инструмент, потому что тут же сразу все исправляется. Это позволяет сделать вывод, что репутационные риски существенно влияют на объекты нашего контроля.  И мы это имеем в виду.

 

Хотелось бы остановиться на наиболее значимых направлениях деятельности, которые волнуют нас:

- муниципальные программы.

Аудит эффективности всех муниципальных программ с точки зрения достижения, реализуемости целей, которые провозглашены в этих программах мы не проводили.

Но качество их исполнения мы мониторим и при проведении финансово-экономической экспертизы проектов изменений программ, и при ежеквартальном  анализе исполнения бюджета, и при проведении экспертизы изменений бюджета, и при проверке годовой бюджетной отчетности. Мы с вами об этом часто говорим. И мы видим, что изменения муниципальных программ по отношению показателям бюджета всегда существенно опаздывают. Механизм муниципальных программ, который сейчас используется, громоздкий, сильно забюрокраченный, не позволяющий решать никакие проблемы.

Счётной палатой РФ частично уже сформулированы предложения по модернизации института госпрограмм. Это не значит, что от них надо отказаться сразу, должен быть какой-то переходный период, но если уж избран в качестве инструмента институт проектного планирования, то в этом направлении следует двигаться, модифицируя постепенно государственные программы, к институту проектного планирования. Приоритетные проекты уже финансируются. Соответственно, это то направление деятельности, которое должно быть  в приоритете и у нас с вами.

- осуществление бюджетных инвестиций – вторая волнующая нас тема.

Бюджетное законодательство очень динамично меняется и в этой части. Мы изначально исходим из того, что специалисты (работники) администраций не нацелены на неправомерное использование бюджетных средств. Но уровень профессиональной подготовки, уровень финансовой и юридической грамотности, качество правового регулирования требует постоянного внимания и повышения. Недавно мы говорили об этом на заседании совета депутатов. 

- учет и распоряжение муниципальным имуществом – третья тема. Проведённые проверки и в Никольском, и в Красном Бору, и в районе, и в Тосненском ГП, и в Тельмановском сельском поселении указывают на имеющиеся проблемы и в организации учета, и в принятии решений по распоряжению имуществом. Надо и мы будем реагировать и докладывать вам.

 

Ещё одна тема, которая по итогам проведённой работы требует нашего внимания - предоставление субсидий из бюджетов, При этом не только оценка соблюдения порядка, но и  результативность их использования.

 

Участие в противодействии коррупции – это законодательно установленная обязанность КСО МО в том числе. И нами реализуется соответствующая антикоррупционная политика, в рамках которой в КСП  утверждены в 2016 году Методические указания по осуществлению мер противодействия коррупции в рамках проведения контрольной работы . В 2017 году начали активно ими руководствоваться. Этот документ и  содержит примерный перечень коррупциогенных рисков, порождающих коррупционные правонарушения, их причины и классификацию; и определяет порядок выявления коррупционных рисков и их оценки. Результаты в отчете приведены.

      

Подводя итог, хочу сказать спасибо всем за совместную работу, за заинтересованное ваше участие в результатах работы, за нацеленность на повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств. А мы продолжим нашу работу по выявлению наиболее чувствительных вопросов при исполнении бюджетов и будем своевременно об этом информировать советы депутатов, включая предложения по нормативному регулированию.

 

Спасибо за внимание.